Стартер-пак

Стартер-паки иллюстраторов: советуют опытные профи для работы и вдохновения

24 августа 2020 в 15:11
Иллюстрация: Саша Богатов
Что купить, если хочешь иллюстрировать, делать скетчи и коллажи? Что взять сразу, а что потом? Где учиться? А главное — какой ноутбук выбрать? Вместе с HP мы узнали у иллюстраторов и художников, какими устройствами и приложениями они пользуются, спросили несколько советов для новичков и составили стартер-пак начинающего иллюстратора.

Образование и вдохновение

Набор Саши Богатова

Саша Богатов

Коллажный иллюстратор. Рисовал коллажные иллюстрации для проекта «Сбербанка» «Свое дело», AliExpress, Forbes, Faberlic и РБК.

«Гейзер в голове» Марио Прикена, «Фантазия» Бруно Мунари, «Профессия — иллюстратор» Натали Ратковски

Книг по придумыванию идей масса, но мало книг, заточенных на придумывание визуальных идей. «Гейзер в голове» — исчерпывающий справочник по техникам и методам придумывания идей для рекламы, визуальных коммуникаций и иллюстраций. В «Фантазии» мне нравится, как автор рассказывает о базовых приемах нашего воображения, с помощью которого мы создаем образы. «Профессия — иллюстратор» — хорошая книга для знакомства с профессией, но отдельно стоит обратить внимание на главу «Техники творческого подхода к созданию иллюстрации», где Ратковски показала и работающие техники, и отличные примеры.

Domestika

Мое открытие 2019 года — онлайн-площадка с небольшими практическими курсами. Их ведут знаменитые и классные специалисты в дизайне, иллюстрации, маркетинге, на которых вы, скорее всего, подписаны в инстаграме, бихансе и пинтересте. Главные плюсы: небольшая стоимость (со скидками будет около 10–15 евро за курс), курсы в записи, фокус на отработку конкретных умений. Если плохо знаете английский, но учиться очень хочется, советую установить расширение Google Translate. Переводчик подхватит текст титров и будет переводить автоматически по ходу урока.

Топ-3 курсов, которые купил и изучил

— Editorial Illustration, Javier Jaén.

«Идеи в иллюстрации» Ильи Митрошина и Bang Bang Education

Единственный крутой курс по придумыванию идей и сюжетов для иллюстрации на российском рынке онлайн-образования. В нем научат искать идеи простыми и сложными способами: через форму, игру слов, искажение, ментальную карту, таблицу, сюжет, съемки фильма и другие.

Новые инструменты

Они открывают новое поле игры и экспериментов для культурного и профессионального багажа. Это автоматически выводит из старого образа работы и дает силы. Например, иллюстратору классно изучить анимацию в After Effects или сделать иллюстрации в Cinema 4D. Онлайн-школы, которые помогут в этом: Skvot, Bang Bang Education и Contented.

Крупные англоязычные ресурсы, которые отлично подходят для вдохновения. Много свежего, талантливого и разного контента.

Телеграм-каналы

— «Дизайн-снайпер» — канал [преподавателя Британской высшей школы дизайна] Дмитрия Карпова о визуальной культуре, лучших примерах визуальных искусств и развитии творческих способностей.

— «Фотожир» — канал фотографа Ивана Князева о современной фотографии. Выкладывает шикарные примеры обложек, съемок и, действительно, фотожир.

— «ШишКино» — канал режиссера Максима Шишкина. Разбирает сцены фильмов, анализирует кадры и пишет о языке кино.

Сайт Drawing Museum
Книга «Простое рисование» Дмитрия Горелышева
Школа Bang Bang Education
Бумажный скотч
Книга «Фантазия» Бруно Мунари
Маркет «Вкус бумаги»
Зин Sputnikat
Контейнер «Самла»
Сайт It’s Nice That

Свою базу знаний, референсы и источники вдохновения хочется собрать в одном месте. Таким цифровым хабом, в котором ведутся и хранятся все проекты, может стать HP Envy 13, стильный, тонкий 13-дюймовый ноутбук. Он весит всего 1,3 килограмма, поэтому свою диджитал-коллекцию и незаконченные работы можно взять с собой. Ноутбука хватит, если даже если каждая ваша иллюстрация занимает по 200 мегабайтов — в линейке Envy 13 есть модели с внутренней памятью до одного терабайта. Присмотритесь к линейке на официальном сайте HP.

