Выставки в Москве

Художники и кураторы проекта «Лаборатория Земля» отвечают на глобальные вопросы

29 июня 2016 в 09:40
Открывшаяся на «Красном Октябре» выставка «Лаборатория Земля» — проект «Политеха» и австрийского центра Ars Electronica — ставит настолько сложные вопросы, что на них нет ответа ни у науки, ни у искусства. «Афиша Daily» решила адресовать не менее трудные авторам и кураторам «Лаборатории».

Выставка «Лаборатория Земля»

Это первый в России проект старейшей и авторитетнейшей институции цифрового искусства — Ars Electronica — на пару с Политехническим музеем. Художники, композиторы, дизайнеры и инженеры размышляют о хрупкости планеты и сложных отношениях человека с миром вокруг. Экспонаты подобрались самые удивительные — от фабрики с мухами и простейшего робота-тетраэдра, который может подстраиваться под окружающее пространство, до бактерий с тела художницы; что мухи, что бактерии растут и развиваются в реальном времени. Будущее здесь уже наступило: свет и звук сообщают, насколько довольны своей жизнью растения (на самом деле — оптимальны ли для них воздух и почва), а сложные роботизированные системы как будто существуют сами по себе — и без человека.

В чем главная проблема России

Соня Боймель
Художник

Мне трудно ответить на этот вопрос: я впервые в России, приехала только вчера. На самом деле, то, о чем говорят здесь, я слышу везде. Например, три недели назад я была в Израиле, и там тоже много размышляют о том, как сохранить свободные пространства, о самовыражении, о том, как строить продуктивный диалог.

Соня Боймель «Expanded self II». Живые бактерии с тела художницы, повторяющие форму ее руки
Мануэла Нуво
Куратор, Ars Electronica

Мы сотрудничаем с русскими учеными, я много говорю с ними, но мне все-таки трудно об этом высказывать какое-то определенное мнение. У вас точно могло бы быть больше художественных резиденций. Ваш МИД мне сказал, что они хотят иметь специальные кураторские и художественные программы по обмену художников с Австрией, и мне очень понравилась эта идея.

Алексей Щербина
Сокуратор российской комиссии и параллельной программы, проект «Лаборатория Земля»

Это политический материал? Я думаю, что мы долго запрягаем. Идеи приходят быстро, возможности реализовывать их есть, но мы слишком долго их осмысливаем, некоторые вещи просто не приходят своевременно. Кажется, будто понятно, что нужно делать, но все подходят к этому как-то долго. Это просто такие обстоятельства, не проблема, а скорее ситуация. Плюсы и минусы в любой ситуации есть всегда.

Александра Гаврилова и Сергей Титов
Художники, студия Stain

Если бы мы ставили цели для России, то попробовали сместить активность и распределение ресурсов из военной сферы в область культуры и мирного взаимодействия с другими народами. А еще экология. Дружба людей русских с нерусскими, русских между собой и дружба русских людей с другими биологическими видами — вот главные проблемы и вопросы.

Stain «Все голоса». Шлем виртуальной реальности помогает по-новому взглянуть на инсталляцию, которая меняется, если ее внимательно разглядывать
Оливер Элиас
Программист, Garamantis/Ars Electronica

Я не вижу много проблем в России. По сравнению с моей родной Германией, люди кажутся очень открытыми, свежими, выражают свои мысли более прямо, — и попадают в самую точку. Конечно, Россия имеет определенный образ сейчас в связи с нашей внешней политикой, но когда оказываешься здесь — все видишь иначе.

Наталья Фукс
Искусствовед и куратор, Политехнический музей

Интеграция в глобальные процессы. И переживание исторической памяти вместе с другими людьми и нациями. Это движение необходимо для разных культур, и все мы несовершенны в пропагандируемой толерантности. В людях сильно утверждаются обратные толерантности процессы. Задача и вызов России в том, чтобы, несмотря на трудности политического и экономического характера, находиться внутри глобальной ситуации, в том числе и в тех практиках, которыми занимаюсь я, — искусство, наука и технологии.

Дмитрий Булатов, Алексей Чебыкин. «Точка доступа». Глядя на макет через смартфон, можно увидеть как в Петрограде 1920-х вырастает башня Татлина. При этом изображение будет четким, только если растение в инсталляции довольно жизнью, светом и питанием

В чем главная проблема современного искусства

Нуво: Современное искусство — это очень узкий круг, и иногда слишком закрытый. Мы просто не пускаем к себе других людей. Я сейчас много работаю с медиахудожниками, и мне очень нравится их междисциплинарный подход. Они работают с любыми специалистами, которые занимались чем-то, кроме искусства, в прошлом. В мире медиа к этому относятся намного проще, а в современном искусстве не так много возможностей, да и все как будто бы закрыты для новых направлений.

Щербина: Думаю, что проблемы у современного искусства такие же, как и у современного общества, а в частности, технологическое искусство старается искать решения для этих проблем, выставка «Лаборатория Земля» во многом об этом.

