Книги

«Финист — ясный сокол» Андрея Рубанова: птичку жалко

22 февраля 2019 в 12:57
В «Редакции Елены Шубиной» вышел роман Андрея Рубанова «Финист — ясный сокол» — фэнтезийный пересказ знаменитой сказки. Егор Михайлов считает, что, при всех достоинствах, у романа есть серьезный недостаток.

История в общем-то известна и проста: крестьянская дочь Мария влюбляется в птицечеловека Финиста, а когда он улетает, отправляется вслед за ним, чтобы вернуть. Этот сюжет знаком по версии Андрея Платонова, и Андрей Рубанов в своем романе верно следует ему, только меняя отца-крестьянина на кузнеца, чтобы как-то объяснить присутствие в сюжете железного посоха и железных же сапог. А вот сверху на этот позвоночник наращивается совсем новое мясо: славянская и псевдославянская мифология, сложносочиненная космогония, волхвы с коловратами во всю грудь, летающий город: не книга, а выставка достижений фэнтезийного хозяйства.

Читатель ждет уж слова «постмодерн», но «Финист» — книга жанрово выдержанная, даже старомодная, не претендующая ни на то, чтобы проложить новую тропу в литературе, ни на то, чтобы поразить читателя хитрыми перемигиваниями с Проппом. Это и понятно: Рубанов — серьезный маскулинный автор, чуждый всяческого пост-пост и мета-мета. Среди всепожирающей иронии такой отказ от свистелок в пользу традиционной романной структуры и простых ценностей даже подкупает — читается «Финист» упоительно, даже если фэнтези никогда не была вашим излюбленным жанром. К сожалению, эта уютная старомодность оборачивается и главным недостатком романа.

Сказка про Финиста — один из редких сюжетов русского фольклора, в котором женщина выступает не просто важным персонажем, но активным протагонистом (протагонисткой!). Фактически это вывернутая наизнанку сказка о царевне-лягушке: не парень теряет возлюбленную и отправляется в поход за ней, а девушка снашивает железные сапоги, чтобы спасти возлюбленного из щекотливой ситуации. И вот за этот сюжет про girl power взялся писатель, известный романами о суровых мужчинах в суровых условиях — неужели Рубанов решил совершить кувырок и выдать что-то для себя несвойственное? Как бы не так; он то ли не видит этой возможности, то ли уверенной мускулистой ладонью отстраняет ее.

Композиционно «Финист» состоит из трех частей, в которых Мария соответственно расстается с Финистом, отправляется на его поиски и, наконец, хитростью вызволяет его из плена. Структура стандартная, но Рубанов превращает каждую из частей в отдельную историю — каждая могла бы при желании оборотиться самостоятельным романом. В каждой из частей — свой рассказчик со своими целями. Глумила Иван Корень, эдакий древнерусский ведущий корпоративов, устраивает народные гульбища. Оружейник Иван Ремень с друзьями отправляется дубасить дракона Горных, который сильно орет, воняет и вообще губит местную экосистему. Соловей-разбойник (на всякий случай тоже Иван) силится вернуться в город птицечеловеков, откуда его выгнали двадцать лет назад. История Марии и Финиста сшивает эти три сюжета в единый нарратив.

Задумка благородна: он показывает, что кроме главных героев в каждой истории есть второстепенные персонажи, чьих имен люди не помнят. Давая им слово, Рубанов вроде бы возвращает голос безымянным Иванам, бойцам невидимого сказочного фронта — даже если этих бойцов приходится выдумать, поскольку изначальная сказка неплохо обходилась без них. Но вводить новые сюжеты у Рубанова получается только за счет ощипывания старых. Один Иван втягивает главную героиню в неприятности, второй помогает в пути, третий продумывает финальный план вызволения Финиста из плена. Марии, вполне самостоятельной героине, остается только болтаться от одного мужчины к другому, а потом к третьему, чтобы спасти третьего от четвертого. Та же судьба уготована и сестрам Марии, оставленным в сюжете просто по привычке. Единственным условно женским персонажем, которому Рубанов оставляет возможность активно поучаствовать в событиях «Финиста», остается только старуха Язва, почти бесполое создание. «Финист — ясный сокол» — редкий русский сюжет, который мог бы рассказать об интересном женском персонаже; Рубанов пересказывает его от лица трех мужчин. Такой вот сказочный менсплейнинг.

Издатель
АСТ, «Редакция Елены Шубиной», Москва, 2019
Расскажите друзьям
Loading...
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия