Илья Зданевич (известный еще по звучному псевдониму Ильязд) вышел в историю мирового искусства и издательского дела как первый русский букартист, авангардист и изобретатель «всечества» — направления, в основе которого лежало принятие всех традиций, практик и направлений художественной деятельности. За свою весьма долгую творческую жизнь Зданевич успел побывать и «воинствующим футуристом», и «степенным издателем» так называемых Livre d’artiste (книги художника. — Прим. ред.).
«Революция свершилась, отечество свободно, но искусство в опасности. Французская революция провозгласила отделение церкви от государства, мы провозглашаем отделение искусства от государства. Товарищи, сплачивайтесь, скажите наконец, что искусство свободно — и свободно от политики, что мы вольны и независимы. Протестуйте против министерства искусства и захвата власти, свобода искусству!»
Коллективный сборник «Поэзия неведомых слов»
В этом году исполнилось ровно 70 лет с момента издания самого знаменитого сборника Ильязда, который он решил выпустить в Париже как ответ на деятельность художников-литтеристов. Тогда Зданевич отобрал произведения 21 автора, среди которых были Тцара, Швиттерс, Хлебников, Терентьев и прочие поэты-футуристы и дадаисты. В качестве приглашенных художников над номером работали Пикассо, Шагал, Жоан Миро, Альберто Джакометти и многие другие.
«Зоотроп сентенций» Михаила Погарского
Оммаж Илье Зданевичу представляет собой специальную кинетическую конструкцию с размещенными на ней «сентенциями», которые складываются в целую поэму. Как известно, классический зоотроп строится на инерции зрения, которая позволяет демонстрировать «движущиеся» картинки. В данном случае зритель может читать поэму с любой части или вообще как мантру — по кругу.
«Анабасис катавасии» Леонида Тишкова
Создатель «Даблоидов» для выставки придумал внушительный генератор, название которого переводится с греческого примерно как «восхождение схождения». Буря из разноцветных букв в прозрачном цилиндре сама собирает слова и даже дадаистские стихи, составляя случайные и фонетически изящные сочетания в духе самого Зданевича. «Творческим импульсом» «Анабасиса» служит сильный вентилятор, запрятанный у основания.
24 открытки, посланные духом Ильязда Михаилу Погарскому
В 20 открытках, посланных из Парижа, и 4 — из Петрограда, озорной дух Ильязда приглашает куратора выставки Михаила Погарского на свои лекции и творческие вечера в «Бродячей собаке» и, конечно, в печатные мастерские, где Зданевич работал над легендарными Livre d’artiste.
«Ныряльщик № 7» Григория Кацнельсона
Малотиражный «Ныряльщик Magazine», по словам издателей, «радостно посвящен видимым или невидимым персонажам ХХ века, пойманным на удочку волшебной ручной печати». Художники Григорий Кацнельсон и Катя Ефимчик работают над выпусками «Ныряльщика» по очереди, и седьмой номер журнала, вышедший тиражом всего в 12 экземпляров, посвящен именно Ильязду.
«Два фрагмента фильма «Omnia Vincit Amor» Станислава Дорошенкова
Режиссер Станислав Дорошенков в своей картине «Omnia Vincit Amor» («Все побеждает любовь») приоткрывает созданные Зданевичем миры, в которых возможно все: например, встретить заколдованную красавицу Лилит, убившую себя без капли крови. Лилит пробивает дорогу в рай и ищет «асла напрaкат». Режиссер показывает книгопечатание как процесс одновременно прикладной и ремесленнический и в то же время схожий с алхимическим «деланием».
«Янко круль албанскай» Ильи Зданевича
В 1916 году всего за полтора дня Зданевич написал эксцентричную футуристическую пьесу на «абстрактном языке» о том, как албанские разбойники пытаются заставить стать королем персонажа по имени Янко. Прототипом главного героя послужил участник арт-группы «Бескровное убийство» Янко Лаврин. Пьесу тут же поставили на вечеринке в студии художника Бернштейна.