Издатели на карантине: как живет «Альпина»

Пандемия и карантин сильно отразились на всех индустриях, в том числе и на книгоиздании. «Афиша Daily» и книжный сервис MyBook узнали у издателей, как они переживают изоляцию и как пандемия повлияла на их планы. В пятом выпуске — издательская группа «Альпина».
Сергей Турко

Главный редактор «Альпины Паблишер»

Издательство работает и не прекращало работу ни на день. Поскольку бизнес-процессы у нас давно отлажены, да и с цифровизацией все в порядке, переход на удаленную работу компании в целом прошел относительно гладко. Продолжаем работать в том же ритме: в понедельник обсуждаем названия и дизайны, в пятницу — новые книги, правда теперь в Zoom. Единственное, что изменилось, — пришлось отказаться от подписей на макете при сдаче книг.

Так как книжные магазины закрылись, спрос упал примерно в два раза и держится за счет онлайна. Соответственно пришлось сокращать тиражи, ведь поступление денег от магазинов и дистрибьюторов сильно снизилось, а некоторые сети вообще отказались платить. Выручает цифровая типография Т8, с которой мы сотрудничаем уже пять лет.

Кстати, мы были чуть ли не первыми издателями, кто перешел на печать книг, продающихся небольшими объемами, в цифровой типографии. Поэтому и тут мы оказались подготовленными.

Чтобы не дать читателям заскучать, мы запустили проект «Альпина.Дома». Это онлайн-встречи с нашими авторами в фейсбуке или инстаграме каждый вечер по будням. Уже обсудили, как эпидемии влияли на прогресс науки и общества (рассказал автор «100 рассказов из истории медицины» Михаил Шифрин), критическое восприятие новостей про коронавирус (Никита Непряхин, «Я манипулирую тобой») и многое другое — например, как общаться с родными и коллегами в это непростое время. Сейчас советы психологов особенно востребованы, надеемся, что наши эфиры полезны для зрителей.

Очень сильно вырос спрос на книги по трейдингу и инвестированию, например, классическая книга «Разумный инвестор» лидирует во всех имеющихся каналах продаж. И это объективно связано с ситуацией в экономике, колебаниями стоимости нефти и как следствие — курсом рубля. А поскольку мы традиционно были главным издателем для инвесторов и трейдеров, и книг на эту тему у нас много, то можно сказать что и здесь мы все подготовили заранее.

Многие хорошие книги, которые мы планировали сделать к лету, — в частности, долгожданную книгу Никиты Непряхина «Анатомия заблуждений, или Большая книга критического мышления», — то есть к «Красной площади», мы переносим на осень, так как, даже если фестиваль состоится, спрос в офлайн магазинах еще не войдет в нормальное состояние, а это значит, что планировать какие‑то акции по продвижению будет еще рано.

Вряд ли будут сильные изменения. Часто после каких‑то потрясений люди ждут перемен: кажется, что вот теперь, после всего пережитого будет все иначе. Но память у всех очень короткая и плохое быстро забывается. Я вот, например, очень жду, что врачей, учителей, ученых, рабочих и вообще всех, что умеет что‑то делать в реальном мире физических продуктов, будут ценить больше, чем тех, кто умеет только болтать, чертить презентации и «создавать смыслы». Но подозреваю, что, как только все войдет в обычное русло, люди опять бросятся покупать всякое люксовое барахло, с радостью смотреть политические шоу и восхищаться стартапами, суть которых не могут внятно объяснить даже сами основатели.

Лана Богомаз

Главный редактор «Альпина. Дети»

В апреле мы сократили выпуск менее коммерческих проектов и продолжаем издавать наши популярные серии книг: «Лучший друг — Конни», «Уроки из жизни», книги автора Маши Рупасовой. Перешли на модель «точно и вовремя», сократили тиражи на 20%, не создаем запасы на складе, тираж допечатываем по мере потребностей. Основная задача на данный момент сохранить уровень продаж.

В поддержку нашей серии-бестселлера мы запустили проект «Конни на карантине». Каждую неделю на страничке будут появляться игры и активности, которые займут ребенка минимум на 20–30 минут, чтобы родители успели немного поработать или приготовить обед. Весь контент можно получить совершенно бесплатно. Также мы регулярно делаем онлайн-эфиры и презентации с нашими авторами на площадках партнеров.

