Выставки в Москве

Зачем воскрешать журнал «Советское фото», когда у всех есть инстаграм

26 апреля 2016 в 11:00
В «Рабочем и колхознице» открывается выставка лучших снимков из журнала «Советское фото», приуроченная к 90-летию издания и его перезапуску. «Афиша Daily» распросила кураторов, искусствоведов и фотографов о значении журнала и целесообразности его возрождения.
Нина Свиридова, Дмитрий Воздвиженский, «У монумента Покорителям космоса». 1970 год
Василий Прудников
куратор выставки, фотограф

«Советское фото» был уникальным журналом, который объединял творчество любителей и профессионалов — первые мечтали в нем публиковаться, а для последних это было честью. Отбор в журнал шел очень жесткий: письма в редакцию шли мешками каждый день, а публиковались только лучшие из лучших.

В апреле журналу «Советское фото» исполнилось бы 90 лет — но, к сожалению, его перестали выпускать в 1997 году, когда после пожара в редакции он прекратил свое существование. Тем не менее журнал все знают и помнят: это было единственное издание о фотографии на советской территории и таким оставалось даже после, когда в уже российское время был переименован в журнал «Фотография».

Потом выпускались другие журналы, но сейчас настал момент, когда все они закрылись, — на территории России нет ни одного издания по фотографии. У нас есть идея возродить старый журнал, и для этого тоже мы показываем выставку — чтобы напомнить, каким он в свое время был, какие темы отражались. Конечно, это будет немного другой журнал, но мы хотим сохранить его традиционно высокое качество редколлегии. Курировал «Советское фото» Союз журналистов России, поэтому качество материала было отменным. И у нас в редколлегии будут те же люди, что когда-то были заняты в редакции «Советского фото».

Валерий Шустов, «Будущие лорды». Лондон, 1971 год
Юрий Пальмин
фотограф

«Воскрешение журнала со старой редколлегией может стать любопытным культурологическим феноменом и курьезом. Хотя, на мой взгляд, и в позднесоветкое время журнал был курьезом. У меня специфическое отношение к массовому советскому фотолюбительству — но на это явление нужно смотреть широко. Очевидно, что у любого тоталитарного государства есть интерес к фотографии, особенно в доцифровую эпоху, когда фотография претендует на абсолютную истинность. Начиная с Родченко и Беломор-канала формирование достоверных образов входило в сферу интересов госцензуры, которая стремилась централизовать фотолюбительскую деятельность и держать ее под идеологическим контролем, — это и выставки, и клубы фотолюбителей.

Журнал «Советское фото» на меня никак не повлиял. Я не помню, чтобы во время моего фотолюбительства «Советское фото» был культовым журналом: я его, наверное, открывал, но никакого впечатления он на меня не производил. Не уверен, что сейчас журнал имел бы смысл: любительская фотография органично существует в интернете на фейсбуке и фликре, а для осознанного фотолюбительства есть разнообразные зины. Мне кажется, совершенно бессмысленно создавать еще и печатный орган — но при этом я с большим уважением отношусь к журналу «Искусство». Им повезло с названием и редколлегией, у которой получаются самые настоящие чудеса»

Луис Раота, «Рожденная свободной»
Сергей Максимишин
фотограф

«В армии я был фотографом и у меня была подшивка «Советского фото» за много-много лет, которую я тщательнейшим образом изучал. Что касается нового журнала, главное — это какая в нем будет аналитика: дело не в фотографиях, а в разговорах про них — если будут умные разговоры, то такой журнал будет полезен, и я сам буду его читать. А это немало».

Юрий Белинский, «Семья». Ленинград
Лариса Гринберг
куратор и сооснователь галереи Photographer.ru

«В последние годы существования издания профессиональное сообщество не очень жаловало «Советское фото», потому что на страницах журнала стало появляться больше любительских фотографий, нежели работ профессионалов. Да и зачем нужно издавать журнал по сути любительской фотографии, когда есть такие ресурсы, как фликр, photographer.ru?

Мне кажется, что возобновление издания — большая утопия. Если это будет журнал любительской фотографии, тогда непонятно, почему он будет издаваться под лозунгом «Советское фото». Если организаторы будут освещать современную проблематику, то странно выводить ее в дискуссионное поле под этой концепцией. Если журнал останется таким же более любительским, каким он был во время своего закрытия, то я не понимаю, зачем возобновлять печатную версию, если все есть в интернете».

Виктор Соколов, «Жизель»
Ольга Свиблова
искусствовед, директор Мультимедиа-арт-музея

«Для кого будет этот журнал? В мире пресса умирает. Мы, что, найдем государственные деньги на его финансирование? Хорошо. Если будет талантливая команда — отлично. Но кто будет его покупать, как будет устроена дистрибуция? Все эти вопросы остаются открытыми. Я читала пресс-релиз Прудникова: он пытается сделать что-то хорошее, но у меня есть большие сомнения. Однажды, лет пять-шесть назад, у нас была попытка восстановить фотографический журнал в частном порядке. Но, к сожалению, она оказалась крайне неудачной, потому что не было людей, которые могли бы это сделать качественно. Я сомневаюсь, что человек, который взялся за это из любви к фотографии, продолжил бы финансирование идеи. Это стоит больших денег, а доход и выход был минимальным. И это притом что сегодня в России много кто любит фотографию — но почему-то нет фотографической прессы. А я в такой ситуации сначала постаралась бы понять, почему у людей это не получается: умный человек смотрит, куда дует ветер, и исходя из этого, выстраивает свой дальнейший путь. Конечно, всегда есть надежда на гениев, которые смогут идти против ветра, но современные условия просто не соответствуют тем обстоятельствам, в которых можно было бы создать или возродить журнал по фотографии. Хорошая импортная бумага стоит дорого, отечественное производство в этой отрасли у нас не развито».

Расскажите друзьям