Как это делается

Чем запомнилось выступление Лазарева и как устроено его световое шоу

Фотография:
Michael Campanella
Вопросы:
Артем Лучко
16 мая 2016 в 13:43
Конкурс «Евровидение-2016» запомнился не только обсуждением справедливости оценок жюри, но и зрелищностью шоу и 3D-проекций в особенности. «Афиша Daily» попросила у эксперта по мэппингу оценить шоу Сергея Лазарева, занявшего 3-е место, и рассказать о состоянии индустрии светового дизайна.
Наталья Быстрянцева
Руководитель Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО и творческого объединения светодизайнеров Ruld, один из ведущих российских экспертов и практиков в области светового дизайна

В чем суть шоу Сергея Лазарева

Уникальность любого мэппинга заключается в идее. В этом номере греческий режиссер Фокас Евангелинос стремился создать на сцене мир, по которому скитается герой, разыскивая свою любовь. В остальном все используют одно и то же оборудование, одни и те же стандартные приемы. Разрушение, искажение, реконструкция объекта. Вау-эффект мы получаем от внезапности трансформации пространства. В данном случае внезапная трансформация ступеней сделала свое дело.

При работе с таким шоу учитывается конкретная песня и артист с его личными особенностями и возможностями. Например, Сергей Лазарев — опытный исполнитель, который хорошо двигается, что позволило сделать динамичную проекцию с большим количеством движения, экспериментировать с декорациями. В данном случае также важно, что «Евровидение» — это прежде всего телевизионное шоу, поэтому, я полагаю, коллегам была поставлена задача сделать проекцию, которая будет эффектно выглядеть как в зрительном зале, так и на телеэкране.

Лично меня смутила продолжающаяся на протяжении всего выступления съемка крупным планом. Не было ощущения масштабности события, так как непонятно, как поле проекции и эффект трансформации работали в пространстве всей сцены.

Насколько сложно сделать такую проекцию

Если есть профессиональный коллектив и качественная техника, то любой проект сделать несложно. В основе любой 3D-проекции — погружение в виртуальную реальность с помощью трансформации пространства. Важен желаемый эффект воздействия на зрителя — какую идею вы хотите донести, куда и как погрузить зрителя.

Процесс работы над проекцией делится на три части: аналитика и разработка идеи, создание видеоряда и техническая реализация. Команда состоит из сценаристов, архитекторов, и моушн-дизайнеров, операторов, макетчиков, программистов, звукооператоров, композиторов. Контент разрабатывается в графических программах, придумываются дополнительные эффекты и их взаимодействие с актерами, конструкциями.

Тот контент, который мы видели во время выступления Лазарева, проецируется на белую эластичную ткань, которая с помощью видеоряда трансформируется в ступени, космос и т. д. Сзади ставится статичная конструкция с выступами, на которые наступает или за которые держится артист. Художник заранее определяет размеры этих ступеней и отрисовывает их трансформацию. Здесь очень важно соединить все элементы в одно художественное целое — материал, конструкции, пластику артиста, масштаб сцены и самого объекта, на который проецируется контент. На подобный проект требуется не меньше месяца. Но все зависит от поставленных целей и ресурсов.

Сколько такая проекция может стоить

Лет десять назад одна минута контента стоила в России порядка 1–1,5 млн рублей. Соответственно, мэппинг являлся эксклюзивным продуктом. Сегодня в среднем по рынку минута контента стоит порядка 600 тысяч рублей — это очень относительная цифра. Реальная стоимость зависит от содержания самого контента, мощности оборудования для создания контента, реквизита, сроков подготовки и, конечно, команды. Помимо создания контента, расходы идут на гонорарную часть, производство сценического и аренду технического оборудования, которая часто составляет весомую часть общего бюджета и есть в собственности далеко не у всех компаний, занимающихся 3D-мэппингом.

Самое эффектное из того, что происходило в 3D-мэппинге за последнее время

3D-мэппинг стал популярным во всем мире. Это быстрый и эффектный процесс трансформации настоящего и погружения в виртуальное пространство. Сегодня он более близок к кинематографу: видеоряд меняет пространство по определенному сценарию. Однако в последнее время все чаще стали использовать архитектуру как экран для проекций мультиков на фасаде — это, конечно, весело, но не профессионально. Чем глубже сценарий и чем активнее проекция взаимодействует с реальностью, тем серьезнее эффект. Мы не просто приобретаем некое «вау» на пять минут, а сюжет долго остается со зрителем.

Реклама Samsung 2011 года: с точки зрения идеи она до сих пор для меня работает как самый лучший проект.

3D-мэппинг приобрел идею совмещения реального действия с виртуальным, и все чаще в его сюжет интегрируют человека. Началось это все с театра, где в спектаклях вместе взаимодействуют пластические эффекты движений актеров и света.

Очень эффектные танцевальные номера с использованием 3D-проектов в последнее время появляются на шоу талантов по всему миру. Вот, например, отличный номер с «Britainʼs Got Talent». Этот номер впечатляет именно концепцией и безукоризненной синхронизацией движений артистов с проекцией — по технологии все то же самое, что и у Сергея Лазарева (только без сценической конструкции), даже гораздо проще, чем у него, по графике и спецэффектам.

Мне также нравятся проекции на небольшой экран, но выполненные на очень высоком уровне, с множеством мелких деталей и творческих придумок — например, на лицо модели, — с элементами фейс-треккинга. Как вот в этой проекции, сделанной японским режиссером Нобумити Асаи. Ювелирная работа!

Он же делал проекцию на лице Леди Гаги для ее выступления — трибьюта Дэвиду Боуи на 58-й церемонии вручения премии «Грэмми».

Бурно развивается и интерактивный мэппинг. Вот один из хороших примеров, где стирается грань между виртуальным и реальным.

Сегодня также скрещивают мэппинг с другими технологиями, например с дополненной реальностью. Московский центр «Марс» и Tundra в апреле в Москве устраивали 3D-перформанс, в котором оживляли инсталляцию под названием «Black Noise» с помощью мэппинга, 3D-очков и других спецэффектов. Они же сейчас экспериментируют с совмещением 3D-мэппинга и очков виртуальной реальности Samsung Gear VR. Но на мой взгляд, интереснее смотреть своими глазами.

В чем отличие российского мэппинга

Можно сказать, что у нас сложилась своя школа. Проект «Лебединое озеро», проецированный в 2015 году на фасад Большого театра, тому подтверждение. У команды «Сила света» сложилось определенное видение мэппинга. Когда появляются тенденции, идеология, определенный посыл — как это сделать, какое новое слово сказать, — то рождается школа. Помимо проектной ребята начали вести преподавательскую деятельность. Стали находить способы передачи знаний, появившихся благодаря многолетнему опыту. Наши специалисты достаточно квалифицированы и имеют большой спрос за рубежом. У нас более глубокие театральные корни — на мой взгляд, это отличительная черта и конкурентное преимущество российской школы мэппинга.

Расскажите друзьям