На какие выставки стоит сходить в декабре

Рассказываем о выставках, которые стоит посетить в декабре в Москве. Не забывайте о мерах безопасности и прививайтесь, если можете это сделать.

Михаил Врубель в Новой Третьяковке

До 8 марта

Михаил Врубель. «Жемчужина», 1904

Выставка Михаила Врубеля на трех этажах Третьяковской галереи на Крымском Валу — самый масштабный показ произведений художника за последние 65 лет. Проект поделен на два уровня, которые рассказывают об отдельных периодах жизни и творческого пути легендарного живописца.

«Санта-Барбара. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона» в «ГЭС-2»

С 4 декабря по 13 марта

Дом культуры «ГЭС-2» наконец-то откроет двери для широкой публики с многообещающей программой. Первый сезон получил название «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?», в рамках которого исландский художник Рагнар Кьяртанссон переснимет 100 серий популярной американской киноновеллы девяностых.

«Азбука шедевра» в «Новом Иерусалиме»

С 17 декабря по 19 июня

Василий Кандинский. «Импровизация № 209»

Более 100 работ русских живописцев — Ивана Шишкина, Казимира Малевича, Марка Шагала и других — отобранных из музейных собраний по всей стране представлены на выставке, устроенной по принципу алфавита: каждой букве (и слову на эту букву) отведен свой тематический раздел и отдельная глава повествования.

«Валюта на Атараксе» Алексея Таруца в особняке на Софийской набережной

С 25 ноября по 5 декабря

«Валюта на Атараксе», 2021

Московский художник Алексей Таруц предлагает посетителям обменять свое заветное желание на крипокоин. Эта внутренняя валюта проекта представляет собой десятирублевую монету с выгравированными на ней трайблами — рисунком случайно замеченной на руке незнакомца татуировки.

«Константин Горбатов. Приближая красоту» в «Новом Иерусалиме»

До 5 декабря

«Зимний день на Капри», 1927

Большая ретроспективная выставка одного из главных представителей русского импрессионизма состоит из трех разделов, посвященных разным периодам жизни художника и странам, в которых ему довелось побывать: Италии, Испании и Палестине.

«Ника Неелова. [Ъ] [Ы] [Ь]» в Центре Вознесенского

До 7 января

Британская художница российского происхождения использует в своих проектах «Заново рожденные» архитектурные элементы, превращая, к примеру, старые лестничные перила в пространственные инсталляции. На этот раз Неелова вдохновилась стихотворением Льва Лосева «Тринадцать», в котором он рифмует буквы Ъ, Ы и Ь, называвшиеся в прошлом éръ, еры́ и éрь, со словом «зверь».

«Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли» в ГМИИ им. Пушкина

До 16 января

Умберто Боччони. «Город поднимается», 1910. Этюд к одноименной картине

26 полотен из собрания миланского коллекционера — редкая возможность увидеть в Москве работы Джакомо Баллы, Умберто Боччони, Джино Северини и других итальянских мастеров начала XX века.

«Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» в Музее русского импрессионизма

До 16 января

Константин Юон. «Провинциалки», 1920–1922

В экспозицию проекта вошли работы, которые были представлены публике в Нью-Йорке в 1924 году на крупнейшем показе русской живописи в США. По словам организаторов, картины пришлось разыскивать по всему миру в частных и музейных собраниях России, США, Канады, Испании, Германии, Армении и других стран.

«Отпечатки» Даниила Архипенко в галерее «Тираж»

До 20 января

Выставка живописи молодого художника из Санкт-Петербурга состоит из четырех частей: «Человек», «Рождение», «Свет» и «Земля». Художник использует отпечатки одновременно и как образ (след, оставленный природой или человеком), и как живописный прием работы с поверхностью холста.

Олег Кулик в галерее «Сцена»

С 4 декабря по 30 января

Олег Кулик, Александр Бренер. «Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером», 23 ноября 1994. Большая Якиманка, Москва

Архивная выставка одного из самых эксцентричных художников российской художественной сцены. В экспозицию вошли фото- и видеоматериалы, а также документация знаменитых акций Олега Кулика в образе человека-собаки.

«Служба времени. О природе длительности, преодоления и аффекта» в «Гараже»

До 30 января

Сунь Фужун. «Десятилетие», 2003–2005. Серия «Искусывание»

Эклектичная подборка современного искусства, работающего со временем, — от картины Вячеслава-Юры Усеинова, которую тот создавал одиннадцать лет, до перформансов Хэ Юньчана и Есико Симады.

«Томас Деманд. Зеркало без памяти» в «Гараже»

До 30 января

Томас Деманд. «Инкубатор», 2020

На первой в России выставке немецкого художника Томаса Деманда можно увидеть знаковые проекты, посвященные темам симуляции, макетов и моделирования, а также видео, которые специально для выставки создал режиссер и писатель Александр Клюге.

«Миры гравюры на металле» в Третьяковской галерее

До 5 мая

Дмитрий Плавинский. «Уходящая старина», 1975

Четыре столетия гравировального искусства — от голландцев братьев Больсверт и работ Валентина Серова до Дмитрия Плавинского, Льва Кропивницкого и других художников, обращавшихся к этой технике в XX и XXI веках. Часть экспонатов будет представлена публике впервые.

«Я люблю Зверева» в Музее АЗ

До 29 мая

Анатолий Зверев. «Портрет Рыжовой», 1955

Один из самых крупных коллекционеров советского неофициального искусства Георгий Костаки считал Зверева первым русским экспрессионистом. На выставке, приуроченной к 90-летию художника-нонконформиста, можно увидеть больше сотни работ, отобранных из шести частных коллекций.