Почему государство и частные инвесторы строят аэропорты
У российского рынка авиаперевозок есть большой потенциал для роста. Сейчас ежегодный пассажиропоток в России составляет около 100 млн человек в год, из них всего 12 млн приходится на региональные аэропорты. Строительство новых и удобных аэровокзалов в регионах эту цифру может увеличить. Кроме того, это может снизить стоимость билета, исключить необходимость лететь в другие российские города «через Москву», и тем самым сделать население мобильнее.
Где за последние десять лет уже появились новые аэропорты
До недавнего времени самыми масштабными примерами региональных аэропортов были международный аэропорт Владивостока (его реконструировали к саммиту АТЭС), Сочи (новое здание строили к Олимпиаде) и Екатеринбурга (построили новые терминалы и взлетную полосу). С 2010 года реконструировали и открыли современные терминалы в пяти городах России, а совсем новые аэропорты появились в Ростове-на-Дону, Симферополе и Саратове.
Одна из главных компаний, которая инвестирует в развитие периферийных аэропортов, — холдинг «Аэропорты регионов». На данный момент в их портфеле семь объектов авиационной инфраструктуры, которые обслуживают в год более 13,5 млн пассажиров. Но государство и региональные бюджеты по-прежнему остаются основными инвесторами в развитие аэропортов страны.
Ростов-на-Дону, международный аэропорт Платов
Здесь и далее: международный аэропорт Платов
Дата открытия: декабрь 2017
Общая площадь: 50 000 кв. м
Объем инвестиций: 37 млрд рублей
Архитектура и общественные интерьеры: Twelve Architects
Интерьеры лаунж-зон: бизнес-зал внутренних авиалиний — Nefa Architects, бизнес-зал международных авиалиний — VOX architects
Первый и пока единственный в истории Новой России аэропорт «гринфилд» (построенный с нуля. — Прим. ред.). Назван он в честь атамана Донского казачьего войска Матвея Платова — это решение онлайн-голосования жителей Ростова-на-Дону. Главная сложность для пассажиров — аэропорт находится в 40 км от города, а аэроэкспресса нет. В конкурсе на архитектурную концепцию участвовало 27 компаний, победило лондонское бюро Twelve Architects. Старый аэропорт Ростова-на-Дону, который находился всего в 8 км от центра города и до декабря 2017 года был единственным международным аэропортом Ростовской области, закрыли 1 марта 2018-го.
«Мы постарались реализовать идею воздушного моста. Как мост соединяет два берега реки, так и аэропорты соединяют города, то есть в какой-то степени это мост в небо. Сами же жители города увидели в линиях проекта аллегорию с рекой Дон, что, в общем-то, тоже ассоциируется с городом. Перед терминалом мы cпроектировали площадь с водоемом и каскадами, которые обусловлены перепадом высот. Внутри аэропорта мы постарались создать атмосферу тепла и уюта, потому как путешествия для некоторых людей связаны со стрессом. Степной климат предполагает очень жаркое лето, поэтому мы продумали, как создать больше тени вокруг аэропорта, чтобы в летнее время можно было в ней укрыться».
Симферополь, международный аэропорт Симферополь
Здесь и далее: международный аэропорт Симферополь
Год открытия: апрель 2018
Общая площадь: 78 000 кв. м
Объем инвестиций: 32 млрд рублей
Архитектура: Samoo Architects & Engineers (Южная Корея)
Интерьеры и благоустройство аэровокзальной площади: UNK project
Концепция проекта нового аэропорта — крымская волна. Она раскрывается в материалах интерьера, в форме фасада, тем самым связывает его с морем и крымским пейзажем. В то же время архитекторы стремились создать вневременной проект, который будет долго выполнять свою функцию. Аэропорт в столице Крыма — проект корейского архитектурного бюро Samoo Architects & Engineers. Интерьеры и оформление территории, прилегающей к аэровокзалу, выполнило бюро UNK project. Старый аэропорт, который находится в 12 км от центра города, закрыли 16 апреля 2018 года, а все рейсы перевели в новый терминал. Но в нем оставили несколько объектов инфраструктуры, которые будут обслуживать деловую и государственную авиацию.