Набор Сони Коршенбойм

Соня Коршенбойм

Иллюстратор и художница. Сотрудничает с «Медузой», «Тинькофф банком», Culture Trip, Quartz. Рисовала для Google Android, Intercom, Bon Appétit и Coca Cola.

«Мартиролог» Андрея Тарковского

Я часто сравниваю иллюстрацию и кино и, создавая серии иллюстраций к большим текстам, чувствую себя режиссером. Андрей Арсеньевич для меня большой учитель по работе с композицией, светом и смыслами. Это сборник его дневниковых записей с 1970 по 1986 год. Дневники — удивительная возможность заглянуть в голову великого художника, отследить его процессы поиска идей, ход мысли и работу с литературой, философские рассуждения, борьбу с возникающими трудностями на пути творческого процесса и бытом.

«Простое рисование» Дмитрия Горелышева

Прекрасная книга с кучей упражнений поможет по-новому посмотреть на привычные вещи, попробовать различные техники и методы работы. Идеальная книга для начинающего иллюстратора, чтобы обогатиться новыми художественными практиками.

«Party» Aldous Harding

Альбом новозеландской исполнительницы и композитора стал для меня саундтреком 2020 года. Своим голосом, самобытным визуальным рядом и неподражаемой харизмой она создает уникальную мрачноватую эстетику, которая вдохновляет, увлекает и примиряет с собой.

Музыка может отвлекать от работы, может задать темп, когда нужно раскачаться, может бодрить и мотивировать в течение дня, может создать состояние, которое вовлечет в атмосферу статьи или книги, над которой вы работаете.

«Это провал»

В иллюстрации есть разные стадии работы, например, которые требуют максимальной концентрации: когда читаешь текст, анализируешь его или усиленно формулируешь идею. Все чаще в такие моменты я работаю в тишине или слушаю какой‑нибудь эмбиент. Когда наступает процесс визуализации, работа с цветом и формами, то включаю что‑нибудь созвучное, иногда люблю попеть. Когда происходит монотонная работа, включаю подкасты или интервью. Любимый подкаст — «Это провал»; мне нравится его интимное пространство, будто ты случайно подслушал разговор и стал его участником.

Курсы «Простой школы»

Я училась иллюстрации самостоятельно: следила за курсом иллюстрации в «Британке», разбиралась с заданиями, которые делают студенты, смотрела лекции в открытом доступе и ежедневно очень много рисовала, каждый раз пытаясь попробовать что‑то новое.

На сайте «Простой школы» большое разнообразие художественных курсов онлайн и офлайн различной продолжительности, разной степени сложности. Как минимум можно подписаться на ее инстаграм, где, помимо великолепной подборки графики, можно встретить интересные эфиры с иллюстраторами и художниками, которые делятся своим опытом и знаниями. На ее ютьюбе можно найти несколько классных лекций Виктора Меламеда, где он помогает настроить свою собственную оптику.

Набор Тани Вино

Таня Вино

Иллюстратор, дизайнер. Соосновательница арт-группировки Akulka. Разрабатывает дизайн и полиграфию для бара Bambule. Создавала меню-зин для бара «Коробок». Рисовала для «ПИК Медиа», «Таких дел», самиздата «Батенька, да вы трансформер».

Netflix и YouTube Music

В рамках любого (почти) проекта есть тот приятный этап, когда уже все придумал и остается только поудобнее усесться и все не спеша сделать. В такие моменты я люблю заказать вкусной еды и включить какой‑нибудь сериал на фоне. За несколько лет я «прослушала» уже сотни сериалов и передач. Главное — не включать ничего очень интересного, иначе прощай, работа. Сериалы и документалки я ищу на Netflix или Prime Video, иногда включаю «Амедиатеку». Когда нужно сосредоточиться, лучше работает музыка, для этого использую YouTube Music.

