Сломанный алгоритм
Костюков давно заметил, что алгоритмы в интернете воспринимают его как женщину, например, иногда приходят письма, которые начинаются со слов «Дорогая мадемуазель Дмитрий Костюков, спасибо за покупку…», магазины сразу открывают страницу с женской одеждой, а Google Translate переводит на русский в женском роде. «Думаю, [это случилось] потому, что я смотрю в интернете не только традиционно мужской контент, — объясняет фотограф. — Например, могу прочитать статью на «женских» сайтах».
В январе ему пришло письмо, в котором менеджер по социальной коммерции компании Bright Swimwear, выпускающая купальники, похвалила его инстаграм и предложила сделать коллаборацию, но не в качестве фотографа, а в качестве модели. То есть стать кем‑то вроде «представителя» бренда. Для этого Костюкову нужно было выбрать один из двух купальников — раздельный Bora Bora или слитный Scarlet — и получить промокод.
Костюков решил не отказываться и сделал из этой странной ошибки в продвижении товара целый фотопроект. «Я остановился на Scarlet, тем более на бикини был большой спрос — и нужно было долго ждать», — пишет он.
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/d/83/d83082ddca1748eed595927dcbe0e2e9.jpg)
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/a/dd/addbafaf300cd37374eb8502fd6467b6.jpg)
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/0/2d/02d44d73cc1fb1f9803761397a0e5103.jpg)
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/a/8c/a8c907977b2e0cb5faf64df56845e950.jpg)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/ad/5ad5c9da98de75939729c2b94b4e95d1.jpg)
![](https://img.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/7/c0/7c04538e623130767ec22608aca11bc8.jpg)
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/3/fb/3fb86bc3a608a0247e6e14c9b34848e1.jpg)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e200x200i/daily.afisha.ru/uploads/images/3/bd/3bdfecc41f197fe1141f0bb0a4bc2eaf.jpg)
Фотограф
«Я советовался с друзьями, которые занимаются алгоритмами: вариантов может быть много, все они довольно банальные, и лично для меня это вообще не имеет никакого значения. Для меня важно озвучить, что ошибки есть и всегда будут. Плюс очень интересно смотреть, как именно система ошибается, а не почему. Например, вчера я обсуждал со своим другом [этот] проект. Вживую. У нас был вечер, когда мы не брали в руки телефоны, но и не прятали их в другую комнату. И сегодня утром он мне прислал скриншоты рекламы женских купальников у него в телефоне. Или из комментариев к своему посту в фейсбуке я вижу, что кому‑то стала приходить реклама той же фирмы купальников, в котором я бегаю по пляжу».
Компании иногда выбирают амбассадорство для продвижения своих товаров. Это работает примерно так: бренд рассылает сотни писем, в которых предлагает сотрудничество, скидку на покупку товара и персональный промокод. Bright Swimwear занимается этим довольно активно — весь ее профиль на сайте с отзывами Trustpilot забит жалобами и комментариями об «амбассадорстве». Письма приходят от людей с именами, которые будто сгенерировали в программе: Карина Стромберг, Корнелия Элмквист, Виктория Эриксон. Вероятно, популярность не так важно для компании — в инстаграме бренда сотни отметок от профилей с парой сотен подписчиков. У многих из них в описании указаны промокоды.
Съемка
Костюков не собирался ехать на море летом, но решил довести свой путь «амбассадора» до конца. «Чтобы соединить взгляд алгоритма с реальностью, я отправился на ближайший ко мне пляж — в Гааге, в феврале, с постоянным дождем, летящим песком и семью градусами тепла, которые ощущаются как ноль из‑за штормового ветра, используя как ориентир фотографии инстаграма фирмы купальников и классические голландские пляжные фотографии», — написал он в посте на фейсбуке.
«Амбассадорство»
Самое интересное, что Костюков оказался хорошим «представителем» бренда. Под его постами в инстаграме и в фейсбуке можно найти много комментариев, в которых спрашивают, где купить такой купальник. «Я думаю, это довольно интересный момент, который хорошо показывает, что женщины могут рекламировать не только одежду для женщин, а мужчины — одежду для мужчин, — говорит Костюков. — Просто мы привыкли так делать. Я бы пока избежал обобщенных выводов, но то, что люди вполне способны воспринимать информацию более гибко и без такой сильной привязки к полу, как принято об этом думать, — это факт».
Костюков закончил только первую часть проекта. Сейчас он собирает информацию для второй, которая, по его словам, будет более личной.