Гаврилова: Нет никаких границ — никто не понимает, где начинается современное искусство и где заканчивается. Я слышала, что даже у Института проблем современного искусства слово «проблемы» возникло случайно в названии и употребляется не в привычном значении, как сложности и что-то страшное, а задачи. На мой взгляд, задачи любого искусства, и в этом я не вижу разницы между современным и не современным — как и любой культуры в целом, — это некое очищение и поддержание общества духовно здоровым. Может быть, это однобокое мнение, но я так вижу нашу задачу. Художник или философ делает свою работу, чтобы освободить людей от замкнутости на бытовой реальности или повседневности.

Элиас: Мне кажется, самое сложное — затронуть эмоций людей. И искусство и технологии так или иначе дают им доступ к информации, а эмоциональный контакт — это лучший способ ее передать, от одного контекста к другому.

Фукс: Мысли прячутся при словосочетании «главная проблема». И хочется сказать: прежде всего, отстоять себя. Современная культура — такое пространство, в котором приходится очень много трудиться, чтобы быть тем, кто ты есть на самом деле. Большей части общества кажется, что это ультрарадикальная привилегия. В искусстве живут очень сильные люди, это ежедневная борьба за то, чтобы быть счастливым.

Миноискатель от Массуда Хассани. Устройство с GPS-навигатором, которое приводится в движение силой ветра и способно разминировать минные поля

Назовите самый большой вызов человечеству в XXI веке

Боймель: Нам всем нужно как следует подумать о том, что значит быть в человеком в XXI веке, — о человеческом теле, например. На нашем теле проживает огромное количество микробов, которые постоянно меняются под воздействием окружающей среды. Микробы имеют почти искусственное отношение к нашему телу. У меня нет ответов и готовых решений, мне просто хочется, чтобы люди больше обратили внимание на этих существ, которые одновременно и человек, и нет. Нам почему-то кажется, что такие маленькие вещи не имеют значения. Но это не так. Меня поражает, что мы пытаемся открыть другие планеты, но не то чтобы до конца понимаем собственную.

Нуво: Сотрудничество. Все говорят о том, что нам нужно сотрудничать, но я пока слышу только пустые слова. Если мы хотим что-нибудь сделать в этом мире, то должны делать это вместе. Говорят «они», «он», «я» — но никто не говорит «мы». Для сотрудничества нужно в какой-то момент оставить свои идеи и подвинуть свое эго. Иногда меня просто бесит слово «коллаборация», потому что люди им бессмысленно бросаются. По-настоящему работают вместе не так часто.

Щербина: Проснуться. Очень многие процессы происходят по инерции. Мы не отдаем себе отчет в том, что по привычке делаем многое так, как раньше. Возможно, было бы полезно задумываться о том, почему мы делаем это и что именно происходит.

Гаврилова: Преодолеть антропоцентризм и открыться космосу. Шире взглянуть на стремление открыть новое.

Элиас: О, вопросы все масштабнее и сложнее. Окей. Я думаю, главная проблема в том, что мы слишком заботимся о себе и считаем самих себя слишком важными. Нам нравится создавать себе проблемы, потому что иначе человеку не к чему стремиться. Мы слишком заняты тем, чтобы создавать себе проблемы, мы отворачиваемся от других и забываем о том скромном месте, которое занимаем.

Фукс: Для человечества большим вызовом сейчас является духовность. И в целом философское отношение к реальности. Мы живем очень быстро, и я замечаю — в профессиональной среде в том числе, — что у людей остается мало времени на размышления. А сохранить возможность размышлять и тратить время на попытку ответить на какие-то вопросы для самого себя — очень важно, особенно в современном мире с его большими скоростями.

Проект ARTSAT конструирует космические аппараты для художественных миссий. На картинках — артефакты проекта

И наконец, какая главная проблема, с которой столкнулись лично вы вчера?

Боймель: Ответ будет очень житейским. Я работаю с бактериями, и хотела выставить их в виде силуэта своего тела. С помощью пищи для бактерий можно сделать скульптуру, и вот этот материал у меня никак не хотел становиться жестким. Я работала вместе с русским ученым, мы долго экспериментировали, добавляли то одно, то другое. Я боялась, что не успею закончить работу. Но все получилось.

Нуво: Мне пришлось прождать три часа на паспортном контроле. Даже не знаю, как это вышло, — скорее всего из-за того, что три самолета прилетели одновременно. Самое ужасное, что я все время чувствовала своей спиной чей-то горячий живот.

Щербина: Все вчера было вполне в рамках дозволенного. А главная проблема на любых проектах — всегда немного не хватает времени.

Гаврилова: Cамыми сложными проблемами часто становятся технические. Вчера целую ночь мы боролись с тем, что оборудование программы не работало так, как ожидаешь. Иногда ты делаешь все правильно, но почему-то программа не работает.

Элиас: Вчера? Не мог подключить адаптер к компьютеру.

Фукс: Вчера я столкнулась с проблемой безответственности. И с проблемой доверия. Непросто работать в масштабном международном коллективе; прежде всего, потому что у людей существуют сложности с доверием. Мне кажется, именно это порождает трудности в коммуникации между людьми.

Расскажите друзьям
Читайте также