«Анонимное общество» основали в 1920 году в Нью-Йорке скандальный художник Марсель Дюшан, фотограф Ман Рей и американская художница-авангардистка Кэтрин Дрейер.
Название появилось случайно: Ман Рей, толком не знавший французского языка, увидел в парижской газете словосочетание société anonyme и предположил, что оно означает «тайное анонимное сообщество». На самом же деле с французского это переводится как «корпорация». Дюшану, любившему подписывать свои работы вымышленными именами (знаменитый писсуар был подписан именем R.Mutt), идея пришлась по вкусу, и название прижилось.
Группа художников решила собрать обширную коллекцию современного искусства со всего мира, чтобы впоследствии передать ее в какой‑нибудь музей. Благодаря Дрейер общество смогло арендовать помещение на Манхэттене, назвав его «Музеем современного искусства». Нью-йоркский ММОМА появился уже позже, и Дрейер весьма резко высказывалась в его адрес, считая, что они использовали для названия ее идею.
За тридцатилетнюю историю существования Société anonyme удалось устроить 80 выставок: 23 в Нью-Йорке и 11 — в других американских городах, причем к каждой выставке организаторы выпускали подробные каталоги с пояснительными статьями о художниках, которые стали своеобразными энциклопедиями современного искусства.
30 апреля 1950 года, в 30-ю годовщину первой выставки Société anonyme, Дрейер и Дюшан устроили обед в New Haven Lawn Club, где они официально распустили организацию. К тому времени коллекция насчитывала более тысячи произведений искусства и впоследствии послужила основой собраний нью-йоркского Музея современного искусства в Нью-Йорке и Музея Гуггенхайма.
![](https://img.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/2d/42d1011da24fe0b38dd3b3f93f317b56.jpg)
Эль Лисицкий. Proun 99, 1924
Здесь и далее — работы российских и зарубежных художников из коллекции, собранной Société anonyme
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/15/515c458f464dc2eaeec0d74a62363906.jpg)
Надежда Удальцова. За пианино, 1915
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/b/30/b30ee14778849c9fd91ad2b657e33319.jpg)
Казимир Малевич. Точильщик, 1912–1913
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/39/4392a457d1e66f7579923db2c9d04eec.jpg)
Давид Бурлюк. Река Гарлема, 1924
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/d/bb/dbb42f6e639bdda01ff61722f73958e9.jpg)
Пабло Пикассо. The Bath, 1906
![](https://img.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/a9/4a93abfccc820a86d3a749fc17dce388.jpg)
Пит Мондриан. Фокстрот Б, 1929
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/3/af/3af2f32ad482c961ebe5ffad38229be3.jpg)
Поль Гоген. Радости Бретани, 1889
«Анонимное общество» сыграло важнейшую роль в популяризации российского авангардного искусства в Америке. Сама Кэтрин Дрейер была поклонницей русских художников, писала книги о русском авангарде. Одна из ее монографий была посвящена Давиду Бурлюку, другая — Василию Кандинскому, которого она даже пригласила в оргкомитет Société anonyme.
На знаменитой выставке, проходившей в 1926 году в Бруклинском музее, был целый раздел русского искусства, где были представлены работы Эмануэля Аладжалова, Александра Архипенко, Давида Бурлюка, Николая Васильева, Наума Габо, Василия Кандинского, Эля Лисицкого, Антуана Певзнера и других.