Конкурс оптических иллюзий — это серьезное научное мероприятие, которое проводится с 2005 года Обществом неврологических исследований в рамках Европейской конференции по визуальному восприятию.
Изучение иллюзий дает ученым понять, как работает система обработки данных наших органов чувств, то есть как именно мы воспринимаем мир. В жюри конкурса входят ведущие неврологи и офтальмологи, которые выбирают каждый год победителей в трех номинациях и вручают денежные призы.
1-е место
В этом году первый приз ушел Мэтью Т.Харрисону и Гидеону П.Капловицу из Университета Невады в Рино (США). Исследователи представили, как недвижущиеся элементы Габора (полосатые переливающиеся пятнышки) могут одурачить взгляд и разум, заставив думать, что они вращаются, двигаются из стороны в сторону и дрейфуют, в то время как они стоят на месте.
2-е место
Второе место на конкурсе досталось Кокити Сугихаре из Университета Мэйдзи (Япония). Его удивительные трехмерные объекты в отражении то кажутся цилиндрами, то прямоугольниками, меняя вид, когда их поворачивают, — и это практически сводит с ума. С первого взгляда невозможно понять, что за форма находится перед вами. Энтузиасты решили повторить опыт Кокити и напечатали цилиндры на 3D-принтере. Их необычная конструкция тоже с одной стороны выглядит как квадраты, а с другой стороны — окружности.
3-е место
Третье место получила Кристин Верас из Наньянского технологического университета за необычный зоотроп. В классических модификациях внутри цилиндра по кругу размещается серия картинок. Глядя на них через тонкие прорези крутящегося барабана, можно видеть, как картинка оживает. В случае с этим проектом картинки заменены силуэтами птичек, которые крепятся вне цилиндра. Их полет можно разглядеть только через щели при вращении конструкции.
Еще 8 конкурсных иллюзий прошлых лет
Психоделические полосы, меняющие цвет
Бельгиец Марк Вергер, лауреат конкурса прошлого года, показал, как легко обмануть мозг в восприятии цветов. Две идентичные переливающиеся полоски приобретают то одни цвета, то другие в зависимости от их окружения.
Пульсирующее сердце
Романтическая автокинетическая иллюзия, представленная на конкурсе в 2014 году. Кажется, что черное сердце в тонких игольчатых полосках бьется, хотя на самом деле картинка статична.
Исчезающая рука
Удивительная мультисенсорная иллюзия с исчезающей рукой получила первый приз в в 2012 году. Наблюдая обе свои руки только на экране, участник эксперимента не замечает, как место, где изображается его рука, не соответствует реальной позиции. Когда рука вдруг исчезает на экране, он пытается нащупать ее на столе, но чувствует только пустоту. Эксперимент был разработан, чтобы имитировать потерю сознания у пациентов, перенесших инсульт.
Маска любовников
Конкурсный проект 2011 года представляет собой венецианскую маску. Не сразу становится понятно, что размытое лицо — на самом деле целующаяся пара. Такие картинки, в которых зритель может разглядеть два одинаково возможных и взаимозаменяемых изображения называется бистабильная иллюзия.
Шары, катящиеся вверх
Кокити Сугихара, финалист этого года, удивлял жюри конкурса еще в 2010-м своей конструкцией из 4 желобов. Шары по ним скатываются так, будто нарушают законы физики. Загадка иллюзии раскрывается, если посмотреть на конструкцию с другой перспективы.
Иллюзорность полов
Внимательно посмотрите на фотографии людей и попробуйте определить, кто из них мужчина, а кто женщина. На самом деле на снимках одно и то же лицо, с той лишь разницей, что у одной картинки увеличена контрастность, а у другой уменьшена. При этом лицо с большим контрастом воспринимается как женское, а лицо с меньшим контрастом — как мужское. Иллюзия Ричарда Расселла 2009 года показывает, какую роль контрастность играет в распознавании полов.
Невидимые круги
Сколько кругов вы видите на картинке? Сначала такой вопрос может поставить в ступор. На картинке среди полос отчетливо проглядываются прямоугольники. Но как только вы увидите один круг, тут же додумаетесь где искать остальные 15. Иллюзия представлена на конкурсе Энтони Норсией в 2006 году.
Падающая Пизанская башня
Какая Пизанская башня наклоняется сильнее? На самом деле, оба изображения идентичны. Но когда вы смотрите на них вместе, отчетливо кажется, что правый снимок сделан под другим углом. Причина обмана в том, что наша зрительная система обрабатывает два изображения как единую сцену. Мы привыкли, что две параллельные башни, колонны, дороги должны сходиться в одной точке по законам перспективы. Но на фотографии этого явно не происходит, значит, наш мозг воспринимает их расходящимися в разные друг от друга стороны.