Культ худобы в цифрах
Американская журналистка и феминистка Наоми Вульф посвятила проблеме женского голодания целую главу своей книги «Миф о красоте» (1990). Опираясь на исследования, Вульф приводит пугающую статистику.
На конец 1980-х 90–95% больных анорексией и булимией были женщинами.
5–10% американок больны анорексией.
Рост заболеваемости РПП наблюдался во всех западных странах, включая Россию.
В 1960-е вес модели был на 8% меньше, чем вес обычной женщины. К концу 1980-х вес модели стал меньше уже на 23%.
«Опрос журнала Glamour, проведенный в 1984 году среди 33 000 женщин, продемонстрировал, что 75% девушек и женщин в возрасте от 18 до 35 лет считали себя толстыми, в то время как по медицинским показателям только 25% из них действительно имели избыточный вес. Мало того, 45% женщин с недостаточным весом думали, что они слишком толстые. <…> Хуже всего то, что участницы опроса Glamour назвали в качестве своей наиболее желанной цели похудение на 5–7 кг, а не успех в работе или любви», — пишет Вульф.
По мнению журналистки, мода на болезненную худобу напрямую связана с успехами женского движения. В 1920-е годы женщины получили право голосовать — и тогда же появился тренд на худобу, короткие платья и мальчишеские стрижки. В 1960-х на страницах журналов наравне с новостями о доступности контрацепции и дискуссии об абортах появилась тоненькая модель Твигги. А в 1990-е, когда женщины добивались большего участия в экономике на высоких должностях, появился героиновый шик.
О культе постоянного похудения писала американская феминистка Бетти Фридан в работе «Загадка женственности», анализируя общественный уклад 1950-х и критикуя американскую мечту. Согласно Фридан, реклама тех времен активно прививала женщинам ценность похудения как постоянного процесса самосовершенствования. А в сериале «Удивительная миссис Мейзел», действие которого разворачивается в США конца 1950-х, главная героиня Мидж, как образцовая женщина своего времени, каждый день измеряет сантиметром параметры своего тела.
Как культ худобы попал на экраны
Во многих комедийных произведениях, будь то книга, фильм или театральная постановка, есть смешной толстый персонаж, вся комичность которого строится на его лишнем весе. Персонаж настолько часто встречается в разных медиа, что стал сценарным шаблоном. Это может быть нелепый лучший друг главного героя, который обязательно менее успешен, чем его привлекательный приятель («Любовь и другие лекарства», «Мачо и ботан», «Холостячки»). Как правило, красивый друг более успешен и в любовных делах. Иногда толстый персонаж становится и главным героем — чаще всего в комедии, по сюжету которой он попадает в нелепые ситуации и пытается из них выбраться («Шпион», «Поймай толстуху, если сможешь»).
Например, основной комик-релиф в главном ситкоме 1990-х «Друзья» — это Моника, которая в школьные времена была толстой. Когда друзья обнаруживают кассету, где Моника еще имеет лишний вес, они начинают смеяться над ней. А в одной из серий третьего сезона Росс говорит: «Я рос с Моникой — если ты не ел быстро, ты не ел вообще». Героиня стесняется своей полноты в прошлом — похудеть ей пришлось из‑за того, что бойфренд однажды назвал ее толстой. Троп «смешной толстый друг» дает зрителю понять: лишний вес — это смешно, несерьезно и непривлекательно.
К 2000-м ситуация не стала лучше. Женщины все так же были одержимы похудением — стоит включить любой популярный фильм. Культовая комедия «Дневник Бриджит Джонс» строится на том, что одинокая тридцатилетняя Бриджит мечтает только о двух вещах: найти своего принца и похудеть.
В другом культовом фильме, «Дрянные девчонки» (2004), даже очевидно худые девочки все равно придерживаются строгой диеты. Реджина Джордж и ее подруги считают калории, пьют только диетическую колу и решительно осуждают новенькую Кейди, которая не соблюдает эти правила. Когда Кейди хочет подставить Реджину, она кормит ее протеиновыми батончиками, обещая, что та от них обязательно похудеет. А в одной из сцен якобы располневшую Реджину, которая теперь влезает только в треники, называют коровой.
Фильм «Дьявол носит Prada», несмотря на ярких и сильных героинь, тоже не избежал фэтфобии. Мир глянца заставляет девушек обсессивно следить за своим весом. Перед Неделей моды в Париже помощница Миранды Пристли Эмили рассказывает Андреа о своей новой диете: она совсем ничего не ест, а когда чувствует, что вот-вот упадет в обморок, грызет кусочек сыра. «Пару приступов гастрита, и я буду у цели», — говорит она. Сама же Андреа в одном из эпизодов с гордостью сообщает, что похудела на целый размер.
Как воспринимают фильмы 2000-х сегодня
Большинство любимых фильмов и сериалов, вышедших на рубеже веков, сегодня вызывают недоумение у тех, кто много лет назад смотрел их с упоением: лишь сейчас зрители обращают внимание на то, как в кинематографе превозносилась одержимость похудением, диетами и нездоровым контролем за состоянием собственного тела.
Пользовательница тиктока под ником @mayagarland_ летом 2022 года задалась вопросом о том, почему у нее с детства были сложные отношения с едой. И записала серию видео с отрывками из сериалов для детей, герои которых отпускают комментарии по поводу веса и диет. Один из таких роликов, посвященный фильму «Принцесса льда», набрал 2 миллиона просмотров.
Блогерка показывает сцену, в которой три героини-фигуристки заказывают еду. Первая выбирает сэндвич BLT (назван по ингредиентам: бекон, салат латук и томаты). «Убери бекон, добавь побольше салата», — говорит она. Другая берет сэндвич с говяжьей котлетой, из которого просит отжать все масло и убрать булочки. Третья заказывает салат из латука с добавлением нута и в последний момент просит добавить 50 грамм сыра. «О-о-о, сыр», — обращают подруги внимание на ее выбор. «Сегодня суббота, могу позволить себе объесться», — оправдывается героиня.
Пользователей возмутило то, как героиня-подросток называет салат из латука, нута и сыра чит-милом и планирует им «объесться». Под видео они стали делиться своими мыслями о культуре диет, которую активно продвигали подростковые фильмы нулевых.
«Этот сценарный шаблон ранних нулевых, который заключается в том, что все девочки должны все время сидеть на диете, — причина, по которой я сидела на диете буквально с восьми лет».
«Это был мой любимый фильм в детстве, и я никогда не забуду эту сцену. Определенно моим отношениям с едой она не помогла».
«Фильм показывает, настолько безумна культура диет в таких видах спорта, как фигурное катание, гимнастика или бальные танцы».
«Бриджит Джонс» и «Дьявол носит Prada» тоже вызывают вопросы у тех, кто недавно их пересмотрел. Спустя время зрители обращают внимание на то, что Бриджит и Андреа называют толстыми, хотя их вес нормален для среднестатистической женщины.
Как реалистичное изображение РПП попало на экраны
В конце 2000-х к теме одержимостью женщин своим весом стали относиться внимательнее. Сериал «Молокососы» (2007–2013) о бурной жизни британских подростков детально показывал, как на самом деле устроена жизнь девушки, больной анорексией. Героиня Кэсси постоянно посещает клинику, кладет гири в белье, чтобы пройти взвешивание, получает анонимные сообщения с текстом «Ешь!» и стесняется своих особенностей. По заданию своего психотерапевта она записывает видео о вещах, которые она любит и ненавидит. Кэсси говорит, что ей нравится еда, но она терпеть не может свои бедра.
Сериал «Мой безумный дневник», основанный на книге «My Fat, Mad Teenage Diary» Рей Эрл, отлично показывает, как культ худобы в 1990-е влиял на реальных людей. Действие разворачивается в 1996 году в британском городке Стэмфорде. Главная героиня Рей — 16-летняя школьница с лишним весом и проблемами с аутоагрессией. Из‑за своего веса и общественных установок девушка сильно себя стесняется: боится заводить друзей, несколько раз думает, что сказать, втихаря мечтает о парнях, но не может к ним подойти. Когда у Рей завязываются отношения с другом Финном, героиня теряется и отталкивает его. Из‑за веса ей кажется, что она некрасивая, а значит, по ее мнению, недостойна любви.
