Про готовность городов-участников
The Guardian, Великобритания
Разумеется, Москве не впервой принимать крупные мероприятия, и масштабная программа по городскому благоустройству была удачно приурочена к чемпионату мира. В Санкт-Петербурге тоже привыкли к толпам туристов, в Казани, где местная футбольная команда несколько раз прорывалась в Лигу чемпионов, обожают спорт, а Сочи принимал Олимпийские игры четыре года назад. Но за пределами этих четырех городов поток иностранных гостей воспринимали так, словно никогда не видели их раньше.
Мы расхваливали чистые улицы, фасады, на которых нет граффити, поезда, которые ходят вовремя и быстро («Надо же, мы действительно отправились и приехали минута в минуту, как указано в расписании», — удивлялась я, привыкшая к «стандарту» хорватских железных дорог). Мы хвалили отдельные зоны для курения и распития алкоголя в общественных местах, добросердечность россиян, любезных волонтеров, хорошие московские рестораны с нормальными ценами, где, в отличие от хорватских заведений, не кажется, что вас обобрали за три креветки.
The Times, Великобритания
Благодаря превосходной организации, отличной работе московского метро и принятого на высоком уровне решения произвести наилучшее впечатление, открытие этого чемпионата мира сильно отличалось от неинтересной церемонии в бразильском Сан-Паулу 4 года назад и от холодного, переполненного людьми южноафриканского Йоханнесбурга в 2010-м.
Про российских болельщиков
Москвичи, изначально недоверчивые, в конечном счете с радостью принимают это событие планетарного масштаба — на фоне веселых встреч с иностранными болельщиками и хороших результатов сборной России. <…> После недели состязаний обычно строгая и суровая Москва открылась — не без сопротивления, — став оживленной и непосредственной. И россияне, одержимые навязчивой идеей о своем имидже в глазах Запада, стараются (один раз не в счет) проявить себя во всем блеске.
NY Times, США
Сила мундиаля в его объединяющем эффекте, в его способности дать большой, разрозненной нации одну вещь, по которой все сходят с ума, даже если в течение всего одного месяца. Впрочем, данный феномен работает и в обратную сторону: этот чемпионат мира выиграл от неожиданно проснувшегося энтузиазма русских.
О правлении Путина каждый может думать что угодно, но что касается чемпионата, свое слово он пока сдержал. Еще во время игр группового этапа зарубежные журналисты удивлялись, что увидели совершенно не ту страну, которую ожидали увидеть. Никаких драк между болельщиками, никаких громких скандалов. Да, не все абсолютно спокойно. Да, например, у россиян закончилось пиво. Критика направлена, прежде всего, на российских женщин, которых кое-кто за дружбу с болельщиками из других стран называет девушками легкого поведения. Но чтобы какие-то серьезные трудности, беспорядки или транспортный коллапс? Этого нет!
Il Fatto Quotidiano, Италия (после победы России над Испанией)
Повсюду флаги, музыканты, играющие народные песни, красивые девушки, которые разрисовывают щеки желающим, водка, меховые шапки, даже несколько костюмов медведей: все стереотипы о России оживают во время самого русского праздника, который видела эта страна. «Вы, иностранцы, обычно говорите, что мы мало улыбаемся: смотрите, какие мы счастливые сегодня».
В порыве коллективной эйфории забывается все, в том числе и критика в отношении сборной под руководством ненавистного Черчесова, в которого никто не верил в начале чемпионата, и даже проблемы всей страны. <…> «Возможно, я никогда не выйду на пенсию, — шутит девушка с триколором на щеке. — Но возмущаться этим я буду завтра, сегодня это не важно».
Про русских
Перед турниром президент Путин сказал: «Вы увидите настоящую Россию и нашу культуру. Мы откроем наш дом и сердца для всех вас». Русские, видимо, впитали эти слова Путина. В то время как ранее русские всегда казались мне несколько отстраненными и холодными, на этот раз я увидел благожелательное и участливое отношение с их стороны.
