Как устроен фестиваль «Золотая маска»
С сентября по июль каждого года, в течение театрального сезона, эксперты «Золотой маски» смотрят по всей стране новые спектакли. Экспертный совет — это примерно два десятка театральных критиков, состав совета из года в год меняется. На этот раз суммарное количество просмотренных экспертным советом премьер составило аж 774. Из них в список номинантов премии попадает только самое интересное. В этом году — 70 больших и малых драматических, оперных, балетных, кукольных, танцевальных и экспериментальных спектаклей. Из них и составляется афиша фестиваля «Золотая маска», проходящего ежегодно едва ли не на всех главных площадках Москвы с февраля по апрель. Спектакли оценивает жюри, в конце фестиваля происходит тайное голосование, победителей торжественно объявляют на церемонии. Подробнее об устройстве главной театральной премии можно прочитать вот в этом исчерпывающем материале «Афиши Daily» по теме.
Кто получил «Золотую маску» в этом году
Лучшим спектаклем большой формы назван новый хит «Мастерской Петра Фоменко» — «Сон в летнюю ночь». Развеселое полотно Ивана Поповски по самой сказочной шекспировской комедии состоит сплошь из дурашливых актерских этюдов; в роли Елены, кстати, — Ирина Горбачева. В малой форме фаворитом оказался художнический блокбастер по Островскому «О-й. Поздняя любовь» в духе «Монти Пайтон» — спектакль «Лаборатории Дмитрия Крымова». Этот же спектакль принес награду за лучшую женскую роль Марии Смольниковой.
«Золотая маска» за лучшую мужскую роль досталась 23-летнему Сергею Волкову, сыгравшего Бертольда Брехта в разухабистом политическом ревю Юрия Бутусова «Кабаре Брехт» в петербургском Театре им. Ленсовета. Наградой за лучшую роль второго плана жюри отметило петербуржца совсем другого поколения — Николая Мартона. Статный носитель декламаторской традиции Александринского театра сыграл лермонтовского Неизвестного в монументальном спектакле Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего». «Золотая маска» за режиссуру тоже отправилась в Петербург — из 22 претендентов в этой категории симпатии жюри оказались на стороне Андрея Могучего за филигранную постановку разнузданного шедевра Ивана Вырыпаева «Пьяные» в БДТ им. Товстоногова.
«Голливудская дива»
«Герой нашего времени»
«Кабаре Брехт»
«Кафе «Идиот»
«Маскарад. Воспоминания будущего»
«Золотая маска» за лучший мюзикл второй год подряд отправляется в петербургский Театр музкомедии, на сей раз — за «Голливудскую диву». Впрочем, наступающий на пятки московский «Призрак оперы» Stage Entertainment, взявший практически все прочие награды в категории, в главной номинации представлен быть не мог — таковы правила «Маски» относительно переноса зарубежных музыкальных постановок.
Три «Маски» достались балету «Герой нашего времени» в постановке Кирилла Серебренникова в Большом театре: «Работа композитора» (Илья Демуцкий), «Работа художника по свету» и за лучший спектакль в категории «Балет». Тут вышел конфуз: «Золотую маску» за свет присудили несуществующему человеку по имени Саймон Донжер. Оказалось, что это коллективный псевдоним Кирилла Серебренникова и команды осветителей Большого театра.
Лучшим оперным спектаклем жюри назвало «Хованщину» Мусоргского в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. В этом масштабном историческом изваянии занята вся труппа театра, без малого три сотни человек. На другом полюсе музыкального театра — в категории «Современный танец» — празднует свою вторую «Маску» театр «Балет Москва» за свое посвящение Пине Бауш «Кафе «Идиот».
Перми, бескомпромиссно лидировавшей по общему количеству номинаций в этом году, «Золотую маску» из числа главных номинаций принес только Театр кукол с ницшеанским триллером про Вторую мировую войну «Толстая тетрадь».
Всего же на церемонии раздали без малого 50 масок. Кроме Москвы и Петербурга географию списка лауреатов составили Красноярск, Пермь, Уфа и Екатеринбург. Полный список лауреатов — здесь.
Кто остался без награды
Не считая Кирилла Серебренникова, получившего «Золотую маску» за «Героя нашего времени», с носом остались буквально все представители театральной альтернативы. А их в этом году — невиданное изобилие. В списке номинантов впервые встретились главные герои актуального театра в таком количестве. Здесь Дмитрий Волкострелов со строгим образцом театрального минимализма «Беккет. Пьесы» и Семен Александровский с ожившей инсталляцией про состояние науки и общества «Элементарные частицы». Здесь же Константин Богомолов с деликатным «Юбилеем ювелира» и Марат Гацалов с напряженной деконструкцией сорокинской «Теллурии». Словом, все то, что претендует на обновление театрального языка, в восприятии жюри оказывается не вполне убедительным.
Впрочем, обвинить «Золотую маску» в консерватизме было бы неверно. Лагерь традиционалистов представлен в этом году в бросающемся в глаза меньшинстве. За фундаментальный реализм отдувались Кама Гинкас («Кто боится Вирджинии Вулф?»), Сергей Женовач («Самоубийца»), Евгений Марчелли («Месяц в деревне») и Алексей Бородин («Нюрнберг»). Ни одна из этих работ не удостоилась награды ни в одной из номинаций.
«О-й. Поздняя любовь»
«Пьяные»
«Сон в летнюю ночь»
«Толстая тетрадь»
«Хованщина»
Дипломами участников вместо «Золотой маски» пришлось довольствоваться и всем избранным представителям провинции: театрам Серова, Минусинска, Новокуйбышевска, Кургана и Ижевска. Ровно как и едва ли самому популярному московскому театральному проекту году — пешеходному аудиопроменаду «Remote Moscow» Rimini Protokoll. Последний участвовал в конкурсе «Эксперимент», уступив первоклассному шумовому перформансу Петра Айду «Звуковые ландшафты».
Шуму наделало решение жюри главным образом в актерских номинациях. Поскольку те, кто еще не успел пропеть гимн в честь бронебойных, почти статичных ролей Олега Табакова и Натальи Теняковой в «Юбилее ювелира» Константина Богомолова, те трубили во славу Игоря Гордина, демонстрирующего высший пилотаж искусства переживания в «Кто боится Вирджинии Вулф?» Камы Гинкаса. Разумеется, на таком фоне ожиданий присуждение наград совсем молодым артистам кажется подозрительным маневром.
И последнее по списку, но не значимости. Театр наций, не афишируя своего решения, снял с участия в конкурсе «Сказки Пушкина» Роберта Уилсона с Евгением Мироновым. Это как если бы на церемонии «Оскара» стало известно о снятии с номинации «Выжившего». Безукоризненный дизайнерский ритуал Уилсона стал бы безусловным фаворитом как минимум по всем номинациям, касающимся художественного оформления. Решение Театра наций отказаться от участия в фестивале, надо полагать, продиктовано усталостью от участившихся обвинений в предвзятости премии в адрес Марии Ревякиной, служащей директором одновременно Театра наций и «Золотой маски».
Что все это значит
Решением жюри всегда недовольны все, кроме лауреатов, — это такая традиция. Зачастую негодование вызывают одиозные отказы вручать премии в той или иной номинации или же слишком очевидные компромиссы, приводящие к равномерному распределению наград среди заслуженных мастеров сцены.
В этом году упреки посыпались за излишнюю сбалансированность. С одной стороны, отмечен прорыв реформатора Андрея Могучего в БДТ, с другой — зал встречает стоячей овацией Юрия Соломина, награжденного за вклад в театральное искусство. Легкомысленные комедии признаны лучшими спектаклями, но и такие мощные высказывания, как «Маскарад. Воспоминания будущего» и «Кабаре Брехт», стали фаворитами в не менее важных — актерских — номинациях. Отсутствие Константина Богомолова и Теодора Курентзиса в списке лауреатов в каком-то смысле уравновешено несколькими наградами «Героя нашего времени» Кирилла Серебренникова. Ни одного радикального решения, но и без подчеркнутой бесконфликтности. С одной стороны, картина театральной реальности будто бы продиктована стремлением не раскачивать лодку, не провоцировать лишние скандалы. С другой — в вопросах отображения состояния российского театра ничего объективнее «Золотой маски» пока не придумали.
Как и следовало ожидать, продолжающийся уже больше года нахальный прессинг со стороны Министерства культуры сработал против себя. Впрочем, отразилось это не столько на списке лауреатов, сколько на атмосфере церемонии вручения премии. Замминистра культуры Александр Журавский сморозил глупость, случайно процитировав Ленина, в то время как председатель жюри Михаил Бычков сорвал продолжительные овации, говоря о том, что в отборе участников фестиваля и присуждении премий экспертное сообщество предпочитает обходиться без помощи чиновников.
В остальном, как справедливо заметил в ходе вручения наград маэстро сценографии Сергей Бархин: «Симпатии публики всегда оказываются на стороне тех, кто ничего не получил».