Одними из первых избавиться от тропа о «толстой подружке» решили создатели сериала «Стыд» (2015). Его главные героини — пять совершенно разных девушек с разной комплекцией. Одна из них, Крис, традиционно могла бы исполнять эту стереотипную роль, однако о ее весе не говорится ни слова — сценаристы относятся к ней как к обычному персонажу. Другой пример из современной культуры — Кэт из сериала «Эйфория», которая приняла свое тело и перестала переживать из‑за внешности.
А что в России?
Официальной статистики по расстройствам пищевого поведения в России нет. По некоторым оценкам, проблемами с питанием страдает 5% женщин, а около 30% россиян постоянно испытывают недовольство своим телом. Несмотря на отсутствие внятной статистики, проблема фэтфобии для российского общества во многом актуальна: паблики «ВК», которые публикуют фотографии звезд, пестрят негативными комментариями об их внешнем виде.
А в 2018 году на российские экраны вышла комедия «Я худею» Алексея Нужного. В центре сюжета — кондитер-технолог Аня из Нижнего Новгорода. В синопсисе говорится, что у Ани «две большие любви: парень Женя и еда». Неожиданно для себя героиня набирает вес, перестает влезать в старые вещи и начинает стесняться своего тела. Фитнес-красавчик Женя не выдерживает таких разительных перемен во внешности любимой и предлагает девушке расстаться. Аня решает похудеть, чтобы вернуть возлюбленного.
Внимание, дальше в тексте могут встретиться спойлеры!
На пути к фигуре мечты Ане встречается Коля — ироничный молодой человек, который не стесняется своего веса. Они решают худеть вместе, и за месяц занятий спортом и подсчета калорий героиня возвращается в прежнюю форму. Но после того как Женя, сраженный новой фигурой любимой, падает к ней в ноги, Аня задает ему резонные вопросы: «А если я забеременею или у меня что‑то с гормонами начнется, опять мой чемодан выставишь? А может, я не хочу всю жизнь стрессовать и думать, сколько надо весить, чтобы ты меня опять не бросил?» В финале голос героини подводит нас к выводу: нужно любить свое тело, а если и худеть, то только для себя.
Несмотря на хороший посыл, «Я худею» наполнен фэтфобией и стереотипами о толстых людях. Героиня работает с едой, ест чипсы днем и колбасу ночью, не может расстаться со стаканом колы. А также страдает выученной беспомощностью и без многократных напоминаний от близких не может заняться спортом. Слово «толстая» воспринимается и самой Аней, и другими героями как оскорбление. Мама говорит ей: «Ты не толстая, у тебя просто кость широкая… стала».
Фильм вызвал неоднозначную реакцию. Антон Долин его хвалил и называл его «редкой и доказательной критикой культа красоты», как и многие другие киножурналисты. Однако пользователи «Кинопоиска» оказались менее благосклонными: одни хвалят «Я худею» за теплоту и добрый посыл, другие ругают за стереотипы и плохую репрезентацию.
«О каком бодипозитиве идет речь, если главная героиня сбрасывает 15–20 кг за один месяц (в один миг взяв и изменив свои очевидно сложные отношения с едой) и 15 минут экранного времени, что еще и пропагандирует абсолютно нездоровый и крайне тяжелый для организма и психики способ быстро похудеть? — пишет пользователь RakaMakaFoYeah. — То, что Александра Бортич сделала это и в реальной жизни примерно за столь же небольшой срок, заслуживает внимания лишь как пример трудолюбия актрисы, но, увы, обыкновенным полным девушкам, желающим похудеть, гонорар в несколько миллионов за быстрое приведение себя в форму не светит».
Диетолог, консультант компании по производству ПП-десертов FITKIT. Заведующая отделением лечебного питания Клинической больницы № 1
Что не так с изображением диет в кинематографе?
