«Разговоры» проекта «Квартира» (Санкт-Петербург)
Обэриутское дуракаваляние в огромной старинной квартире
Это не совсем спектакль. Вы приходите по указанному заранее адресу, попадаете в жилую квартиру, похожую на музей советского быта в момент инвентаризации. И дальше делаете что хотите: поете хором песни, стучите палочкой по столу, перепечатываете на печатной машинке «Разговоры» Липавского или просто пьете чай, наблюдая со стороны за коллективным дуракавалянием по мотивам текстов обэриутов (и без всяких мотивов). В проекте петербургского режиссера и культуртрегера Бориса Павловича принимают участие подопечные фонда «Антон тут рядом», от импровизаторских затей которых Хармс был бы в восторге.
«Слава» БДТ им. Товстоногова (Санкт-Петербург)
Советская пьеса 1935 года в ювелирной постановке Богомолова
Эталон соцреализма — пьеса Виктора Гусева 1935 года, в которой хороший герой противостоит тоже хорошему герою, поскольку оба одинаково сильно хотят спасти мир и любят одну и ту же хорошую женщину. В конце все хорошо, все приглашаются на дружеский ужин к Сталину. Пьеса — в стихах. Казалось бы, в современном контексте это все должно перевернуться с ног на голову и вызывать саркастическое хихиканье. Однако — и в этом трюк — происходящее на сцене, во-первых, визуально сдержанно и потому красиво, во-вторых, не на шутку увлекает сюжетом. Константин Богомолов на наших глазах стал мастером.
«Собачье сердце» театра Чехов-центр (Южно-Сахалинск)
Абсурдистский балаган по мотивам Булгакова
Самый дальневосточный спектакль на «Золотой маске» — один из самых безумных. Главное, не уйти после первого акта, намеренно консервативного, почти музейного. Он нужен для контраста со вторым, где у персонажей напрочь срывает башню — иногда в прямом смысле.
«Ноу шоу» театра «Организмы» (Санкт-Петербург)
Исповедальный стендап из недр петербургского андеграунда
На сцене двое: кудрявый мужик в кожаной куртке Владимир Антипов с микрофоном и скукоженный смуглый человек без возраста Александр Бянкин с бас-гитарой — золотой состав театра «Организмы». Расцвет их пришелся на начало 2010-х, а теперь энергия из бунтарской превратилась в рефлектирующую, отчего на их спектаклях-концертах теперь хочется не только орать, но и пускать слезу.
«Деликатес. Удмуртская история преступлений» театра Les Partisans (Ижевск)
Факты криминальной хроники как готовая черная комедия
Независимый ижевский театр Les Partisans — это группа молодых людей, делающих забористый современный театр за три копейки. Их «Деликатес» играется на фоне белой простыни с видеопроекцией, и этого оказывается достаточно, чтобы собранные факты криминальной хроники Удмуртии зазвучали сразу как какой-нибудь «Груз 200» Балабанова и «Фарго» Коэнов.
«Лицо земли» ТЮЗа им. Брянцева (Санкт-Петербург)
Спектакль-лекция, после которой хочется все бросить и отправиться сажать леса
Сотни фактов о том, что происходит с планетой прямо сейчас, проиллюстрированные видеороликами и мини-перформансами, — про вымирающих зверей, мусорные острова и мертвых птиц с пластиковыми крышечками в желудке. Кроме того, в программе захватывающая история жителей острова Пасхи, из которой вы узнаете, что человечество — раковая опухоль планеты.
«100% Воронеж» Rimini Protokoll (Воронеж)
Сто жителей Воронежа на одной сцене
Флагманский проект немецкой компании Rimini Protokoll наконец реализован в России. И первым городом проекта стала не Москва и не Петербург, а Воронеж — премьера прошла на Платоновском фестивале и теперь едет в Москву на «Золотую маску». Каждый из сотни людей на сцене представляет собой один процент населения города Воронеж в соответствии со статистикой. Дальше вся толпа делится на группы, голосует, танцует и отвечает на неудобные вопросы. Самый гуманистический театральный проект в истории.
