Современные классики

Имя мне — синий: о чем пишет Мэгги Нельсон

22 мая 2020 в 08:00
Фотография: John D. & Catherine T. MacArthur Foundation
В издательстве No Kidding Press выходят «Синеты» — книга одной из самых значительных американских писательниц Мэгги Нельсон, посвященная синему цвету. Соредакторка журнала «Незнание» Арина Бойко рассказывает о том, чем важна Нельсон и каких ее книг на русском языке непременно стоит дождаться.

Карьера Мэгги Нельсон — мечта любого выпускника писательской магистратуры. Она прошла путь от самиздата до всенародной (и даже всемирной) любви. В мае в издательстве No Kidding выходит русский перевод ее книги «Синеты», а осенью — роман «Аргонавты», который рекомендует в своем феминистском ридинг-клубе Эмма Уотсон.

Нельсон — писательница с большим академическим бэкграундом, свой творческий метод она во многом заимствует из гуманитарных наук. Все ее книги очень разные, но каждая новая является продолжением предыдущих, а вместе они создают то, что на языке академических портфолио называют «исследовательной аркой», — связный и логичный нарратив движения научной мысли. Тексты Нельсон автобиографичны: в них она разбирается с семейными скелетами в шкафу, собственным одиночеством и пристрастием к синему цвету, пишет об опыте материнства и создания семьи с трансперсоной. Ее проза, всегда густо смешанная с философией и критической теориейКритическая теорияряд подходов, который пристально рассматривает и критикует общество и культуру, опираясь на знания из социальных и гуманитарных наук, с точки зрения марксизма, феминизма, постколониализма и других дискурсов., — отличное подтверждение тому, что реальность сегодня намного интереснее вымысла.

Нельсон родилась в 1973 году в Сан-Франциско. Отец-юрист в детстве брал Мэгги с собой на работу — давал ручку и блокнот и велел записывать то, что она видит в его офисе. «С тех пор я писала, обращая внимание на все, что происходит вокруг меня», — вспоминает Нельсон в мемуарах «Красные части. Судебная автобиография» («The Red Parts. Autobiography of a Trial»).

Другое важное событие, в тени которого прошло детство и взросление Нельсон, — жестокое убийство Джейн, 23-летней сестры ее матери, юристки-первокурсницы Университета Мичигана. Джейн возвращалась к родителям на каникулы, но так и не доехала домой: ее тело нашли на местном кладбище. Она была убита двумя выстрелами в голову. Дело Джейн долгое время относили к «мичиганским убийствам» — в полиции полагали, что она была третьей жертвой серийного убийцы Джона КоллинзаДжон Коллинз совершил ряд убийств молодых девушек между 1967 и 1969 годом; в данный момент отбывает пожизненное наказание.. Но вину Коллинза по этому делу не удалось доказать: преступление осталось нераскрытым.

В 17 лет Нельсон переехала в Коннектикут, где училась письму у известной в Америке эссеистки Энни Диллард. Там она встретила другую ключевую для своего творчества фигуру — квир-поэта Айлин Майлз (в английском она использует гендерно-нейтральное местоимение they), известную русскоязычным читателям по роману «Инферно». Университет Нельсон был одним из мест, куда Майлз приехала с речью в рамках своей предвыборной кампании. В 1992 году, когда ЛГБТ-сообщество в США было особенно маргинализировано из‑за кризиса СПИДа, Майлз баллотировалась в президенты, представляя интересы рабочего класса, женщин и квир-персон. Эта встреча изменила жизнь Нельсон: «В тот момент она стала моим президентом».

После окончания учебы писательница отправилась в Нью-Йорк, чтобы посещать неформальные воркшопы, которые Майлз устраивала прямо у себя в квартире. На них она познакомилась с ее друзьями — поэтами и художниками — и скоро влилась в местную арт-тусовку: днем работала в баре, а вечером читала свои стихи на разогреве у рок-групп.

«Джейн: убийство» и «Красные части»

Но семейная история не отпускала Нельсон. «Как ты можешь не писать об этом?» — однажды спросила у нее Майлз, когда Мэгги рассказала о своей семейной трагедии. Разговоры с Майлз, ее стихи и проза кардинально изменили представление писательницы о границах между личным и публичным в литературе, и она начала собственное расследование дела Джейн: раскопала в семейном архиве ее дневники, изучала «мичиганские убийства» и психологию преступников. Восемь лет исследований превратились в «Джейн: убийство» («Jane: A Murder») — необычную книгу на стыке сразу нескольких жанров: «элегия, мемуары, рассуждение о насилии и отчасти — диалог между живыми и мертвыми», как гласит оригинальная аннотация.