У термина «диета» сегодня плохая репутация. Мы часто слышим, что диетический опыт приводит к расстройствам пищевого поведения (РПП). Это верно, но только отчасти. Действительно, неконтролируемые диеты, пропуски приемов пищи, резкие ограничения и деление продуктов на плохие и хорошие могут сыграть негативную роль. Но утверждение, что все виды пищевых ограничений потенциально опасны, не соответствуют действительности.
Гипотеза о том, что ограничения в питании приводят к РПП и увеличению веса в долгосрочной перспективе, получила подтверждение еще в 1944 году в результате миннесотского «голодного эксперимента». В следующие годы исследования, так или иначе, подтверждали эти выводы.
Резкое и избыточное снижение суточной калорийности негативно сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье. С одной стороны, ограничения могут привести к сверхфиксации на еде и регулярным срывам, которые требуют новых ограничений. С другой, сильное снижение потребления калорий замедляет метаболизм из‑за изменений в выработке инсулина, лептина и гормонов щитовидной железы. Если человек после подобной диеты решает, что похудел достаточно, и возвращается к обычному рациону, его вес начнет резко расти — организм адаптировался, и ему больше не нужно столько калорий.
И все же свежие данные показывают, что разумное ограничение потребления пищи и выбор здоровых продуктов безопасны и эффективны для контроля веса и стимулирования физического и умственного состояния здоровья. Такие пищевые привычки могут в том числе привести к уменьшению симптомов расстройств пищевого поведения.
Эти стандарты красоты часто нереалистичны, и вместо здоровых пищевых привычек диеты со строгими ограничениями выбирают люди, которым для хорошего самочувствия они не нужны. Согласно ВОЗ, избыточным весом считается достижение индекса массы тела 25, а ожирением — 30. Для женщины среднего роста они начинаются с 69 и 82 кг, для мужчины — с 80 и 94 кг. Однако смотреть только на ИМТ недостаточно — иногда он не является показательным. Важно также определить процент жира. Если эти показатели в порядке, худеть необязательно.
Как худеть без вреда для здоровья?
В случае ожирения диеты важны, но нужно действовать поступательно — не гнаться за быстрыми результатами и постепенно снижать количество потребляемых калорий. Скорость снижения веса для людей с избыточным весом не должна превышать 1,5–2 кг в неделю, иначе организм начнет сжигать мышцы, а не жир. Для людей с нормальным весом цифры еще ниже — от 0,5 до 1 кг в неделю. При ожирении и выявленных патологиях следует обращаться к врачам-диетологам.
Работа с питанием начинается со снижения количества рафинированных сахаров в рационе. Они не дают организму никакой пользы, только увеличивают количество потребляемых калорий и вероятность набора лишнего веса. Кроме того, продукты с большим количеством добавленного сахара чаще всего содержат недостаточно других важных для организма макронутриентов — белков, жиров, клетчатки. Другое дело, что отказ от сладкого может быть сложен психологически, поэтому постоянное питание должно включать в себя небольшое количество еды для радости, например безопасных альтернатив в виде десертов без сахара.
Для похудения количество потребляемых калорий должно быть ниже уровня, который расходует организм. При этом диета не должна доставлять дискомфорт и основываться на строгих ограничениях, иначе ее будет сложно соблюдать. Важно следить за балансом макронутриентов. Базовые рекомендации таковы: для диеты 2000 калорий в сутки белков нужно не меньше 0,8 грамма на кг веса, то есть от 10 до 35% суточной нормы калорий. Жиров — около 20–35%. Еще примерно 25 грамм в сутки для девушек и 35 грамм для мужчин должно приходиться на клетчатку.
Для здорового похудения прежде всего стоит снижать количество углеводов. Если ваш вес долгое время стабилен, скорее всего, вы питаетесь в рамках своей нормы. В этом случае добиться безопасного снижения веса можно, снизив суточное потребление углеводов на 50 грамм, то есть около 200 ккал. Затем важно следить за весом в течение 2–3 недель — если он останется стабильным, количество углеводов в день можно дополнительно снизить.