Кино
«2001 год: Космическая одиссея»
Привет, Дэйв! Это HAL 9000. В этом году великому сайфаю Стэнли Кубрика исполняется 50 лет — и его перевыпускают в формате IMAX
В 2001 году космический корабль Discovery с капитаном Дэйвом Боуманом (Кир Дулли) летит к Юпитеру, чтобы разгадать тайну черного монолита, на заре цивилизации сделавшего из обезьяны человека, — но тут управляющий кораблем искусственный интеллект HAL 9000 сходит с ума. Удивительно, но самый человечный персонаж в эпохальном сайфае Кубрика как раз манерный и болтливый ХЭЛ, которого кинокритик Полин Кейл считала андрогином — и была недалека от истины: поскольку циклопического вида компьютер изначально был женского пола (и носил имя Афина), то он сохранил некоторые женские характеристики. Также совершенно неспроста ХЭЛ горит красным огоньком. В фильме превалируют три цвета: белый, черный и красный. Белый символизирует стерильное и по большей части безжизненное пространство, которое люди создали для своего комфорта; черный (монолит и космос) — смерть и непостижимую тайну, а красный — жизнь. Впрочем, не менее важную, чем цветовая палитра, роль в фильме играет классическая музыка. «Одиссея» открывается симфонической поэмой «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, название которой отсылает к философскому трактату Фридриха Ницше, посвященному рождению сверхчеловека. И это очень символично, потому что в «Одиссее» как раз представлен ницшеанский взгляд на историю и цивилизацию — в финале младенец в космическом пузыре, несомненно, знаменует собой новый виток человеческой эволюции. Но об этом не так-то просто догадаться. Кубрик намеренно отказался от закадровых пояснений, сделав ставку на онейрические и метафизические аспекты. В «Одиссее» наука органично соседствует с труднообъяснимыми и сверхъестественными явлениями, а сам режиссер в интервью журналу Playboy говорил, что в картине постарался отыскать «научное определение бога». И, кажется, мерное дыхание астронавтов в скафандрах, монолит (облик которого, по мнению арт-критиков, был вдохновлен картиной художника Жоржа Ятридеса), а также световое шоу в финале как ничто больше приближает нас к нему.
«Как женить холостяка»
Уютный ромком с Киану Ривзом и Вайноной Райдер
Третий совместный фильм Киану Ривза и Вайноны Райдер, которые на съемках «Дракулы» даже сыграли настоящую свадьбу по канонам греческой православной церкви, но Ривз этого не помнит. В романтической комедии «Как женить холостяка» тоже не обойдется без обручальных колец: по иронии судьбы их герои (закоренелый холостяк и коварная соблазнительница) вынуждены вместе ехать на свадебную церемонию и терпеть друг друга, пока не поймут, что им хорошо вместе.
«Выжившие»
Постапокалиптический хоррор с жуткими тварями
Джулиетт (Бриттани Эшворт) пережила апокалипсис, но на этом ее мытарства только начинаются — по дороге ей предстоит встретиться с монстрами, которых породила катастрофа. То, что можно было бы принять за французскую смесь «Безумного Макса» и «Я — легенда!», на самом деле оказывается драмой с элементами хоррора и серьезной ретроспекцией (львиную долю в фильме занимают флешбэки из прошлого героини).
«Гоголь. Страшная месть»
Последнее дело Николая Васильевича Гоголя
На хуторе близ села Диканька нечисть окончательно ушла в разгул, подозрения падают уже на самого Гоголя (Александр Петров), в то время как настоящий убийца — всадник в готической выкладке — готовится собрать остатки кровавой жатвы. Внезапно (и довольно эффектно) объявляется следователь Гуро (Олег Меньшиков), которого все считали мертвым — а он просто подстроил свою смерть, как Шерлок Холмс. Грядет последняя битва. Если два фильма «Гоголь» еще как-то умудрялся держать себя в руках, то концовка выводит фильм на рельсы эталонного трэша — и это скорее весело, чем грустно (несмотря на то что создатели киносериала делают робкие попытки навесить на него суровую драму). «Страшная месть» небезуспешно метит куда-то в область «Зловещих мертвецов» — и снимает все вопросы на тему того, почему у Николая Васильевича были проблемы с женщинами. При этом фильм, как будто опровергая все обвинения в мизогинии и шовинизме, также презентует по-настоящему роскошный профеминистский финал, ближайшим референсом к которому (как и ко всей картине) не стыдно будет назвать старый мультик про Бэтмена «Маска Фантазма».