«Машинерия портрета» Виктора Меламеда и «Понимание комикса» Скотта МакКлауда

В моем вечном бардаке на столе выделено отдельное место под стопку книг. Это комиксы, книги с иллюстрациями и про иллюстрацию. Они служат мне таким бумажным пинтерестом — там всегда можно что‑то подсмотреть, освежить в памяти или просто переключить внимание. Состав стопки время от времени меняется, но есть две книги, которые уже давно не покидают стола. «Машинерию портрета» Виктора Меламеда советую почитать, даже если вам сейчас не до портрета. Книга в первую очередь о том, как смотреть и быть зрителем. «Понимание комикса» Скотта МакКлауда — это буквально комикс о комиксе. Суперкрутой ход с подачей материала — ни за что в жизни не пожалуешься, что вдруг стало скучно читать комикс!

«Неплохо», Benzine и другие зины

Все мои интересы устремлены в комиксы, самиздат, его развитие, участие в коллаборациях, печать, выставки и маркеты. Радует, что российское комьюнити растет, рынок становится суперъярким и сумасшедшим. Московские ребята из Sputnikat печатают море красоты на своем собственном ризографе; мы с моим другом и коллегой Надей Железновой в команде Akulka выпускаем крутой иллюстраторский журнал «Бредень»; за визуальными исследованиями идите в инстаграм к «Неплохо»; много зинов выпускает издательство Samopal Books; уютный зин-магазин Benzine Store. Если не только посмотреть и купить, но и напечатать что‑то свое — это к Esh Print.

Nobrow, Strapazin и другие ресурсы о комиксах

Следить за развитием современного комикса можно, подписавшись на Nobrow, Kuš!, Kutikuti и Strapazin. Если сами рисуете комиксы — дико полезно почитать 10 Rules for Drawing Comics, написанные самыми разными художниками комиксов.

Drawing Museum, Posterino и другие коллекции дизайна

Лучшее место для знакомства с графикой — виртуальный музей графики Димы Горелышева. Рай для тех, кто любит плакатное искусство, — проект Posterino. Хорошие инстаграмы у Abstract и Музея современного искусства. Почитать полезное и важное о том, как быть фрилансером и все делать правильно, можно у Illustratorsunion.

«Вкус бумаги», Deficit Art Book Fair и другие маркеты

Принт-маркеты очень важны с точки зрения обмена опытом. Плюс это возможность наконец встать из‑за стола, размяться, вспомнить лица коллег и продать свои работы. В Москве ежегодно проходят большие принт-маркеты «Вкус бумаги» и Deficit Art Book Fair. В Европе есть масштабный фестиваль комиксов Fumetto, а также фестивали Frame Prague Comics Art Festival и Fanzineist Vienna Art Book & Zine Fair.

Набор Нади Железновой

Надя Железнова

Художница, иллюстратор. Создательница бренда «Важная гусеница» и соосновательница арт-группировки Akulka. Выставлялась во Франции и Швейцарии. Рисовала для Internazionale, Первого канала, «Яндекса», «Истры.РФ», Alphabook, «Таких дел» и т. д.

It’s Nice That

Пока утренний кофе не закончился, я проверяю почту и просматриваю ленту в инстаграме и бихансе, где я слежу за огромным количеством создателей, а также за различными медиа. Один из любимых — It’s Nice That. Мне интересно следить за всем, что происходит в сфере визуальных искусств, — часто сторонние, соседствующие направления могут дать намного больше, чем основные. Каждому художнику надо чем‑то питаться и вдохновляться, чтобы трансформировать информацию и рассказывать свои истории.

Ассоциация, созданная для помощи в продвижении и защиты прав иллюстраторов. На начальном этапе своей деятельности я ориентировалась на материалы, собранные на этом сайте, — это касалось вопросов ценообразования, прав на использование и других сложных и скучных вещей. На сайте можно оформить членство и получить доступ к ресурсам, консультациям и возможности размещать портфолио. Также она является организатором World Illustration Awards и выпускает большой каталог.

Приложения и подписки

Саша Богатов

Google Keep и Notion

Кроме бумажных блокнотов использую цифровые. Google Keep — для быстрых и внезапных ежедневных идей. Потом ежедневные идеи оттуда и из бумажных блокнотов перекидываю в Notion. В нем у меня огромная табличка с лучшими идеями, которые можно реализовывать или уже сейчас, или в отдаленном будущем.

Adobe Creative Cloud

Я зарабатываю на иллюстрации, и Adobe мне помогает в этом. В основном работаю в Photoshop, Illustrator, After Effects. Если вы студент, то можно сэкономить на подписке, купив студенческую версию.

Dropbox

Храню в дропбоксе все исходники, скетчи, наброски личных проектов. Все структурирую по папкам, не боюсь за сохранность файлов; когда кому‑то из клиентов нужно, делюсь ими с телефона.

Соня Коршенбойм

Подписка на Adobe Illustrator

За последнее время появилось множество графических редакторов с разнообразными кистями и эффектами, но я остаюсь верна Adobe Illustrator. В нем есть все функции, необходимые мне для работы. Adobe Photoshop я практически не использую — почему‑то недолюбливаю его.

Behance

Примерно в тот же момент, когда нарисуете свою первую иллюстрацию, вам необходимо завести онлайн-портфолио, оформить свою страницу, делиться лучшими работами и проявлять социальную активность. Биханс для меня максимально удобная платформа, а главное — очень живая: компании и агентства активно ей пользуются. Все иностранные клиенты находят меня именно там. Свой сайт пока что только в планах.

Таня Вино

Инстаграм

Главное приложение, без которого как без рук. Это одновременно площадка для поиска референсов, живое портфолио, способ быстро найти полезные подписки и место, чтобы тупить, когда устал. Например, я люблю лайкать ежей и этим порчу подборку постов своим друзьям.

Набор True Grit Texture Supply

В иллюстрации я совмещаю ручные техники и цифровое рисование. Одни и те же ходы мне быстро наскучивают, поэтому ищу искать новые инструменты, кисти, текстуры. Недавнее открытие — True Grit Texture Supply. Приятные наборы, которые при разумном подходе шикарно работают.

Todoist и Notion

Без планирования не получится наладить нормальный рабочий процесс, поэтому списки, заметки, таблицы важны не меньше, чем карандаши, ручки и планшет. Todoist — просто чек-лист, удобен для мелких задач, которые нужно решить за день. В Notion можно найти практически все, что нужно для ведения повседневных дел и больших проектов. Есть много готовых шаблонов на все случаи жизни, которые настраиваются под необходимые задачи. Хочешь — трекай полезные привычки, хочешь — создай список для чтения, хочешь — настрой мудборд. Главное — все в одном месте.

Надя Железнова

Procreate

Когда работа готова, начинается этап обработки, и тут я снова использую сканер, Procreate и Photoshop. Обработка такой же важный этап, как и само рисование. Зритель должен увидеть яркую и четкую картинку и, возможно, не понять, чем и как это сделано.

Я предана аналоговым способам рисования, поэтому использую Procreate в начале и в конце работы. Там, где нужно быстро набросать композиционное решение, подобрать палитру, сделать простой коллаж, обтравить элементы и внести небольшие правки. Procreate позволяет экспортировать файлы во всех необходимых форматах, в том числе и PSD, что очень удобно, если вы хотите доработать картинку в Adobe Photoshop. Еще радует возможность записать процесс работы в виде таймлапса и новые возможности для анимации.

Miro

Работая над большим проектом, приходится много держать в голове: списки задач в Trello, референсы в Pinterest, а эскизы в Procreate. Каждое из приложений отлично выполняет свои функции, однако при таком подходе невозможно взглянуть на весь масштаб наработок. Вот тут вам поможет Miro. Это бесконечная онлайн-доска, на которую можно подтягивать картинки, заметки, файлы, ссылки, зарисовки и что угодно. Что‑то вроде mind map, только с кучей материалов. Как стены в сериалах про серийных убийц с желтыми стикерами и красными нитками, которые ведут от одного места к другому. Пока не увидишь картину целиком, не раскроешь дело. Многие мои коллеги собираются в Miro, чтобы вместе порисовать и повеселиться, как всем двором с мелом на асфальте, только удобнее.

Trello

Организация — очень важная часть работы, вне зависимости от того, один у вас проект или десять. С планированием больших проектов, списком задач и напоминаниями отлично справляется Trello, облачная программа для управления проектами одним и или несколькими участниками.

Карандаш Faber Castell Pitt Oil Base
Приложение Procreate
Скетчбук Royal Talens Art Creation Hardback
Label Maker
Сервисы Adobe Creative Cloud
Сканер HP DeskJet Ink Advantage 3835
Приложение Trello
Планшет Wacom Intuos Pen and Touch
Нож NT Cutter A-300RP
Ноутбук HP Envy 13

Будущему профессионалу, который работает с десятками разных инструментов, нужно мощное рабочее пространство, чтобы объединить их всех. Внутри тонкого HP Envy 13 работают мощные видеокарты Intel Iris Plus или Nvidia GeForce, которые помогут в работе со сложными графическими файлами. SSD-хранилище обеспечит быстрый запуск и ноутбука, и программ. Три USB-порта подключат планшеты, камеры, сканеры и другие устройства для творческой работы. Любителям больших дисплеев в линейке Envy 13 понравится модель с 17-дюймовым экраном. Купить его можно на официальном сайте HP. Купить ноутбук можно на официальном сайте HP.

Техника и инструменты

Саша Богатов

Wacom Intuos Pen and Touch

Небольшой планшет, который составляет рабочую пару с ноутбуком и занимает немного места в сумке. Использую его уже пять лет. Я работаю с цифровыми коллажами, вырезать и работать с кучей слоев удобно только в паре с планшетом.

Бумажные и цифровые блокноты

Использую блокноты для работы и придумывания собственных идей с 15–16 лет. Это лучшая ленивая техника для придумывания идей — фиксировать мысли, образы, спонтанные идеи в блокнотах, чтобы не надеяться на память. Год назад открыл для себя наборы нелинованных блокнотов А5 из IKEA. Они дешевые, стильные и отлично смотрятся в моем архиве блокнотов.

Соня Коршенбойм

Скетчбук Royal Talens Art Creation Hardback

Уютное личное пространство иллюстратора для фиксации наблюдений, мыслей, сюжетов и художественных практик. Скетчбук с плотной обложкой сбережет ваши эскизы и очень удобен для рисования. Со временем любопытно наблюдать через страницы скетчбука свой прогресс, возвращаться к старым наработкам и создавать что‑то новое на их основе. Хорошо иметь одновременно два скетчбука разного размера: один маленький, чтобы всюду брать с собой, другой побольше — для работы дома, чтобы было место, где размахнуться. Последнее время я пользуюсь Royal Talens Art Creation Hardback Sketch Book 21×29,7 см, в нем 80 листов плотной (140 г/кв.м.), чуть желтоватой бумаги. С виду похож на «Молескин», но стоит дешевле.

Карандаш Faber Castell Pitt Oil Base

Лучший карандаш всех времен и народов. Преимущественное отличие его от других простых карандашей — отсутствие характерного блеска, глубокий насыщенный тон, наличие трех вариантов мягкости. Для меня простой карандаш — это основа всего. Когда необходимо сделать быструю зарисовку на ходу, это тот инструмент, который я первым хватаю из объемного пенала с цветными карандашами и пастелью.

Нож NT Cutter A-300RP

Японский канцелярский нож поможет держать острые карандаши готовыми к быстрым зарисовкам. Точилка тоже вариант, особенно полезный для рисования в путешествиях: несколько моих ножей не прошли проверку безопасности в аэропорту.

