Новый марвеловский кинокомикс «Человек-муравей и Оса», корейский триллер «Пылающий», ставший главным шедевром Канн-2018, премьера дока «Генезис 2.0», кинофестиваль «Французские каникулы» в «Пионере», спектакль «Лес» с шаманящими среди бревен и камней брусникинцами, а также немецкая экспериментальная фотография 1930–1960-х годов в выставке МАММ.

Понедельник, 2 июля

«Изображая жертву»

Кинодебют театрального режиссера Кирилла Серебренникова

Некто Валя (Чурсин), деклассированный юноша тридцати лет, работает муляжом жертвы на милицейских следственных экспериментах. Его собственная жизнь тем временем тихо, но верно ложится в канву известного произведения с несчастной Олей — Офелией, бог знает за каким хреном мечтающей за него замуж, дядей Петей — Клавдием, озабоченным вопросами жилплощади, и сизым призраком отца. Неожиданно удачная кинопьеса из закромов русской новой драмы. Кинодебют Кирилла Серебренникова 2006 года «Изображая жертву» снова вернулся в прокат. Кинокритик Наталья Серебрякова впервые посмотрела картину и поделилась своим впечатлением с «Афишей».

Bill $aber в «16 тоннах»

Мрачный и мощный клауд-рэп от человека с рогами из волос

Экстравагантный артист Bill $aber носит жутковатые линзы и прическу в виде закрученных вперед демонических рогов. Его музыка отлично подходит выбранному амплуа — это громкий, разрывающий колонки клауд-рэп, который обыгрывает тематику мрачной изнанки городской жизни и кровавый мистицизм — герои клипов Bill $aber то и дело выносят друг другу мозги пулевыми выстрелами, перерезают глотки, входят в контакт с темными силами или расследуют таинственные преступления.

Вторник, 3 июля

«Французские каникулы»

Лучшие французские фильмы в «Пионере»

С 3 июля по 14 августа, по вторникам, в летнем «Пионере» в парке Горького и в Сокольниках пройдет ежегодный фестиваль «Французские каникулы» — отправляйтесь туда, чтобы на свежем воздухе посмотреть лучшие образцы современного французского кинематографа, отмеченные на международных кинофестивалях: мелодрамы, комедии, драмы и детективы. Так, на торжественном открытии в парке «Сокольники» впервые в России покажут картину «Попробуй подкати» Франка Дюбоска (она в прокате с четверга), а 17 июля там же пройдет еще одна премьера — семейного фильма «Белль и Себастьян: Приключения продолжаются» (он на больших экранах с 26 июля). Также в программе «Короли на день» Ксаби Мольи, «Сирота» Арно де Пальера, «Марго и Марго» Софи Фийер, «Брошенные» Элоизы Ланг и другие ленты — всего их будет семь, и каждая — на языке оригинала с субтитрами. Подробнее здесь.

Михаил Юровский в Московской филармонии

Экстремальная классическая программа с комментарием дирижера

Как и в прошлом году, под занавес сезона филармония дает три концерта-лекции от крупных дирижеров. Откроет абонемент Михаил Юровский с такой программой, что с ходу и непонятно, за что здесь нужно цепляться: с вокальными партитурами Рахманинова и Моцарта (они, кажется, так же далеки друг от друга, как подмосковная промзона от Бульварного кольца) соседствуют произведения Прокофьева (грузная театральная сюита «Летняя ночь») и Шостаковича (едкая и суровая Девятая симфония, злая ухмылка вместо пышной музыки к окончанию Великой Отечественной). Стоит сходить хотя бы затем, чтобы узнать, что у Юровского было на уме, когда он выдумывал такую программу.