«Нас не догонят»
Бонни и Клайд в мире подпольных казино
Побывавший в этом году на Каннском фестивале (и неплохо оцененный там) режиссерский дебют француженки Мари Монж про то, как Стейси Мартин из «Нимфоманки» встречает Тахара Рахима из «Пророка», который подталкивает девушку к тому, чтобы с головой окунуться в мир подпольных казино и зашкаливающего адреналина. «Бонни и Клайд», «Пустошь», «Настоящая любовь», «Прирожденные убийцы» — место «Нас не догонят» где-то среди этих титанов, причем не обязательно за их спинами.
«Из Неаполя с любовью»
Школьник и психолог объединяются, чтобы сделать жизнь друг друга лучше
Располагающая семейная комедия про пухловатого мальчика Чиро (Дженнаро Гуаццо) из большой неаполитанской семьи. Все думают, что он заболел, и нанимают ему психолога Томмазо (Луиджи Эспозито), в то время как парень просто влюбился в свою одноклассницу (Джорджа Агата). Тогда Томмазо обещает ему помочь найти общий язык с девочкой, а Чиро — познакомить его со своей сногсшибательной матерью (Серена Росси).
Концерты
Роджер Уотерс в «Олимпийском»
Глава Pink Floyd с новым альбомом
В прошлом году лидер великой арт-рок-формации Pink Floyd Роджер Уотерс, объединившись с продюсером Radiohead Найджелом Годричем, выпустил свою первую за очень долгое время сольную работу «Is This the Life We Really Want?». Резких экспериментов или неожиданных открытий на ней не оказалось — это качественная и вполне степенная рок-музыка, которая озабочена в первую очередь мировыми проблемами, а не формальными поисками. Теперь Уотерс собирается представить новый лонгплей в Петербурге. Впрочем, без хитов Pink Floyd это выступление наверняка не обойдется.
Майк Шинода в «Стадиуме»
Участник Linkin Park с сольным концертом
Самоубийство Честера Беннингтона вызвало настоящий шок у поклонников Linkin Park — что уж говорить о родственниках и близких людях. Вот и выпущенный в этом году альбом другого участника группы Майка Шиноды (к слову, не выпускавшего сольных пластинок 13 лет) получил красноречивое название «Post Traumatic» и оказался печальной и эмоциональной записью — хотя и вселяющей в слушателя надежду. Пока судьба Linkin Park остается неопределенной (а вы можете представить, что эти песни споет другой вокалист?), Шинода едет в сольный тур. Одна из остановок — в Москве, где к Linkin Park всегда относились с особой теплотой.
«Moscow Music Week. BOL' Festival Showcase»: «ГШ» в пространстве Aglomerat
Шоукейс фестиваля «Боль»
Фестиваль «Боль» — главный смотр новой независимой музыки отечественного производства, который со своим брендом уже успел доехать до Берлина. В рамках шоукейса на Moscow Music Week отыграют хорошо знакомые поклонникам фестиваля музыканты: московские гитарные авангардисты и абсурдисты из «ГШ», хорошо зарекомендовавшие себя ростовские гаражники Ssshhhiiittt!, столичные любители нойзового саунда «Спасибо», медийная рэперша «На лицо» и другие. Подробнее о Moscow Music Week здесь.
Pompeya на крыше «Рабочего и колхозницы»
Финальный концерт проекта «Музыка на крыше»
Все лето на крыше павильона «Рабочий и колхозница» на ВДНХ проходили живые концерты. 1 сентября сыграют последний из них в этом сезоне. Проводить закат с одной из самых красивых смотровых площадок города в этот вечер можно будет под музыку группы Pompeya, выпустившей в начале июня свой четвертый по счету студийный альбом «Dreamers».