Лист A4

Любая самая обычная бумага для принтера. Подойдет для поиска идей в больших объемах, когда ежедневно рисуете множество эскизов, и в тех случаях, если боитесь «испортить скетчбук». Всю использованную в работе бумагу я сдаю в переработку.

Таня Вино

Планшет

Если раздумываете, какой планшет брать, маленький или большой, — всегда берите большой. Даже если нет привычки рисовать размашисто, от локтя, маленькая поверхность все равно будет вас только зажимать и сковывать.

Сканер

Если много рисуете на бумаге, точно пригодится сканер. Я сделала выбор в пользу мобильности и купила переносной: он умещается в рюкзак — можно где угодно устроить себе мастерскую.

Световой стол

Еще одна удобная штука — световой стол. Тут, наоборот, удобнее формат А3, он дает больше свободы в выборе размера листа. В целом все световые столы одинаковые, так что можно не отдавать предпочтение какому‑то конкретному производителю.

Принтер

Пожалуй, еще одна незаменимая вещь в жизни иллюстратора: напечатать референсы, текстуры, проверить подготовленный макет. Ну и, конечно же, устроить дома свою микротипографию и печатать зины! В отличие от лазерных принтеров, у моего струйного гораздо богаче цвет и приятная матовая печать. И не беспокойтесь по поводу расхода чернил: если печатаете картинки, в любом случае будете сливать много денег на тонеры.

Купите его, постелите на стол и никогда больше не снимайте. Помимо того, что на нем удобно резать, на нем также удобно делать грязную работу, паять, клеить, сверлить, пилить и есть. А стол останется нетронутым.

Надя Железнова

Карандаши Derwent и Faber Castel

К карандашам часто относятся пренебрежительно, так как многие используют их только для эскизов. Но это мощный инструмент, который может работать как линией, так и пятном. Я часто использую акварельные, но не из‑за их способности растекаться при контакте с водой, а из‑за мягкости и податливости. Так уж сложилось, что большинство моих работ создаются по принципу пятен: есть пятно цвета, есть пятно без цвета. За цветные отвечает один вид штриховки и цветные карандаши Derwent, за градации серого — иной вид штриховки и Faber Castel. Это сложившаяся традиция, элемент стиля.

При выборе карандашей, как и любого художественного материала, важно попробовать как можно больше, только так можно понять, что вам подходит. Для пробы рекомендую покупать карандаши не в коробках, а поштучно. Это сэкономит средства, поможет попробовать больше и понять быстрее, что подходит именно вам.

Бумага Fabriano и Munken

Карандаши всегда работают в паре с бумагой. Ее такое же множество, только параметры другие. Если у карандашей среди важных характеристик есть твердость, масляная или восковая основа, концентрация пигмента и, конечно, цвет, то у бумаги важна плотность, пухлость, зернистость и белизна.

Если белизна бумаги — характеристика, которая мало на что влияет, и тут следуют руководствоваться личными предпочтениями, то, например, зернистость важна для конечного изображения. Штрихование одним и тем же карандашом на разной бумаге даст совершенно разный эффект. Например, на мелованной бумаге, скорее всего, ничего не выйдет, она слишком гладкая, сцепления не будет. А вот бумага слегка шероховатая на ощупь — самое то. Акварельная слишком плотная и крупнозернистая — на любителя, а слишком пухлая будет продавливаться под нажимом, создавая эффект тиснения. Конечно же, любое неудобство или несовместимость можно использовать как ход, поэтому лучше пробовать все и самим принимать решение. Я предпочитаю среднее зерно и тонкую бумагу цвета слоновой кости. Fabriano Schizzi именно такая.

Камера

Для спонтанного фиксирования процессов я использую камеру на телефоне и два приложения для обработки. Для спланированных съемок использую камеру Canon EOS 5D Mark II и Adobe Lightroom для обработки.

Лайфхаки и советы

Саша Богатов

Записывать идеи

Любые: тупые, смешные, заметки из повседневности и так далее. Эта практика очищает мозг и дает возможность прийти новым идеям, тренирует внимательность и усиливает важность собственных идей.