«Для нас, прежде всего, аэропорт — это не дизайн, это технологии. Мы могли бы долго упражняться в красоте, но если нет функции, то это не может быть актуально. Мы стремились создать коммерческий простой аэропорт, который может существовать в любом городе, который можно масштабировать. Он функционален, каждая вещь в нем рассчитана и сделана на совесть. А 75% материалов, которые мы использовали, — российского производства. Мы гордимся этим аэропортом».
Пермь, международный аэропорт Большое Савино
Здесь и далее: международный аэропорт Большое Савино
Год открытия: декабрь 2017
Общая площадь: 29 000 кв. м
Объем инвестиций: 8,7 млрд рублей
Архитектура: Архитектурное бюро ASADOV, ГК Спек-трум
Интерьеры: UNK project
Еще один пример использования культурного кода региона в архитектуре аэропорта — новый корпус аэропорта Большое Савино. Фасад вдохновлен уникальной коллекцией пермской деревянной скульптуры. На уровне первого этажа на стекло нанесен декор в виде форм «пермского периода» — еще одной достопримечательности пермского края. При строительстве нового терминала реконструировали шоссе Космонавтов, которое ведет к аэропорту, и дорожную развязку. Предполагается, что терминал войдет в десятку самых крупных аэропортов России. Старый аэровокзал новых рейсов не выполняет.
«Ключевой элемент главного фасада — огромное «крыло ангела», будто высеченное из дерева и парящее над главным входом. Сам вход представлен в виде белоснежного портала, который перекликается с современной символикой города — буквой П. Остекленные боковые зоны, фланкирующие центральный вход, освещают входной вестибюль, а также зоны ожидания на антресолях. Интерьерные решения продолжают архитектурный облик фасада и формируют современное комфортное пространство для пассажиров».
Нижний Новгород, международный аэропорт Стригино
Здесь и далее: международный аэропорт Стригино
Здесь и далее: ВИП-зал международного аэропорта Стригино
Год открытия: март 2016
Общая площадь: 27 800 кв. м
Объем инвестиций: 49 млрд рублей
Архитектура: Hintan Associates (Великобритания)
Интерьеры: Hintan Associates, бизнес-залы — Nefa Architects
Новый международный терминал аэропорта в Нижнем Новгороде построили к чемпионату мира по футболу в довольно короткие сроки. Строительство началось в июле 2014 года, а в марте 2016 года уже запустили первые тестовые рейсы. Сейчас терминал обслуживает как внутренние, так и международные авиалинии. В интерьерах терминала отражена промышленная история города. Старый терминал не обслуживает рейсы с 30 марта 2016 года.
«В создании образа для бизнес-залов аэропорта Стригино мы опирались на историю большого индустриального города, который имеет свой масштаб и цвет. Интерьеры построены на контрастном сочетании яркого красно-охристого цвета патины и почти черной поверхности вороненого металла. Здесь читается гамма кремлевской стены Нижнего Новгорода, его мощная промышленность, заводские территории с производствами машин и механизмов, именно поэтому основным материалом для декора интерьера стала сталь. Мы использовали брутальные формы и материалы — обрезки труб в решении для потолка и индивидуальную мебель с использованием фактуры ржавого металла, а также столы из бетона и стальную облицовку».
Самара, международный аэропорт Курумоч
Здесь и далее: международный аэропорт Курумоч
Год открытия: 2015
Общая площадь: 42 000 кв. м
Объем инвестиций: более 30 млрд рублей
Архитектура: Hintan Associates (Великобритания)
Интерьеры: Nefaresearch (Nefa Architects, VOX architects)
Самый большой и наиболее перспективный аэропорт Поволжья находится между Самарой и Тольятти. Космические мотивы в интерьерах отсылают к истории Самары, где с советских времен находится крупнейший ракетостроительный завод. Сейчас рядом с аэропортом строят отель, деловой бизнес-центр, многоуровневую парковку и железнодорожный терминал. Старое здание аэропорта закрыли 5 апреля 2015 года.
