Что такое Instant Articles
Instant Articles — это формат текстовых материалов, обогащенных видео и картинками, доступных прямо в приложении фейсбука: чтобы прочитать статью из новостной ленты, теперь не нужно открывать ссылку в браузере. В ленте новостей на смартфоне такие статьи будут отмечены молнией. «Быстрая статья» («Афиша Daily» решила держаться этой формулировки. — Прим. ред.) — это не текст, который перенесли из одного места в другое, а материал со своим оформлением: крупными фотографиями, картами, роликами с автовоспроизведением, аудио, комментариями и картинками, которые можно пролистывать, наклоняя смартфон вправо и влево. Все это похоже на гибрид приложений Paper и Medium.
Кто этим уже пользуется
Впервые функцию запустили на iOS в мае 2015 года, но ни одно издание за три недели не разместило таким образом ни одной статьи, даже несмотря на то что Facebook в тестовом режиме работал с девятью крупными СМИ, включая BuzzFeed, The Atlantic, The New York Times и National Geographic. Через семь месяцев, когда «быстрые статьи» появились на Android, к проекту подключились порядка 350 изданий со всего мира. К декабрю 2015 года в день в соцсети появлялось примерно по 100 таких статей.
Как работают Instant Articles
Формат работает благодаря HTML5, адаптированному для смартфонов и медленного интернета, — данные попадают в социальную сеть через RSS-поток. «Быстрая статья» связана с ее адресом на сайте издания. Поэтому если кто‑то опубликовал ссылку на статью, которую уже выложили в фейсбуке, она автоматически заменится на «быструю». Пока Instant Articles работает только с сайтами изданий со своими системами управления контентом, блогами и сайтами на платформе WordPress. Если блог ведется, например, на Medium, то с публикацией на фейсбуке возникнут проблемы. Но для этого случая разработчики уже готовят решение.
Кому от этого станет лучше
Читателям. Instant Articles позволят получать контент быстрее. В Facebook подсчитали, что статья в мобильном браузере открывается за восемь секунд (по данным 2014 года, столько времени требовали 32% сайтов). Статьи в соцсети загружаются в 10 раз быстрее, то есть они откроются за 0,8 секунды. Это и быстро, и красиво. Плюс ни в одном мобильном браузере нельзя рассмотреть крупную фотографию, покачав смартфон из стороны в сторону.
Что в «быстрых статьях» плохого
Издания станут еще более зависимыми от Facebook. Они понимают это и сами: после анонса «быстрых статей» The New York Times, NBC News и The Atlantic говорили, что боятся потерять контроль за распространением контента. В 2015–2016 годах соцсеть не раз меняла алгоритм выдачи постов в ленте новостей. Сначала приоритет отдали сообщениям от друзей, через год стали сначала показывать сообщения СМИ. Если алгоритмы выдачи снова изменятся, издания потеряют часть аудитории. Что это значит для читателя? Как минимум будет больше броских заголовков, за которыми прячутся не такие яркие материалы.
Зачем это все нужно крупным изданиям
Редакции собираются использовать инструмент по-разному: The Economist планировал выкладывать в фейсбуке четыре-пять материалов в день, чтобы привлечь внимание к платной версии, а The Washington Post сразу запустила в соцсети всю ленту новостей за день. Еще один стимул — новая рекламная площадка. Издания могут разместить в статьях рекламу и забрать всю выручку себе или воспользоваться рекламной сетью Facebook.
Чем «быстрые статьи» выгодны для Facebook
В 2014 году глава Facebook Марк Цукерберг говорил, что его цель — «создать идеальную персонализированную газету для каждого». Когда люди смогут читать новости внутри фейсбука, они перестанут уходить на другие сайты. А соцсеть получит большую вовлеченность, больше просмотров рекламы и больше данных предпочтениях своих пользователях.
Какие есть альтернативы
Facebook не единственный, кто хочет увести журналистов на свою платформу. В начале прошлого года Snapchat запустил раздел Discover, в котором избранные издания публикуют видео, адаптированные для приложения. Осенью прошлого года Apple выпустила Apple News, красивый новостной агрегатор с богатыми возможностями для верстки. А в начале этого года Google начала загружать новости изданий-партнеров в мобильную поисковую выдачу.
Как публиковать Instant Articles от своего издания
С 12 апреля необходимо подать заявку на регистрацию издания. При этом не важно, идет ли речь об авторском блоге или крупном СМИ. Когда заявку одобрят, можно зайти в меню «Настройки» страницы издания через бизнес-аккаунт, указать ссылку RSS-потока и произвести настройки. Чтобы статьи отображались корректно, придется поработать над тем, в каком виде статьи уходят в RSS. Больше ничего подключать не нужно — Instant Articles просто переносит RSS с сайта в соцсеть. А для изданий на WordPress есть плагин для экспорта постов. Подробнее о настройке и работе с «Быстрыми статьями» можно почитать здесь.
Будет ли формат Instant Articles популярным
В фейсбуке зарегистрированы 1,4 миллиарда человек, почти пятая часть населения Земли. Половина населения США, которое пользуется интернетом, узнает новости из соцсети (чуть меньше, чем по телевидению). Кроме того, фейсбук, скорее всего, будет поднимать «Быстрые статьи» в ленте новостей, а это влияет на охват публикаций и на посещаемость сайта. Бывший вице-президент NBC News Вивиан Шиллер считает, что у изданий просто нет выбора. Мы с ней согласны — и следующая статья «Афиши Daily», скорее всего, будет быстрой.