Анализируйте, как и где комфортно придумывать и работать

Классно разобраться в себе — например, мне нужна тишина, одиночество, кофе с молоком, поэтому иногда работаю в любимой кофейне.

Отключайтесь от интернета и будьте наедине с собой

Вместо телефона лучше побудьте наедине с собой. Социальные сети, новости, оповещения отвлекают от работы и не дают подумать о задаче глубоко. Отдых мы часто подменяем соцсетями. Во время отдыха в мозгу активируется пассивный режим работы, когда начинаешь спонтанно мыслить, воображать, хотя работой при этом ты не занят. Часто это состояние активируется, когда вам скучно, и мозг начинает придумывать, чтобы развлечь себя. Говорят, что лучшие идеи придумываются в автобусе, ванной, кровати — все это про пассивный режим работы.

Не придумывайте идеальную идею

Так вы замыкаетесь, отбрасываете потенциально удачные зачатки, нервничаете, что не получается. Лучше придумайте десять банальных идей. Так разгоните воображение и настроитесь на волну придумывания, уберете критичность, и из десяти одна-две идеи будут хорошими.

Соня Коршенбойм

Батарейки

Не пренебрегайте оповещениями о состоянии заряда, запаситесь батарейками или аккумуляторами. Самое ужасное — когда в разгар работы садятся батарейки в мыши или клавиатуре и приходится бежать в магазин, вырывать себя из процесса. Я пользуюсь батарейками, какое‑то время собираю использованные и сдаю их в переработку.

Сканер HP DeskJet Ink Advantage 3835

Для каждой своей работы я сначала рисую на бумаге множество эскизов карандашом, затем лучшие варианты сканирую и на их основе создаю финальную иллюстрацию в векторе. Когда работаю в дороге, снимаю эскизы на телефон — на первых порах можно обойтись только им.

Таня Вино

Порядок

Рано или поздно божественный беспорядок на столе превратится в горы мусора, работать станет невозможно. Самое отстойное, что заставить себя работать будет еще сложнее.

Много бумажного скотча

Скотча много не бывает. Он нужен для всего: закрепить лист на световом столе, повесить распечатанный референс на стену, скрепить два куска картона, примотать кисть к палке от швабры. Покупай много — он быстро заканчивается.

Сон

Совет, к которому сама редко прислушиваюсь. Это очень сложно, но очень важно: плохой сон сильно снижает продуктивность.

Прогулки

Еще один совет, который сложно соблюдать. Хороший отдых — это не только смена деятельности, но и смена места и впечатлений. Даже если это просто прогулка до «Вкусвилла».

Надя Железнова

«Самла»

Для организации рабочего пространства, материалов и огромного количества работ нет ничего лучше, чем отдел хранения в IKEA. Если рисуете аналогово или просто ищете себя, то материалов и работ будет миллион. Все это надо где‑то хранить. Я использую прозрачные контейнеры: для карандашей, для жидких материалов и для скотча. Это относится и к хранению работ: для эскизов, для оформленных оригиналов. Сами контейнеры храню на стеллажах — это удобно и красиво.

«Скодис»

Если у вас миллион мелочей, которые нужны каждую секунду, имеет смысл хранить их на расстоянии вытянутой руки. Отлично подойдет эта настенная панель со всеми ее дополнительными аксессуарами.

Организация

Основная идея организации в том, что после уборки у вас не должно быть ни одной вещи, которую некуда положить. Если ее некуда положить, значит нужен еще один контейнер именно для этой вещи. Скорее всего, она не будет долго скучать. Этот способ позволяет быстро найти нужный материал.

Неочевидные вещи

Саша Богатов

Не обязательно уметь рисовать

В иллюстрации не обязательно уметь рисовать в классическом понимании — знать анатомию, рисовать академически, понимать, как правильно работает свет и тень. Технической иллюстрации и определенных стилей это не касается. В иллюстрации ценятся умения придумывать сюжеты, рассказывать истории и ваш стиль.