«В проекте нового терминала самарского аэропорта наша студия занималась не только интерьером здания, но и разрабатывала систему навигации, детали фасадов, благоустройство территории и дизайн ВИП-залов. Концепция строилась на модной сейчас теме ретрофутуризма, эстетике 60-х годов, гордости людей и силе страны той поры. Мы прошли долгий, сложный и очень интересный путь от тендера на концептуальное решение пространства до авторского надзора и разработки памятного знака для церемонии торжественного открытия. Приятно наблюдать в соцсетях, как жители Самары, Тольятти и все, кто бывает в аэропорту Курумоч, фотографируются на фоне конструкций и арт-объектов, которые придумали мы».
Саранск, международный аэропорт Саранск
Здесь и далее: международный аэропорт Саранск
Год открытия: 2018
Общая площадь: 7000 кв. м
Объем инвестиций: 3,5 млрд рублей
Архитектура и интерьеры: ВНИИ «Аэропроект»
Реконструкцию городского аэропорта Саранска приурочили к чемпионату мира по футболу. Пропускная способность аэропорта выросла до 300 пассажиров в час, а на время чемпионата увеличилась до 600. На его территории появился новый терминал, парковка, а также расширенная взлетно-посадочная полоса. Красный перфорированный навес — довольно простой прием, который добавил стеклянному зданию эффекта.
«Аэропорт Саранска мы открывали к чемпионату. Это небольшое здание, но оно получилось эффектным. Как человек, который уже очень давно работает в области строительства объектов инфраструктуры для гражданской авиации, могу сказать, что типовые аэровокзалы, которые сейчас мы массово реконструируем, сыграли в СССР такую же роль, как хрущевские пятиэтажки, — в начале 50-х надо было очень быстро построить больше тысячи аэропортов по всей стране. И надо понимать, что это середина прошлого века — это другие высоты, материалы, возможности технологий, которые часто не подходят для сегодняшних современных насыщенных коммуникаций — огромного количества проводов, труб, систем кондиционирования, связи и так далее. Поэтому и сам процесс реконструкции носит столь массовый характер и происходит по всей стране».
Саратов, международный аэропорт Гагарин
Здесь и далее: проект будущего международного аэропорта Гагарин
Год открытия: 2019
Общая площадь: 23 000 кв. м
Объем инвестиций: более 20 млрд рублей
Архитектура: Архитектурное бюро ASADOV, ГК Спек-трум
Интерьеры: Архитектурное бюро ASADOV, ВИП-зона — VOX architects, Offcon, Kosmos architects, Nowadays
Саратовский международный аэропорт в Сабуровке начали строить в 2010 году, сроки реализации проекта сдвигались несколько раз. Официальное открытие намечено на апрель 2019 года. Сейчас в городе по-прежнему работает аэропорт «Центральный», который перестанет функционировать с момента открытия Гагарина. Название и отсылки к космическому декору появились у аэропорта благодаря тому, что именно здесь в апреле 1961 года Гагарин приземлился в капсуле после своего космического полета. Новый аэропорт решили строить потому, что было невозможно расширить территорию старого. С 22 мая 2018 года он закрыт.
«Помимо всех технологических, архитектурных и функциональных задач, мы хотели решить и такую сверхзадачу, как поиск уникального образа места. Отсылки, которые можно было бы сразу считать, в первую очередь в пассажирском терминале. Саратов — это речной простор, двухкилометровая в ширину Волга со знаменитым мостом, с перекатами волн, а также известная саратовская гармошка, здесь ее производили, и большая ремесленная традиция места. Мы постарались объединить и вложить все эти идеи в архитектуру — не буквально, а как аллегории, чтобы они считывались в фасаде главного терминала».
Благодарим Юлию Зинкевич, куратора проекта «Приметы городов», за помощь в подготовке материала.