«Чев-чев» Театра обско-угорских народов «Солнце» (Ханты-Мансийск)
Спектакль в юрте
Три женщины в национальных костюмах северных народов рассаживают гостей в уютной юрте: девочки налево, мальчики направо. И принимаются изображать птиц, оленей, дождь и комаров при помощи подручных средств, которых в юрте оказывается предостаточно. Ужасно трогательно, познавательно и аутентично в лучшем смысле слова. Хочется срочно стать кочевником, собирать ягоды, варить жир и приручать оленя.
«Комната Герды» Театра «Особняк» и Театральной лаборатории Яны Туминой (Санкт-Петербург)
Главное событие в российском театре кукол
Актриса в старушечьем обличье — одна в тесной комнате. По некоторым признакам становится понятно, что это состарившаяся Герда из «Снежной королевы». Все происходящее далее — оживающие воспоминания тут же помолодевшей героини. Вместе с воспоминаниями оживает комната: из стен выезжают столы со стульями, руки, люди и звери. Первоклассным иллюзионом дело не ограничивается; благодаря недюжинному артистическому дарованию Алисы Олейник почти бессловесный спектакль вырастает до сильной (и, разумеется, ужасно трогательной) драмы.
«Poe. Tri» «Театр. На вынос» (Санкт-Петербург)
Уличный поэтический пранк
Алексей Ершов и Максим Карнаухов — дуэт под названием «Театр. На вынос». Их интересуют в первую очередь реальные истории обычных людей, рассказанные ими самими. Название спектакля «Poe. Tri» можно расшифровать примерно как «Внутри поэта». Главный герой проекта — человек, живущий в городе проведения спектакля и считающий себя поэтом. Сам он в основной части действия не участвует, зато участвуют его стихи, фрагменты которых оказываются написанными на асфальте, зачитанными в громкоговоритель и процитироваными в любимом баре героя. Каков герой (а герой всегда новый) — таков маршрут и таков спектакль.
«Мертвые души» театра «Поиск» (Лесосибирск)
Главное событие театральной провинции
Три актера на небольшой сцене полностью разыгрывают «Мертвые души» Гоголя. Наигрывают как черти, переодеваются в глупые костюмы и, в общем, недалеко уходят от текста. Очень смешно. Пропускать такое не рекомендуется — когда еще в Москву доедет малюсенький театр из далекого Лесосибирска. Хотя, возможно, ждать долго и не придется: о «Поиске» уже по крайней мере три года говорят как об одном из самых удивительных театров российской провинции.
«Я.Другой.Такой.Страны» театра им. Пушкина (Красноярск)
Эпическое полотно по Пригову
К столетию революции на грант Министерства культуры Красноярский театр драмы не растерялся и (пригласив режиссера Дмитрия Егорова) представил публике эпический спектакль по постироническим текстам Дмитрия Пригова. Фактически это масштабный и, разумеется, пафосный до крови из глаз северокорейский концерт по случаю юбилея партии (или Ленина, неважно) с героическим балетом и лучезарными эстрадными номерами, сельскохозяйственными декорациями и одобрительно хмыкающим Сталиным. На фестивале «Ново-Сибирский транзит» у жюри крепко бомбануло, и спектакль показательно не получил ничего. Председателем был выдающийся режиссер Адольф Шапиро; и он же теперь председательствует на «Золотой маске», а значит, скорее всего, из Москвы красноярская труппа тоже уедет ни с чем.
«Мы» Камерного театра (Воронеж)
Пантомима по Замятину
Актеры в белом монотонно строят из кубиков стену, которая потом будет разрушена, и артисты переоденутся в цветное. Без слов, но точно по сюжету антиутопии Замятина. Несмотря на прямолинейность и иллюстраторский подход, работа хореографа Ольги Васильевой впечатлила экспертный совет «Золотой маски» и претендует на премию в номинации «Лучший спектакль в современном танце».