Делайте личные проекты

Через личные проекты вы проявляете свою фантазию, свободно экспериментируете с техниками и стилями, говорите о интересующих вас темах, не зависите от мнений и правок. Это инвестиция в себя, которая может производить пиар вокруг вас и даже перерасти в основную работу с увесистым доходом. Джессика Уолш написала отличную пошаговую инструкцию Creating Self-Initiated Projects для создания личного проекта.

Я два года — с 2016-го по 2018-й — вел ежедневный проект @dailysketchups, в котором разными способами раскачивал воображение и по максимуму экспериментировал с иллюстрациями на свободные темы. Из работы над собой @dailysketchups превратился в публичное портфолио, благодаря которому я пришел на рынок иллюстрации.

Вы

Лучший источник вдохновения. Стоит потратить время на исследование темы, порисовать карту ассоциаций, все обдумать, а не лезть сразу в пинтерест или бихенс. Вдохновение не работает в комнате с табличкой «Пинтерест» или «Бихенс», оно приходит, когда плотно работаешь.

Смежные сферы

Не стоит интересоваться только иллюстрацией и дизайном, потому что все мы пьем примерно из одних источников. Обращайте внимание на смежные и чужие вам сферы: режиссуру, монтаж, анимацию, стрит-арт, моду, семиотику, культурологию, гендерную социологию и так далее. Все то, что с вашей сферой не пересекается. Чем больше разного материала съедите и переварите, тем разнообразнее будет придумывать фантазия.

Соня Коршенбойм

Ценный ресурс и проект преподавателя и иллюстратора Евгении Бариновой. Можно найти ответы на множество самых актуальных вопросов об иллюстрации и фрилансе, получить поддержку и скачать лицензионный договор.

Блокнот

Как правило, иллюстратор ведет несколько проектов параллельно. Чтобы не запутаться во всем, успеть ответить на письма клиентам, порисовать, не забыть, что клиент просил подправить, и кроме того, не забыть поесть и поспать, вам просто необходимо планирование. Я обожаю блокноты: расписываю неделю целиком и каждый день, рассчитывая примерное время на выполнение задач. Это помогает наглядно видеть свою занятость, распределять время между рабочими задачами и отдыхом. А еще приятно вычеркивать выполненные пункты.

На практике получается так, что у каждого иллюстратора свой индивидуальный подход, техника, визуальный язык. И стартовый набор может состоять из совершенно других вещей. Если желаемые материалы или идеальное рабочее место в силу каких‑то обстоятельств на начальном этапе вам недоступны, не забывайте, что, прежде всего, ваш самый главный инструмент — это вы сами, ваша свобода самовыражения, ваше видение вещей и ваши истории.

Таня Вино

Клеевой пистолет Bosch

Был куплен ради грандиозного проекта, конечно же, но пока я его тестирую и с уверенностью могу сказать, что починить рамку бабушке вы им сможете.

Новые материалы

Не запрещай себе покупать новые инструменты, не ругай себя за расточительство в художественном магазине. Как иначе понять, чем именно ты захочешь заниматься? Тестировать новые материалы так же важно, как исследовать новые техники. Именно методом перебора можно подобрать свою идеальную бумагу или ручку. Просто смирись с тем, что потратишь все свои деньги.

Два набора всего

Как минимум два набора ручек, два набора линеек, два набора блокнотов. Особенно если приходится постоянно перемещаться между домом и мастерской. Обидно приехать в мастерскую и обнаружить, что все необходимое для работы осталось дома.

Надя Железнова

Label maker

Большой помощник, благодаря которому можно маркировать контейнеры. Например, контейнеры с работами и эскизами удобно маркировать датами или периодами, чтобы при необходимости найти нужный эскиз.

Насмотренность

Это некий визуальный опыт, без которого невозможно отличить хорошую работу от плохой. А значит, невозможно и создать хорошую работу. Поэтому просмотр ленты в инстаграме — тоже часть работы.

Расскажите друзьям
Читайте также