Павел Подкосов

Главный редактор «Альпины нон-фикшн»

К удаленной работе мы адаптировались быстро. Управление процессами было автоматизировано задолго до, а Zoom стал новой комнатой переговоров. Не хватает, конечно, живого общения, рукопожатий без перчаток, встреч с авторами и вина по пятницам. Мы не тратим время на дорогу в офис и глажку рубашек, но в целом поднадоело. Зато мы осознали ценность живого общения.

В первые дни изоляции мы выработали антикризисный план. Цель — сохранить сотрудников и компанию. Инструменты — снижение затрат и поддержка ассортимента издательства. Мы снизили тиражи, ориентируясь на реальные заказы и внимательно мониторя остатки. Мы не остановили процессы, но относимся к каждому шагу очень ответственно. Бестселлер Адама Хиггинботама «Чернобыль. История катастрофы», который The New York Times и Time назвали лучшей книгой года, мы планировали выпустить к 26 апреля (годовщина взрыва на Чернобыльской АЭС. — Прим. ред.). Выпустили. Эмоционально и своим вниманием к деталям книга напоминает сериал «Чернобыль», только исторически достовернее и гораздо глубже.

В самом начале мы заморозили дорогие и полноцветные проекты, но на днях решили сдавать их в печать — речь о подарочном издании знаменитого «Космоса» Карла Сагана и очень смешной перезагрузке традиционных сказок в актуальной оптике «Золушка и стеклянный потолок» о том, что как‑то совсем несовременно принцу целовать спящую женщину без ее согласия, а семи мужчинам взваливать на Белоснежку всю готовку и работу по дому. А еще о том, что Рапунцель имеет полное право носить шикарную гриву не только на голове — и не только на карантине.

Книжные магазины закрыты. Многие сети отказались платить даже за уже проданные книги. Наши потери составляют 40–50% от докризисного времени.

Основные партнеры сейчас — это «Озон» и Wildberries. Продажи в интернет-магазинах растут, но не компенсируют закрытую розницу. Помогает наш интернет-магазин с бесплатной доставкой по Москве. Из офлайн-магазинов мы продолжаем работать с несколькими независимыми — «Фаланстер», «Подписные издания», «Все свободны», «Циолковский», «Смена», «Свидетель», «Пиотровский». И с теми из крупных, кто наладил службу доставки, — «Москва» и МДК. На днях книжные магазины были включены в список наиболее пострадавших отраслей. Возможно, это немного поправит катастрофическое положение розницы — если не останется на бумаге.

В первые дни самоизоляции мы первыми в стране сделали бесплатным доступ к 70 электронным книгам «Альпины». Постоянно проводим скидочные акции. Наши авторы читают лекции в инстаграме и фейсбуке «Альпины нон-фикшн».

Увеличился запрос на электронные и аудиокниги, мы давно шли по пути мультиформатности, кризис придал ускорения.

На этой неделе мы впервые представили электронную книгу раньше бумажной, это была «Русская культура заговора. Конспирологические теории на постсоветском пространстве» Ильи Яблокова. Старт удачен. А теперь уже можно купить и бумажную книгу.

В целом иерархия продаж не очень изменилась. Как и год назад, самые продаваемые книги «Альпины нон-фикшн» — «Сказать жизни да!» Виктора Франкла и «Биология добра и зла» Роберта Сапольски. А вот третье место — влияние ситуации: «Пандемия. Всемирная история смертельных инфекций» Сони Шах, выпущенная нами три года назад, стала сверхактуальна. Здесь не только об эпидемиях чумы 544 года или испанки 1918-го, но и о недавних вспышках Эболы, кори и коронавирусов в Китае.

Пандемия изменит все, не только издательский мир. Пока что задаются тренды. К чему они приведут в конце, не известно никому. Как говорил Джордж Карлин, «Будущее уже не то, что прежде».

По промокоду AFISHA2020 книжный сервис MyBook дарит 14 дней премиум-подписки.