Ilta-Sanomat, Финляндия (перевод — «ИноСМИ»)
Самая сильная сторона России — в ее людях. В простых людях, которые не попадают в заголовки международных изданий, которые не стремятся обратить на себя всеобщее внимание, не отправляются шиковать на популярные пляжные курорты Европы.
У меня есть один пример. В Самаре я ночевала в хостеле на окраине города. В понедельник ночью туда приехали два колумбийца. Друзья не забронировали номер и надеялись, что все магически устроится само собой. Беспечный подход подвел туристов, поскольку в нашем хостеле — как и во всех местах для размещения в городе — свободных мест не было.
Я наблюдала со стороны, как таксист и русские постояльцы хостела начали обзванивать знакомых в поисках пристанища для странников. Рабочие в конце концов организовали дополнительные спальные места, на которых можно было переночевать. За плечами у уставших рабочих был долгий день. Я не слышала, чтобы они хоть раз пожаловались, когда им пришлось посреди ночи решать проблемы потерявшихся путешественников.
ABC, Испания
Иностранцу сложно понять русскую душу, поскольку ему не под силу даже более скромная цель — заглянуть в русскую футбольную душу. Первым препятствием является русский язык, однако вторым — сами русские. Мало где в мире есть сразу столько людей, который не знают слов «bye», «thank you» или «please». <…> Водители, которые встречают журналистов и привозят их в пресс-центр ФИФА, хранят практически комическое молчание и не отвечают даже на «espasiba».
Про полицию и меры безопасности
The Guardian, Великобритания
Во всех городах-организаторах полиция спокойно относится к гуляющим. В обычное время распитие в общественных местах может привести к штрафу, а сбор с флагами и баннерами — легкий способ заработать арест, но во время чемпионата мира полицейские смотрят на все сквозь пальцы. Это приводит к тому, что практически каждый вечер в центре Москвы сотни молодых людей устраивают импровизированную уличную дискотеку напротив Лубянской площади, печально известной резиденции КГБ, а ныне — ФСБ.
Der Spiegel, Германия (перевод — «Инопресса»)
Кроме мощной национальной гвардии, которая напрямую подчиняется Путину, задействованы также полицейские, члены спецподразделений ОМОН и МЧС, представители службы безопасности метро и других служб, наблюдающих за безопасностью в суете ЧМ.
Кажется, будто столкнулись два мира: бесшабашные футбольные фанаты встретились с массивным российским аппаратом безопасности, который обычно используется против демонстрантов: последний раз — в мае во время протестов сторонников оппозиционера Алексея Навального. Футбольным болельщикам разрешено показывать свои флаги и баннеры, собираться группами, громко кричать слоганы и петь — то есть то, что обычно в России не разрешено без согласования.
Про то, как изменится образ России после ЧМ-2018
LʼEspresso, Италия
Сейчас или никогда. Благодаря чемпионату мира по футболу у Владимира Путина появился голевой момент. Не для того, чтобы стать приятным, — в этом отношении шансов победить больше у Панамы. Нет, у него появилась возможность создать у всего остального мира образ дружелюбной и гостеприимной России. Если в этом направлении начал двигаться Ким Чен Ын, то это сможет сделать и демократ от КГБ. ЧМ-2018 — это его последний шанс.
The Guardian, Великобритания
Наконец, сотни тысяч иностранцев увидели, что у России есть и положительная сторона. На протяжении долгих лет российской власти было проще жаловаться на русофобию, чем открыться и показать другую сторону своей страны. Возможно, это временный феномен, и чемпионат не заставит испариться все мрачные аспекты, но в любом случае это позитивный момент.
Россия показала себя в лучшем свете и продемонстрировала образец того, что в дипломатии называют мягкой силой. За несколько месяцев до этого зрелища западные СМИ писали о российских хулиганах, запугивали нападениями на почве расизма, вспоминали о новой холодной войне. Однако в последние дни практически не осталось таких СМИ, где не опубликовали бы политический анализ путинских успехов и где не пришли бы к выводу о том, что российский президент — абсолютный победитель этого первенства.