«Немецкая экспериментальная фотография 1930–1960»

Важный представитель направления субъективной фотографии

Хайнц Хаек-Хальке. Железнодорожные сигнальные мачты, 1952

Хайнц Хаек-Хальке прошел обе мировые войны, работал военным корреспондентом, увлекался технологией фотографии и вместе с Отто Штайнертом в 50-х входил в группу «Фотохром», которая по названию своей первой выставки определила одно из важнейших направлений в фотографии XX века — субъективное. Ретроспектива Хайнца Хаек-Хальке в МАММ может служить прекрасным отражением фрагмента истории фотографии прошлого столетия на примере Германии.

Среда, 4 июля

«Генезис 2.0»

Завораживающий док про клонирование и охотников за бивнями мамонтов

Получивший приз за операторскую работу на «Сандэнсе» фильм россиянина Максима Арбугаева из Якутии и швейцарца Кристиана Фрая, которые сделали из научного кино об охотниках за бивнями мамонтов и о клонировании пугающий почти что триллер с тягучими, как в «Аннигиляции» Алекса Гарленда, пейзажами и тревожной музыкой Макса Рихтера, кажется, что еще немного — и в кадр забредет настоящий мамонт. Премьерные показы картины состоятся 4 июля в московском кинотеатре «Формула Кино ЦДМ» и 5 июля в «Формуле Кино Галерея» в Санкт-Петербурге — в обоих городах ее лично представит режиссер Максим Арбугаев.

Иван Бушуев и Дмитрий Мазуров в «Электротеатре Станиславский»

Два электронщика с академическим бэкграундом и многоканальный перформанс

В концерте на Электролестнице с многоканальным аудиоперформансом «Pole» дебютирует дуэт флейтиста Московского ансамбля современной музыки Ивана Бушуева и электронщика с композиторскими амбициями Дмитрия Мазурова. Первый ведет электронный проект nerest — звуковой аналог мгновенных снимков, в которых могут быть запечатлены как шумные коллажи, так и вполне комфортный IDM. Второму по душе глуховатые, мрачные, глянцево-черные звуки, выстроенные в емких треках и произведениях без четкой жанровой идентичности. Что выйдет из их совместного концерта — заранее никто не знает.

Алексей Айги с группой «4'33» в Консерватории

Вероятно, правильное сочетание музыки и поэзии

Афиша консерваторского концерта, совмещенного с поэтическими чтениями, в абсолютном большинстве случаев должна служить строжайшим предостережением: не суйся сюда. В случае со скрипачом Алексеем Айги рекомендация ровно противоположная: учитывая его чуть ли не курехинскую творческую неуживчивость с жесткими форматами, скорее всего, выйдет что-то любопытное. В Большом зале Консерватории он выступит со своей группой «4'33», вместе с ними — три профессиональных чтеца (со стихами от Блока до Пригова) и органист Константин Волостнов; все они еще и подчинены некой сценографии.

Четверг, 5 июля

«Человек-муравей и Оса»

Новый марвеловский кинокомикс, доказывающий, что с подружкой геройствовать гораздо-гораздо веселее

Несмотря на то что про Человека-муравья выходит только вторая сольная картина, есть подозрения, что он был во всех фильмах студии «Марвел», просто из-за маленького роста его никто не мог увидеть. В сиквеле муравей по имени Скотт Лэнг (Пол Радд) работает уже не один: он обретает супергеройскую подружку в лице Хоуп (Эванджелин Лилли), которая облачается в костюм Осы. Вместе они должны отыскать ее мать и супругу Хэнка Пима (Майкл Дуглас) — Дженет ван Дайн (Мишель Пфайффер), которая 30 лет назад потерялась в квантовом мире. В отличие от мрачной и шоковой «Войны бесконечности», «Человек-муравей и Оса» — это традиционный «Марвел»: летний блокбастер, который веселит, несмотря на апокалипсис, случившийся в третьих «Мстителях».

«Пылающий»

Хардкорный корейский триллер про поджигателя, главный шедевр Канн-2018

Южнокорейская мистическая драма по мотивам короткой новеллы Харуки Мураками «Сжечь сарай». Это роман взросления о взаимоотношениях женщины и двух мужчин, один из которых признается в том, что он поджигатель. В главной роли — Стивен Ен из «Ходячих мертвецов». Напомним, что предыдущая работа Ли Чхан Дона «Поэзия» в 2010-м получила награду за сценарий в Каннах, а новый фильм вовсе был назван кинокритиками лучшим на Каннском фестивале 2018 года (и получил от них приз ФИПРЕССИ).

«Зверь»

Будоражащий британский триллер про красавицу и чудовище

Молл (Джесси Бакли) живет на одном из нормандских островов и чувствует себя, будто птица в клетке, но тут появляется интересный Паскаль (Джонни Флинн), с которым девушка ощущает себя по-настоящему свободной, в то время как на острове параллельно орудует серийный убийца. Режиссерский дебют британца Майкла Пирса, который пошумел на всех важных фестивалях (от «Торонто» и «Сандэнса») и собрал ворох положительных отзывов, что совершенно справедливо: это жуткая сказка для взрослых с отсылками к «Красавице и чудовищу» и «Бонни и Клайду», которая все время водит за нос и любовно сводит разные жанры, чтобы произвести эффект разорвавшейся бомбы. Но главное, пожалуй, украшение фильма — это невероятная ирландская актриса и будущая звезда Джесси Бакли, известная по сериалам «Война и мир» и «Табу».

«Невидимка»

Криминальный триллер со звездой «Игры престолов», которая играет слепую девушку, ставшую свидетельницей убийства

Когда соседка Софии (Натали Дормер, «Игра престолов» и «Пикник у Висячей скалы») — Вероника Радич (Эмили Ракатовски) — погибает, выясняется, что она была дочерью известного преступника, а София — единственная свидетельница преступления, несмотря на то что она слепая. Честный фильм категории «Б» с интригой — и роскошной Натали Дормер, которая тут дает Аль Пачино.

«Париж. Город zомби»

«28 дней спустя» в столице Франции: сурвайвл-хоррор про зомби

Бурная вечеринка в одной из парижских квартир закончилась тем, что с утра Сэм (Андерс Даниельсен Лье) обнаружил, что во французской столице случился зомби-апокалипсис — и все вокруг теперь ходячие мертвецы. Теперь ему только и остается, что держать оборону. Грустный фильм про то, что веселым конец света может быть только в голливудском кино — на самом деле это довольно печальное и одинокое зрелище.

«Попробуй подкати»

«1+1» — только про ♂ и ♀

Любящий всех разыгрывать бизнесмен Джоселин (Франк Дюбоск) после похорон матери садится в инвалидное коляску — и понимает, что можно устроить новый розыгрыш, когда в комнату входит соседка-сиделка Джули (Каролина Англад). Однако вскоре он знакомится с ее сестрой Флоренс (Александра Лами), которая тоже перемещается в инвалидной коляске, но не понарошку. Между ними вспыхивает искра, и Джоселин оказывается в щекотливом положении. Новая французская комедия с шутками на грани фола (и с таким же фривольным прокатным названием на русском), которая, как и «1+1», сближает двух очень разных людей, только в этот раз она работает по романтической схеме «М+Ж».

«Мастер и Маргарита» в «Мастерской Петра Фоменко»

Фоменки играют Булгакова

Программный роман (с мистической судьбой!) Булгакова поставили актеры Федор Малышев и Полина Агуреева. Мастера играет Томас Моцкус, а Маргариту — сама же Полина Агуреева. Отдельная радость — в спектакле принимает участие небольшой оркестр.

«Лес» в Центре им. Мейерхольда

Брусникинцы шаманят среди бревен и камней

В основе спектакля Дмитрия Мелкина, одного из ключевых формалистов и режиссеров-исследователей в современном театре, не пьеса Островского, а философский труд Владимира Бибихина «Лес». Лес — это древность, это настоящее, это модель мироздания. Актриса Мария Крылова и команда студентов Школы-студии МХАТ (мастерская Дмитрия Брусникина) среди бревен и камней стараются «вспомнить себя лесных».