Театр
«Любимовка»
Новые лучшие пьесы на русском языке
Самый авторитетный и знаменитый российский фестиваль современной драматургии открывает фестивальную осень в Москве. Из 646 присланных на конкурс пьес ридеры отобрали 24. Эти тексты в формате читок за восемь дней в режиме нон-стоп будут представлены в «Театр.doc». Среди участников — авторы из России, Украины, Болгарии, Израиля и Белоруссии. Кроме основной программы есть еще несколько параллельных: Fringe (самые странные тексты), образовательная (лекции и семинары) и внеконкурсная (новые пьесы состоявшихся авторов). Вот несколько интригующих названий: «Похитители аккумуляторов», «Пол — это лава, а Маша шалава», «… [Член] моего старшего брата». Главный интерес посещения читок — стать первым свидетелем обнародования пьес, многие из которых в скором времени будут ставить по всей стране. На все мероприятия «Любимовки» вход свободный по регистрации на сайте.
«=ё32ешг2шь» на «Электрозаводе»
Спектакль по пьесе, написанной котом
Кот по имени Валера написал пьесу под названием «=ё32ешг2шь». Во всяком случае, так утверждает театральный обозреватель «Афиши» Алексей Киселев, хозяин кота. Сообщается, что текст написан нелегально: коту было запрещено подходить к ноутбуку, однако он нарушал этот запрет, оставляя текстовые следы в строках поиска, неотправленных сообщениях и открытых вордовских документах. Собранные вместе, эти послания составили нечто вроде зашифрованного дневника объемом в пять страниц. Первым вызвался поставить этот текст Василий Березин («Уроды», «Тибетская книга мертвых», «Богадельня»). Режиссер предупреждает: спектакль предназначен для котов.
«Война еще не началась» в «Практике»
Стендап-шапито брусникинцев как комментарий к информационному хаосу повседневности
Пианино гремит отчаянно мажорными маршами, актеры «Мастерской Дмитрия Брусникина» надувают безумное количество воздушных шариков, поочередно выскакивая на середину сцены, чтобы исполнить одну из реприз новой пьесы Михаила Дурненкова. Пьеса представляет собой как будто случайный набор диалогов случайных людей. О любви, о последних новостях, о сокровенном или о том, что главное сегодня — «залипать». Ни петербургский режиссер-аудиофил Семен Александровский (он на фотографии), ни вечно экспериментирующие брусникинцы, ни мастер бытового абсурдизма Дурненков прежде вместе не работали, да и по отдельности ничего подобного не делали.
Выставки
«Елена Самородова и Сергей Сонин: Развилка»
Пейзаж и мертвые зайцы
Самая романтичная из квартирных галерей представляет проект о средней полосе России — фотографии и видео с участием околотаксидермических персонажей. Причудливые работы режиссера и фотографа Елены Самородовой и Сергея Сонина (дуэт-товарищество «Свинец и Кобальт») с героями, растворяющимися в пейзаже, напоминают своим сюрреализмом Дэвида Линча — и определенно заслуживают внимания.
«Offline»
Выставка о том, что всем нужно выйти на улицу
Романтичное размышление на тему нашего цифрового настоящего — как мы все ушли в интернет-пространство и оставляем наши мысли на виртуальной стене. Проект заявляет, что реальная стена вполне может стать альтернативой, а уличное искусство спасет мир. Как живет художник в мире постинтернета — и как интернет определяет новую эстетику? Чем становится цифровая эстетика: новым вдохновением или источником протеста? В этом году в проекте участвуют большие имена современного искусства за пределами Москвы: и замечательная краснодарская группа ЗИП, и коллектив «Злые» из Екатеринбурга, всего 40 художников из России и со всего мира — от представителей скандинавской граффити-сцены Finsta (Швеция) и EGS (Финляндия) до американской художницы Faith XLVII.