В 2004 году, спустя 36 лет после трагедии и накануне публикации «Джейн: убийство», Нельсон позвонили из полиции: благодаря анализу ДНК был найден новый подозреваемый. Вместе с матерью они отправились на судебные заседания. Эти поездки легли в основу вторых мемуаров — «Красные части. Судебная автобиография» («The Red Parts. Autobiography of a Trial»). В них хроника судебных заседаний перемежается с событиями из жизни Нельсон — разводом родителей, смертью сорокалетнего отца, а затем и старшей сестры Эмили, и, наконец, с убийством Джейн, неизвестность вокруг которого годами преследовала ее. Вина нового подозреваемого была подтверждена, суд приговорил его к пожизненному заключению.

Презентация «Красных частей» прошла в Сан-Франциско, куда Нельсон вернулась, чтобы преподавать в Калифорнийском институте искусств (CalArts). На ней она познакомилась с трансгендерным художником Гарри Доджем — звездой местной арт-сцены. Додж вместе с Майлз много лет выступал с поэтическими перформансами в жанре spoken word, а в 2001 году снял культовый квир-фильм «By Hook or by Crook». Хотя Додж использует местоимение «он», в целом художник избегает бинарного гендерного определения. Истории их знакомства и любви посвящен роман Нельсон «Аргонавты».

«Аргонавты»

Ее отношения с Доджем вскоре быстро перерастают в нечто большее. В 2008 году пара в спешке поженилась — в Калифорнии временно запретили однополые браки, а по документам Додж — женщина. Скоро Нельсон забеременела, а Додж начал проходить гормональную терапию и сделал мастэктомию (удаление молочных желез). Со стороны они выглядят как конвенциональная гетеросексуальная пара с двумя детьми (их сыном Игги и ребенком Доджа от предыдущего брака), но внутри их отношения устроены иначе. «Аргонавты» начались с нескольких несвязанных между собой критических текстов о квир-теории, материнстве и семье. Идея семейности, которую Нельсон под влиянием современных квир- и феминистских концепций долгое время ставила под вопрос, обрела для нее новый смысл в квир-паре.

«Аргонавты» — история романтических отношений, которым в языке и мире еще не придумали определения. Название отсылает к сравнению Роланом Бартом любовного признания с кораблем мореплавателей из греческой мифологии: герои мифа — аргонавты — восстанавливали и обновляли его до тех пор, пока от изначальной постройки не осталось ни одной доски. Фраза «Я люблю тебя», пишет Барт, непрерывно меняется подобно их судну. Сцены анального секса в подвале соседствуют в романе с цитатами из Людвига ВитгенштейнаЛюдвиг Витгенштейнавстрийский философ и логик, представитель аналитической философии, Джудит БатлерДжудит Батлерпредставительница постструктурализма, оказавшая большое влияние на вопросы феминизма, квир-теории, Ив Кософски СеджвикИв Кософски Седжвикпоэтесса, специалистка в области гендерных исследований, квир-теории и критической теории и других философов — в этом узнается исповедально-академический стиль Нельсон, свойственный ее книгам. «Аргонавтов» часто относят к теоретическому фикшену (theory-fiction) — гибридному жанру на пересечении художественной литературы и научной мысли. Сама Нельсон определяет роман как «автотеорию».

«Синеты»

До встречи с Доджем Нельсон написала «Синеты» — книгу, которая должна была стать кульминацией ее многолетнего увлечения синим. Писательница коллекционировала вещи в этом цвете, мечтала посетить месторождение редкого Афганского лазурита и Шартрский собор во Франции и написать о них книгу. Но ей никак не удавалось получить грант для осуществления своего исследования. Тут снова вмешались личные обстоятельства: переезд в Сан-Франциско, тяжелая болезнь близкой подруги, мучительное расставание и три года одиночества после него. «Я разрешила этим вещам проникнуть в книгу — так она стала о взаимоотношениях между удовольствием и болью, а не только о красоте».

«Синеты» интересны еще и своей формой — это 240 коротких фрагментов на стыке прозы и поэзии. Книгу называют современной классикой экспериментального письма, она породила целую волну состоящих из маленьких частей произведений, избегающих однозначного жанрового определения. Среди них — «Белая книга» («The White Book») Хан Ган, «Департамент Спекуляций» («Dept. of Speculation») Дженни Аффилл и «Книга плача» («The Crying Book») Хизер Кристель.

За последнее десятилетие Нельсон получила сразу несколько престижных творческих наград — Стипендию Гуггенхайма (2010) и «грант гениев» Фонда Макартуров (2016). Литературное сообщество по всему миру ждет, какой будет ее следующая книга. Сейчас Нельсон работает над нон-фикшеном о свободе. Если «Аргонавты» скорее о праве делать личный выбор без оглядки на общественную норму и стереотипы, то новая книга исследует свободу в широком смысле — от политической ситуации в США до всемирной проблемы экологии. Кажется, с темой Нельсон угадала — современная демократия, декларирующая свободу как высшую ценность, из‑за пандемии стала особенно уязвима для критики. Выход новой книги запланирован на осень 2021 года.

Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия