Выставки в Москве

Разумный спутник и тропики в России: что художники рассказывают о будущем

25 июня 2019 в 16:14
Фотография: Микаэль Лундгрен
Новый суперпроект «Гаража» «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» посвящен экологии: почти полсотни художников размышляют о мире вокруг и новых сценариях будущего. «Афиша Daily» поговорила с кураторами выставки Снежаной Кръстевой и Екатериной Лазаревой о том, что будет с нашим миром и как художники предчувствуют грядущие перемены.
Снежана Кръстева
Куратор Музея современного искусства «Гараж»
Екатерина Лазарева
Художник, куратор, преподаватель, специалист по искусству XX–XXI веков

«Почему мы вдруг решили сделать такой большой проект на тему экологии — тему, которая, честно говоря, считается скучной, как разговоры о погоде? Мы искренне полагаем, что сегодня эта тема становится исключительно важной, и на самом деле мы не одиноки — на территории современного искусства за то время, что готовилась выставка, она практически стала мейнстримной. И мы думаем, что в будущем большинство политических вопросов будут связаны именно с экологической повесткой, которая будет затрагивать большинство людей в разных странах.

Будущее нашей планеты — это то, что нас способно объединить, поверх государственных границ и вне зависимости от политических позиций.

Что касается темы будущего, то она не может не вызывать огромного интереса у художников — ведь это повод для создания целых художественных вселенных, такого сновидения наяву, к которому могут присоединиться зрители, то есть нечто лежащее в самой природе искусства.

«Природы нет» — промо-ролик выставки, намекающий на то, что экологическая проблематика вытесняется из сферы актуальных вопросов человечества в условное будущее

Что нас ждет, по версии художников? Победа искусственного интеллекта, борьба за выживание. Будущие поколения будут пожинать плоды нашей безответственности, петракапитализма (экономическая модель, при которой нефть рассматривается в качестве основного товара, а экономика страны целиком зависит от производства, потребления и экспорта нефти. — Прим. ред.) и ядерной энергетики. Случится — точнее, завершится — шестое вымирание видов (выделяемое рядом ученых масштабное вымирание живых существ; в отличие от первых пяти оно вызвано в первую очередь действиями человека. — Прим. ред.). В частности, как повествует представленная на выставке работа дуэта Allora & Calzadilla, исчезнут пуэрто-риканские попугаи, носители отдельного языка и культуры, которая так и не будет нами расшифрована. «Великая тишина» — это когда мы отправляем послания в далекие вселенные и одновременно отказываемся признать разумными другие виды, живущие рядом с нами. В общем проектом «Грядущий мир» нам хочется обратить внимание на хрупкость текущего состояния дел. Мы надеемся, что люди будут более осознанны в повседневной жизни, хотя понимаем, что, условно, сортировкой мусора и утилизацией батареек ситуацию не исправить. Нужно более глобальное переосмысление с участием правительств и корпораций.

Дженнифер Аллора и Гильермо Кальсадилья

«Привой»

Вид инсталляции на площади Искусств Музея современного искусства «Гараж», Москва

Цветы тропической табебуйи золотистой вдруг перенесены в наши среднерусские широты. Такой жест можно воспринять как климатический прогноз: может быть, глобальное потепление сделает возможным цветение этих растений в Москве? Перспектива жизни в тропиках в целом может быть даже интересна; с другой стороны, быстро становится понятно, что в самих тропиках люди уже не смогут выживать из‑за жары, поэтому нас ждут массовые миграции.

На самом деле, уже сейчас из‑за глобального потепления Карибский регион сталкивается с сильнейшими ураганами, которые наносят ущерб этим самым и многим другим растениям, на месяцы лишают жителей Пуэрто-Рико электричества и так далее. Мир меняется на наших глазах. Пуэрто-Рико, где живут и работают авторы этой инсталляции, известен как регион с наибольшим биоразнообразием и одновременно горячая точка шестого вымирания видов, поскольку множество их сейчас находятся под угрозой полного исчезновения.

Аллан Секула

«Черный прилив»

Аллан Секула. Изнуренные волонтеры (На пути с острова Онс, 19.12.02). Из серии «Черный прилив | Marea Negra». 2002–2003. Собрание фонда Thyssen-Bornemisza Art Contemporary, Вена

На выставке представлены две масштабные антропогенные катастрофы, одна из них — крупнейшая утечка мазута из‑за затопления танкера «Престиж» у побережья Испании в 2002 году, которой посвящена работа «Черный прилив». Художник Аллан Секула здесь снимает последствия этой катастрофы и волонтеров, которые помогают их ликвидировать. Однако стремясь уйти от чистой документалистики, он дополнил фотографии оперным либретто, которое должно быть исполнено спустя 30 лет — в 2032 году, когда, по прогнозам специалистов, регион излечится от последствий этой катастрофы. Так что это либретто представляет собой один из вариантов будущего, которые мы встречаем на выставке.

Сюзан Шуппли

«Медленный распад»

Вид инсталляции в Музей картин, Умео, Швеция

Вторая из крупнейших антропогенных катастроф, представленных на выставке, — это авария на Чернобыльской АЭС. Мы знаем немало фотосерий, запечатлевших покинутые жилища в зоне отчуждения, однако этот материал, на взгляд художницы Сюзан Шуппли, является слишком романтическим (руины ведь вообще романтичны). Так что в своей работе Шуппли выбирает сухой язык концептуализма. Она показывает нам 20 передовиц газеты «Правда» — от дня аварии 26 апреля до 15 мая, когда информация о катастрофе наконец была опубликована в главной советской газете. То есть ее интересует информационная политика вокруг «мирного атома». Она не предъявляет обвинений, но [с нашей точки зрения] ясно, что это — преступление власти. Что это говорит о будущем? На самом деле ученые не пришли к единому мнению, века или тысячелетия потребуются для полной ликвидации последствий, — ясно, что срок распада этих опасных веществ отнесен далеко в будущее, а последствия катастрофы продолжают сказываться сегодня.

Гинтс Габранс

«Foood 2050»

Эта работа своим названием отсылает к 2050 году, хотя идея художника может быть реализована и вполне востребована уже сейчас, когда огромное количество людей умирает от голода. Идея состоит в том, что с помощью генных технологий бифидобактерии человека ин витро («в пробирке», то есть в ходе эксперимента, проводящегося вне живого организма. — Прим. ред.) могут быть модифицированы таким образом, что человек сможет усваивать целлюлозу или клетчатку, которую сейчас мы не усваиваем.

То есть мы сможем извлекать больше калорий из растительной пищи и даже переваривать древесину и бумагу, которые окажутся питательнее хлеба.

Почему это так важно? По оценкам специалистов, в 2050 году население планеты превысит 10 миллиардов, и чтобы их прокормить, нам предстоит производить гораздо больше еды, чем раньше, — на ближайшие 40 лет нужно столько еды, сколько мы произвели за последние 8000 лет.

Лоуренс Лек

«Геомант»

Фильм «Геомант», созданный по технологии CGI, представляет собой футуристическую притчу, действие которой происходит в Сингапуре в 2065 году, а главный герой — космический спутник, мечтающий стать художником. Фильм предлагает задуматься, что произойдет, когда миром станет управлять искусственный интеллект. Алгоритмы, рассчитанные на обработку огромных объемов данных, во многих отраслях деятельности смогут заменить человека, и тогда последним исключительно человеческим занятием останется искусство. Но что, если эмоционально-осознанный искусственный интеллект обретет силу самовыражения и творческий гений перестанет быть уделом только людей? Цифровая 3D-анимация, озвученная синтезированным голосом, будто и сама является примером постчеловеческой эстетики, своего рода визуальным и интеллектуальным тренажером, предвосхищающим будущую узурпацию художественной сферы искусственным разумом.

Саша Пофлепп

«Те, кто»

Саша Пофлепп. Прогулка в пространстве. 2017. Специально созданная генеративно-состязательная нейросеть; майлар, трансферная печать

С развитием биотехнологий и искусственного интеллекта мы вступаем в новую эру, где эволюция может столкнуться с неожиданно быстрым ростом разнообразия существ, созданных человеком. Видеоинсталляция немецкого художника Саши Пофлеппа является воображаемым продолжением экспозиции Дарвиновского музея — она посвящена новым формам жизни, которые генерирует машинный алгоритм в реальном времени.

В этом спекулятивном музее источником воображения оказываются искусственные нейронные сети, а движущей силой эволюции — не дарвиновский естественный отбор или генетический дрейф, но антропогенные технологии. Использование компьютерного моделирования в ходе биологического эксперимента получило название ин силико («в кремнии», то есть в компьютере. — Прим. ред.), в противоположность более привычным способам проведения экспериментов в пробирке (ин витро) или непосредственно в живом организме (ин виво). Режим «симуляции эволюции» предлагает задуматься о создании новой жизни как творческом процессе, а также о перспективах сосуществования естественной и неестественной эволюции.

Wooloo

«Хьюман Хотел»

Иван, участник проекта Human Hotel в Москве, в своей мастерской. 2019. Документация социальной скульптуры

Проект датского коллектива Wooloo представляет собой социальную скульптуру — открытое к непосредственному участию экологически ответственное глобальное сообщество. Первым опытом масштабной общественной кооперации для Wooloo стал Климатический саммит ООН в Копенгагене в 2009 году, когда художники помогли трем тысячам экоактивистов из разных стран разместиться на время саммита у местных жителей. Это заложило основу Human Hotel — платформы, соединяющей хозяев и путешественников во всем мире. Перенаправив свою энергию с традиционной выставочной практики на работу с повседневностью и создание полезных инструментов для людей, Wooloo инициировали появление сообщества Human Hotel в Москве, а также разработали самообучающийся алгоритм, который в будущем сможет подсказывать пользователям экологически ответственные решения и модели поведения. Таким образом, их проект предлагает выход за пределы места и времени, отведенного экспозиции [в реальный мир].

Расскажите друзьям