— В России есть распространенное утверждение, что ребенок должен проводить больше времени на улице, а не дома с игрушками. Что важнее?
— Детям в первую очередь нужна игра как таковая, она может быть и активной, и спокойной. Играя, ребенок получает новые навыки, учится. Особенно важно, если в это вовлечены родители. Мы провели исследование, посвященное совместной игре со взрослыми: опросили 13 000 семей в девяти странах и нашли зависимость между количеством времени, которое люди проводят за совместным досугом, и тем, насколько счастливыми они себя считают. 88% семей, играющих больше пяти часов в неделю, заявляют, что они счастливы. Те, кто проводит за развлечениями времени меньше, отвечали так реже — в 75% случаев. В России, увы, почти половина (44%) родителей может тратить на совместный досуг с детьми меньше пяти часов еженедельно.
— Два года назад в Биллунне специалисты LEGO рассказывали, что в будущем точные науки не будут иметь заметного преимущества. У детей нужно развивать коммуникативные навыки, умение выступать перед аудиторией и мыслить абстрактно. Почему? Всю работу заберут роботы?
— Нет, конечно, речь не об этом. Изменения приходят в нашу жизнь очень быстро: еще в школе мы писали ручками или печатали на машинках, потом стремительно пережили большие и совсем крохотные компьютеры, а сегодня в основном используем для решения большинства повседневных задач телефон. Мир и дальше будет изменяться, и мы говорим не о каком‑то далеком будущем, а буквально о завтрашнем дне. Повсеместное внедрение искусственного интеллекта, голосовой ввод вместо печати — инновации трудно предугадать, поэтому важно развивать в детях умение мыслить нестандартно и творчески, приспосабливаться к новым условиям, коммуникации. И конечно, важно не бояться технологий, учиться и переучиваться, если нужно.
Мы хотим придать детям больше уверенности в себе. Когда они собирают конструктор, они постоянно сталкиваются с проблемами: что‑то не сработало, что‑то не получается сразу правильно соединить, что‑то не двигается. Но первый собранный набор придаст им уверенности, со следующим проектом будет легче, а в третий раз они возьмут что‑то труднее — например, конструктор, который можно запрограммировать на действие.
— Раз мы начали говорить про будущее, из чего будет LEGO? В августе вышел набор, где лиственные элементы сделаны из материала на основе сахарного тростника. Почему тростник?
— Верно. Это часть нашей программы по переходу на материал из возобновляемого сырья. Мы планируем полностью заменить им существующий пластик к 2030 году, но готового решения, которое можно было бы использовать сейчас, не существует. LEGO работает с разными компаниями, которые ведут разработки в этой области, и протестировала 200 материалов, но пока они не отвечают всем нашим требованиям. Новые кубики не должны отличаться от уже существующих — речь не только о внешнем виде, но и о силе сцепления (стоявшая в парке Горького Bugatti была собрана без клея; компания приводит это как пример силы сцепления деталей конструктора. — Прим. ред.). Кроме того, эти материалы должны быть долговечны, чтобы наборы могли переходить от поколения к поколению.
— Конструктор все-таки довольно консервативная игрушка. Чем вы увлекаете современных детей, у которых огромный выбор развлечений?
— Всегда нужно быть релевантным и актуальным. Сегодня дети любят конструировать и создавать что‑то самостоятельно, но при этом они очень рано приобщаются к гаджетам. Для них практически не существует разницы между физическим миром и тем, что происходит в смартфоне: играя, ребенок очень быстро переключается между ними. Мы попробуем предложить игру сразу в двух мирах — сейчас выходит серия Hidden Side, где нужно собирать настоящий конструктор, а потом ловить призраков и привидений на экране телефона. Если изменить элементы постройки, это изменит и игру.
И естественно, мы следим за актуальностью тем. Например, к 50-летию высадки человека на Луну мы выпустили наборы LEGO City, посвященные космосу. Это не только сам конструктор — например, в ютьюбе можно посмотреть реконструкцию высадки с переговорами астронавтов. Мы стараемся поднимать темы, которые бы по-настоящему волновали и вдохновляли тех, кто будет собирать эти наборы.
— При этом кажется, что вселенная LEGO излишне стерильная. Она как будто не знакомит детей с реальными проблемами или тем более с чем‑то страшным. Поэтому недавний набор по мотивам сериала «Очень странные дела» выбивается из общей линейки.
— Мы выбираем темы, соответствующие возрасту аудитории. Игрушки должны отражать детский взгляд на мир, а не шокировать. Набор «Очень странные дела» сделан для взрослых поклонников сериала и LEGO. Он даже рекламируется в стилистике 1980-х. Вы можете сравнить, как мы изображаем разные потусторонние вещи в нем и в тех же Hidden Side — они совершенно разные.
— Если взглянуть на конструкторы на полках, станет очевидно, что наборы делятся на те, что для мальчиков, и те, что для девочек. Зачем нужно такое жесткое деление на пожарных, полицейских, рыцарей, пони и пикники с кроликами?
— Наборы LEGO отражают интересы детей: им нравятся космонавты, зайчики, строители, техника, защитники животных. Но нигде не сказано о том, что играть в защитников дельфинов должны исключительно девочки. Обычно это решают сами дети и родители, которые покупают конструктор. Мы отталкиваемся от запросов, а не от пола ребенка.
— LEGO выпускает наборы по основным детским мультфильмам и фильмам. Недавно стало известно, что новую Русалочку сыграет чернокожая актриса. В наборах уже было несколько версий фигурок, теперь появится новая?
— Когда мы делаем такие наборы, важно сделать так, чтобы они были максимально похожи на то, что вы увидели на экране. Дети хотят играть в том мире, который им понравился. Так что все наши фигурки должны повторять киногероев.
— Сегодня, чтобы купить игрушку, нужно сходить в магазин или заказать в интернете. Давайте представим, как это будет работать лет через пятьдесят? Все будут печатать себе вещи на принтере?
— Думаю, такие вещи станут возможными гораздо раньше, чем через пятьдесят лет. Мы используем технологию 3D-печати на начальных этапах проектирования наборов, но чтобы быстро и качественно распечатать весь набор дома, ее пока недостаточно. Чтобы применять ее на массовом уровне, не хватает скорости печати, качества материала, распространенности устройств. Зато вы уже можете скачивать инструкции с нашего сайта, чтобы пересобирать имеющиеся наборы по-новому. Или оживлять бумажные каталоги LEGO с помощью приложения дополненной реальности.
— Существуют ли специальные школы или институты, которые помогают стать дизайнером LEGO? Вы готовите для себя кадры?
— Чтобы разрабатывать модели конструктора, не обязательно учиться делать игрушки. У нас работают и архитекторы, и дизайнеры одежды — внутри компании они, естественно, проходят специальный тренинг, где учатся работать с LEGO. Особенно чтобы создавать большие сложные наборы вроде Technic. Каких‑то открытых школ у нас нет, но я знаю, что конструктор используют для обучения в некоторых институтах дизайна и на курсах начального программирования.
— Недавно в сети обсуждали очередной мем, связанный с LEGO: у мини-фигурок обычно нет носа, но он вдруг появился у Волан-де-Морта, хотя здесь его как раз быть не должно. Признайтесь, вы специально создаете такие поводы для обсуждений?
— Нос действительно сделали сознательно: так дизайнеры хотели показать его открытые ноздри. Сами мы мемы не создаем, но, само собой, следим за тем, что вызывает живые обсуждения. Как было с известной ситуацией про наступание на детали конструктора босой ногой, которую в итоге обыграли в «Лего. Фильме».