Как Giphy стал поисковиком для интернет-культуры, а теперь — частью Facebook

16 мая 2020 в 15:04
Facebook неожиданно объявил о покупке Giphy, поисковика для гифок, которым мы все пользуемся в инстаграме и мессенджерах. Коротко рассказываем об истории Giphy, который, судя по всему, незаметно превратился в Google для интернет-культуры.

Универсальный язык

В 2012 году предприниматель Алекс Чун запустил с друзьями инструмент для поиска и обмена гифками. Они проиндексировали 30 тыс. сайтов, собрали GIF-библиотеку и собирались использовать ее в личном общении. Чжен отправил ссылку четверым друзьям, кто‑то запостил ее в интернете — и на той же неделе на Giphy зашло около миллиона человек.

Алекс Чун

Глава и основатель Giphy

«Четыре года назад (в 2012 году. — Прим. ред.) у нас был нердовский разговор про аналитическую философию и будущее языка. Мы думали о том, как люди могут говорить без слов, и представляли, какой может быть новая лексика. Но при этом тогда не было никакого способа их найти. Люди хранили гифки на жестком диске, копировали и отправляли по почте. И ни у кого не было поисковика. Тогда мы подумали: „Вау, а сколько раз тебе приходится отправлять их? <…>

Гифки — это язык, который позволяет по-новому выражать сложные идеи. Это по-настоящему цифровой язык со своими преимуществами».

(Из интервью 2016 года изданию Engadget.)

Это не первый проект Чуна. В 2011 году Google купила его частную социальную сеть Fridge (после чего она оказалась интегрирована в соцсеть Google+, а затем — на кладбище закрытых проектов).

Сложная монетизация

Giphy чем‑то похож на Tumblr: это библиотеки интернет-культуры, источники нового визуального стиля и мемов, а также стартапы, на которых сложно заработать. Tumblr давно столкнулся с проблемой монетизации. Крупные рекламодатели не понимали, как сделать вирусный контент на платформе, а обычная баннерная реклама выглядела ужасно и отпугивала пользователей. «В интернет-культуре денег нет», — писало в 2017 году издание The New York Magazine. Возможно, Giphy тоже столкнулся бы с подобной проблемой. В 2016 году издание Vox рассказывало, что поисковик собирается продавать микроинтеграции на гифках, которые люди будут использовать в переписках.

«[Компании] не могут купить рекламу в переписке в iMessage», — говорил операционный директор поисковика Адам Лейбсон. Giphy хотела создать такую возможность для брендов — например, на гифке с Джеем Ди из «Клиники» разместить логотип стриминга Hulu. Правда, никакого четкого плана о том, как отмечать и размещать рекламные гифки, не было. Как не было и подробной статистики по просмотрам для брендов. В итоге поисковик просто сосредоточился на том, чтобы интегрироваться в другие сервисы. Так гифки появились везде: от Facebook до Outlook.

Один из множества отрывков из «Брод-Сити»

Новое телевидение

В Giphy придумали лицензировать гифки у правообладателей, например, у киностудий или телеканалов, чтобы не получать от них жалобы на авторские права. Более того, поисковик начал создавать гифки специально для крупных релизов вроде нового сезона «Брод-Сити». Для него команда Giphy «нарезала» на короткие отрывки буквально каждую сцену из этого сериала.

В Giphy скопилось огромное количество отрывков из фильмов и сериалов, а поисковик в какой‑то степени сам стал интернет-телевидением. «У нас есть сайд-проект Giphy TV, и он получает по 300 млн просмотров в месяц за показ случайных штук, — рассказывал Чун в интервью Wired. — Это новый способ переключать каналы: вы не хотите смотреть шоу целиком, вам нужно просто посмотреть лучшие моменты». Giphy TV уже не работает, но теперь на сайте есть тематические подборки гифок — прямо как в традиционных медиа.

Вторая поисковая система

Может показаться, что Giphy — это какой‑то не самый заметный стартап, на сайт которого никто не заходит. На самом деле в 2017 году интеграциями Giphy в разные мессенджеры каждый день пользовались около 200 млн человек. Для сравнения: в том же году в Snapchat и Twitter каждый день заходили по 160 млн человек. В 2019 году Чун называл Giphy вторым поисковиком в мире по числу пользователей после Google. Правда, точных цифр не называл. «Google всегда был нашим конкурентом, и возникает вопрос: „Почему люди пользуются Giphy, а не Google?“ — говорил он в интервью Digital Trends. — Никто не ищет в Google развлечений или самовыражения. Это просто не тот бренд. Вы же не идете в библиотеку ради того, чтобы встретить Ариану Гранде».

Часть Instagram

Компания Facebook 15 мая объявила, что покупает Giphy. Источники издания Axios сообщали, что покупка поисковика, который в 2016 году оценивался в 600 млн долларов, обошлась Facebook в 400 млн. Giphy сохранит свой бренд и войдет в состав команды, которая занимается Instagram. Благодаря интеграциям в сообщения внутри Facebook, Messenger и Instagram, заявляет компания, Giphy получает половину всего трафика, а четверть — только из Instagram. Судя по заявлению Facebook, в работе поисковика ничего не изменится, а в ближайшее время его разработчики получат инвестиции на развитие инструментов для сторонних разработчиков.

Шесть лет назад Facebook говорил, что никогда не разрешит постить гифки, а сегодня компания покупает GIF-поисковик почти за полмиллиарда долларов.

Расскажите друзьям