Обновление сервиса Apple News+, куда теперь включены триста американских глянцевых изданий, большие газеты вроде Los Angeles Times и Wall Street Journal и несколько уважаемых онлайновых ресурсов — все это суммарно за десять долларов в месяц по подписке. Виртуальная банковская карта Apple Card, эмитентом которой будет Goldman Sachs (впервые в своей истории обратившийся к потребительскому банкингу) в партнерстве с Mastercard; карта будет встроена в кошелек Apple Wallet и обладать, так сказать, физической инкарнацией — дичайшей красоты титановой картой, на которой будет выгравировано только имя пользователя и логотип Apple, без скучных номеров, CVV и прочих глупостей. Игровая библиотека Apple Arcade, где за те же (точнее, отдельные) десять долларов в месяц будет неограниченный доступ к более чем сотне оригинальных игр. Наконец, то, ради чего все собрались, — стриминговый сервис Apple TV+, оригинальный контент для которого уже делают люди масштаба Стивена Спилберга и Джей Джей Абрамса.
Подробно разжевывать каждый анонс смысла нет: есть ощущение, что все читатели этих строк и так смотрели прямую трансляцию из Steve Jobs Theater. Несколько соображений поверхностного, технического характера: News+ — первый и единственный из сервисов, доступный (в России Apple News по-прежнему недоступен. — Прим. ред.) сразу же в момент анонса. То, что есть там сейчас, довольно странно выглядит в телефоне, зато абсолютно потрясающе — на айпаде. Анимированные обложки, живые фотографии, спецэффектная верстка — интересно теперь, как долго представленные издания смогут выдерживать такую планку, и захотят ли это делать вообще. Любопытно также, будет ли пополняться их количество и какой у этого процесса механизм: редакции достаточно захотеть быть в News+ или необходимо отвечать неким невысказанным вслух требованиям Apple; будет ли та платить паблишерам за прочтения пользователя или его возможные покупки журналов? Как бы там ни было, это очень интересный момент в жизни бумажной прессы, которую последние полтора десятка лет шумно всем миром хоронят, а она все никак.
С Apple Card примечательна даже не вторичность ее, так сказать, физического воплощения: современный городской житель и так вынимает карту хорошо если раз в пару дней и только в тех диких местах, где почему‑то до сих пор не принимают бесконтактные платежи. Интересно другое: продекларированное Apple отсутствие платежей за обслуживание карты и других скрытых и явных выплат, постоянно присутствующих в жизни активного пользователя (американской) кредитной системы. Скорее всего, это означает, что расходы такого типа Apple берет на себя — чтобы удержать пользователей в экосистеме. Ежедневный неограниченный кешбэк — тоже, на самом деле, удивительное для США нововведение. Интересно, что будет, если заплатить Apple Card за, допустим, машину в автосалоне. Еще интереснее, будет ли это все работать в России, где кешбэк в том или ином виде стал обязательным атрибутом у любой карточки, а Apple Pay поддерживается 85% всех существующих терминалов в стране (для сравнения: в США этот показатель составляет 70%; эти данные Apple сама заявила в ходе презентации. — Прим. ред.).
В случае с Arcade интереснее всего то, что фокус сделан на эксклюзивных для экосистемы играх. Но вскоре после конференции выяснилось, например, что сиквел классического киберпанк-квеста Beneath a Steel Sky, заявленного к выходу на Arcade, появится также на всех остальных платформах. Впрочем, новая игра создателя Final Fantasy Хиронобу Сакагути под названием Fantasian, судя по всему, делается специально для Apple — и более того, ни в каком другом формате она существовать просто не сможет. Почему — скажем ниже.
Наконец, ослепительный анонс TV+. В течение часа на сцене сменяли друг друга люди, без которых немыслима американская (а значит, мировая) массовая культура: от мило смутившегося Спилберга до гигантского Джейсона Момоа, от Дженнифер Энистон до кукольной птицы из «Улицы Сезам», от Опры Уинфри до Кумайла Нанджиани, более известного миру как Динеш из сериала «Силиконовая долина». Все эти и многие другие люди будут делать оригинальный контент для будущего стримингового сервиса Apple — и это исторический момент.
Ни Amazon, ни Netflix, несмотря на все их «Оскары» и настойчивые и даже иногда успешные попытки протолкаться в голливудский истеблишмент, ничего подобного не могут себе позволить даже близко. И дело не в деньгах, которых у Apple, конечно, больше всех. Дело в образе жизни и модели потребительского поведения, которые компания Джобса, а затем Кука создала уже у целого поколения, — и теперь решила взяться за это поколение уже всерьез.
Многие обратили внимание, что традиционно центральные для Apple «железные» анонсы состоялись несколько дней назад без лишнего шума и в, так сказать, офлайновом режиме. Новые наушники, новые аймаки и новые айпады и так все послушно купят. За это в определенных кругах на Apple стало принято бухтеть, что она, дескать, «перестала быть инновационной компанией». Так вот, 25 марта стало очевидно, что Apple как раз стала абсолютно инновационной компанией.
Все вчерашние анонсы связаны единым видением и единой долгосрочной стратегией, которую вкратце можно выразить как «прекратите употреблять плохой контент на лучших в мире устройствах и начните употреблять лучший в мире контент».
News+: только качественный глянец, который десятилетиями делают профессионалы за зарплату, а не энтузиасты в интернете. Arcade: только игры, которых нет больше нигде, — сюжетные приключения, умные головоломки, гипнотические инди-симуляторы. Подростки могут отстреливать друг другу виртуальные головы на Xbox или PS4, но в Apple Arcade могут (и будут) играть люди, никогда в жизни не державшие в руках приставочный джойпад. Их сотни миллионов, и индустрия видеоигр давно по ним скучала. TV+ — здесь вообще все очень интересно. В американских новостях сгоряча начали говорить, что Apple стремится прищемить хвост Netflix, но от мероприятия осталось ощущение, что Apple просто не замечает Netflix. Где на одного Куарона приходится пять эксклюзивных фильмов большого кинематографиста Адама Сэндлера, а на одни «Очень странные дела» — десятки часов идиотского «Камеди клаба». Судя по составу причастных к Apple TV+, аудитория сервиса почти не будет пересекаться с аудиторией Netflix: Apple собирается делать большое кино и большое телевидение в очень четко заявленных стилистических рамках. Даже история с Apple Card укладывается в эту парадигму: аудитории представленных в Arcade игр и снятого для TV+ кино стыдновато пользоваться некрасивыми картами с посторонними логотипами. То есть еще раз: Apple, не прекратив продавать телефоны и ноутбуки, начала продавать вместе с ними мировоззрение и сферу культурных предпочтений. Достаточно, между прочим, дешево, за пару-тройку десятков долларов в месяц.
Примечательно еще, что все вышеперечисленное доступно на любом устройстве Apple, у которого есть экран: игру из Arcade, начатую на телефоне, можно будет без паузы продолжить на Apple TV, а открытый в айпаде журнал дочитать потом в ноутбуке. Помимо простоты перемещения внутри экосистемы, это решение означает еще, что порог доступа в экосистему существенно снизился: условно говоря, достаточно купить айфон, чтобы смотреть нового Спилберга. И это гениальный самовоспроизводящийся механизм: Спилберга захочется смотреть на большом экране, а значит, нужно будет купить еще Apple TV, на котором, ко всему прочему, идеально запускать игры.
Светлое постчеловеческое будущее, в котором логотип Apple будет на банковских картах, сериалах, играх и жизни в целом, наступило гораздо скорее, чем ожидалось, — 25 марта 2019 года.