Другое
Bar Walking
Питейные маршруты с москвоведами
«Афиша Daily» вместе с одним шотландским брендом запустила в Москве новый вид досуга — питейные маршруты с москвоведами (и даже сняла об этом видеорепортаж). Задумка следующая — исследовать город, гуляя от бара к бару в компании известных экскурсоводов. Ближайшая такая вылазка состоится в эту субботу в компании журналиста Светы Кондратьевой (Strelka Magazine и «Афиша Daily»). Помимо дегустаций узнаете, например, почему Шаляпин залез на стол в «Метрополе», как отдыхали русские купцы и что такое чай с полотенцем. Желающие присоединиться к группе должны пройти регистрацию. Подробнее здесь.
Когда:
1 сентября, время сбора 16.45–17.00
Где:
Место встречи: Театральная площадь, у фонтана перед Большим театром
Подробности:
Neneh Cherry и Луна в парке Горького
Концерты, диджей-сеты и фейерверк на закрытии фестиваля в честь празднования 90-летия парка
В честь своего 90-летия парк Горького устроил фестиваль с программой, растянувшейся на девять дней (подробнее о нем «Афиша» писала здесь), каждый из которых посвятили отдельной теме. Так, ближайшую пятницу отведут музыке — завершится она концертом на трех роялях с участием Петра Айду. Суббота станет днем знаний — для гостей парка проведут уроки иностранных языков, ораторского искусства, техники скретча и не только. Выступать же будут «Дорогой Сережа», Kate NV, Ebony Bones, Kito Jempere и дуэт Simple Symmetry (ищите сцену на Пушкинской набережной). Закрывать фестиваль в воскресенье позвали группы The Soul Surfers, On-The-Go, певиц Мусю Тотибадзе, Луну (она на фотографии) и Neneh Cherry (для них готовят сцену у фонтана). В финале, как и положено, салют.
«Barocco Night»
Синтез эпох и жанров в «Аптекарском огороде»
В первую субботу осени «Аптекарский огород» станет площадкой для нового, совместного с компанией «Яркие люди» проекта «Barocco Night». Начнется он с прибытия Марии Антуанетты со свитой — впервые в Москве свой перформанс покажет художник и дизайнер Саша Фролова. Костюмы для него шились специально к открытию нового сезона в нормандском саду Les Jardins d’Étretat, а затем были представлены на показах Dolce & Gabbana. Театральный променад сменится концертом с ариями из опер Генделя в исполнении Яны Дьяковой и другой музыки эпохи Людовика XIV от ансамбля Les Moscovites, а также выступлением театра исторического танца Petit Trianon и показом работ дизайнера Венеры Казаровой, которая представит костюмы цветов ночного сада. Приходить советуют в платьях в барочном стиле и необычных головных уборах — будет действовать дресс-код Extravaganza.
Barber Connect Russia
Крупнейший фестиваль барберинга, а теперь и не только
В эти выходные в Сокольниках во второй раз проведут фестиваль Barber Connect Russia. В отличие от прошлогоднего, этот объединит не только барберов, но и тату-мастеров со всего мира — организаторы готовят две параллельные программы: «Barber Connect Russia» и «Russian Tattoo Expo». В каждой из них можно будет не только посмотреть на работы известных мастеров, посетить их мастер-классы, но и самим поучаствовать в баттлах — жюри выберет лучшие стрижки и татуировки. Желающим проверить свои силы нужно заранее пройти регистрацию на сайте.
Фестиваль исторических садов
Миниатюры парков из разных эпох и стран
Лучшие ландшафтные дизайнеры, художники и архитекторы c 31 августа по 9 сентября представят в Царицыно миниатюры парков разных эпох и стилей — там впервые пройдет Фестиваль исторических садов. Среди двадцати двух макетов будут, например, авангардный Sketch 1980-3, в основу которого легла картина Эль Лисицкого, романтический «Сад для влюбленных», а также парк Giardino del Fauno в духе итальянских садов XIX века. Все желающие смогут прийти на торжественное открытие фестиваля в пятницу — оно начнется в 15.00. В программе концерт, оперный флешмоб и цветочное шествие. За подробностями сюда. Вход свободный.