История нашего проекта началась с того, что в первый том издания «Россия. ХХ век в фотографиях», издаваемого Московским домом фотографии (позже — Мультимедиа-арт-музеем), не вошло в несколько раз больше фотографий, чем было опубликовано в конечном итоге. Тогда и появилась идея сделать проект, при помощи которого можно было бы показать все эти архивные снимки. Сначала была издательская программа, а потом появился сайт.
Между идеей и запуском прошло около 10 лет. В тот момент, когда я присоединился к проекту, он представлял собой разобранный конструктор: команда из двух человек, Мити Гурина и Рашель Землинской, бесчисленные коробки с фотографиями, движок сайта, который работал периодически, но самое главное, что у нас было, — четкое видение Ольги Львовны Свибловой, что же именно должно получиться в итоге.
Начался длительный процесс, в ходе которого конструктор постепенно собирался, количество его составляющих увеличивалось — люди, помещение, фотографии, разработчики. Но для запуска всегда не хватало нескольких элементов, но все сошлось, когда в проект подключилось «Издательство Яндекса». Прошло уже два года с момента запуска архива. Количество пользователей растет, люди добавляют свои семейные архивы, указывают нам на ошибки в описаниях, мы находим новые интересные источники фотографий.
Меня просто корежит от мысли, что у многих тысяч российских семей дома лежат огромные пачки старых фотографий, большинство из которых со временем просто будет выброшено на помойку. Старшее поколение не будет париться с оцифровкой и добавлением этих снимков в архив. Они не знают, как это сделать, они не пользуются интернетом, а молодому поколению это просто неинтересно. И вместе с этими фотографиями исчезнут уникальные исторические свидетельства, по которым можно было бы изучать самые разные исторические аспекты — от архитектуры до моды.
Простой пример: в конце 30-х один человек снял, а другой сохранил и передал нам уникальные фотографии исчезнувшего города неподалеку от Москвы. А если бы не сохранил и не передал, то возникло бы еще одно черное пятно в истории страны — а у нас их и так предостаточно.
Плохо, что в России до сих пор не умеют сохранять свою историю, без этого не построить достойное настоящее и будущее. Все мы в нашей команде — обычные московские ребята, не какие-то гики, помешанные на старье. Как и наши сверстники, мы ходим на фестиваль «Боль» и на техно-вечеринки в «Плутоне». Просто все мы здесь реально болеем за то, чем занимаемся. Если кто-то хочет увидеть настоящих патриотов, а не тучных псевдопатриотов из телевизора, — ну вот, мы такие патриоты, видимо, и есть. Хотя, конечно, вслух никогда так себя не называем, но лично мне не стыдно называть себя патриотом. Терминология вообще здесь вторична. Главное, чтобы люди умели ценить историю: вот прямо в эти выходные навестили свою бабушку, одолжили у нее семейный архив, оцифровали бы его и загрузили к нам на сайт.
Прежде чем заняться проектом, я снималась в сериалах (закончила актерский факультет ВГИКа), работала на телевидении и в продакшн-компании. С Ольгой Львовной Свибловой я знакома всю свою жизнь. Свиблова — уникальный человек: вечно фонтанирующая идеями, очень хрупкая, невероятно эрудированная и энергичная женщина. Она для меня — и есть искусство. В общем, когда Ольга Львовна пригласила меня возглавить проект «История России в фотографиях», не сомневалась ни секунды.
Дело не только в легендарной личности Свибловой: сам проект — это не просто фотохранилище, это самая правдивая фотолетопись России с 1840 по 1999 год. Только у нас протокольные съемки правительственных фотографов соседствуют с фотографиями из семейных архивов обычных пользователей. Это позволяет любому увидеть самую полную картину жизни в царской России, СССР и России 90-х. Фотографии дореволюционного московского клуба любителей велопрогулок, последние дни последнего русского царя, конструктивистская архитектура 30-х, хроника ВОВ, вечеринки наших бабушек и дедушек в разгар «Оттепели» и серия снимков московских хиппи конца 80-х — это и подлинная, и честная «История России в фотографиях».
Портрет девочки
Неизвестный автор, 1910-е, МАММ/МДФ
Елочный базар в Екатерининском саду
Карл Булла, декабрь 1913 года, Санкт-Петербург
На фоне Сталина
Неизвестный автор, 1940-е, Кенигсберг/Калининград, Музей Балтийского флота
Фото № 5. Из серии «Это твоя родина, сынок!»
Борис Ельцин и Билл Клинтон
27–28 сентября 1994 года, США
Благодаря нашему проекту появился доступ к огромному количеству фотоколлекций, о которых раньше никто не знал. Ведь до Ольги Свибловой фотография в России вообще не считалась музейной ценностью. Все начало меняться 15–20 лет назад. Сегодня стало очевидно: фотография, как и живопись, и скульптура — это объект коллекционирования и музеефикации. Кроме того, фотографию нельзя постоянно экспонировать в музейных залах, как картины, — она попросту выцветает, а у нас на портале более 100 тысяч изображений всегда в экспозиции.
Проект меняет взгляд на всю историю русского искусства последних двух веков, она буквально переписывается, потому что ни один вид искусства после 1839 года не может рассматриваться без фотографии.
Экспресс, 1939 г.
Поцелуй под зонтом
Москва, 1966 г.
Снеговик
Неизвестный автор, Пенза-19, 1966–1971 гг.
Шура Рыкова и подруги
Неизвестный автор, 1925–1929 годы
Ставрополь-Кавказский
Молодежь
Неизвестный автор,
1960-е, Ленинград
20 июля 1985 года, Тувинская АССР
Зоолог Андрей Пузаченко описывает (определяет, измеряет и взвешивает пойманных тушканчиков)
Экспедиция МГУ и АН СССР 1985 года в Туву и Монголию
Первые шаги
1979 год, Татарская АССР, Казань, из архива Рустама Сулеймановича
Мухаметзянова
Самая ранняя фотография в нашем каталоге датируется 16 мая 1849 года. Это портрет пожилого мужчины авторства Карла Даутендея. Каждый день фотоархив увеличивается, в том числе и благодаря пользователям — они прислали для публикации почти 10 тысяч фотографий или в буквальном смысле принесли. Вот типичный пример: звонит человек и сообщает, что у него осталась куча старых фотографий его умершего родственника, затем он просто приносит нам целую коробку уникальных снимков. А бывает, что и не одну.
Кроме выгрузки фотографий на сайт, наша команда занимается составлением тематических выставок. Этой возможностью могут воспользоваться и зарегистрированные пользователи нашего сайта. Они могут придумать идею и собрать, например, классные фотографии старой Москвы или сделать топ-100 самых красивых людей с котятами или концептуальную галерею с работами в стиле «ню», а затем опубликовать в соответствующем разделе и пошерить у себя в соцсетях.
Основным источником фотографий для нашего проекта являются фотоархивы музеев, библиотек и частных архивов. Под каждый музей или частную коллекцию на сайте создается отдельная страница, на которой можно узнать информацию об архиве и просмотреть все фотографии. Сейчас в нашем проекте участие приняли 189 музеев и коллекционеров со всей России: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Государственный архив Российской Федерации, Литературный музей и многие другие. С нами также сотрудничают наследники классиков российской фотографии — Александра Родченко, Эммануила Евзерихина и Аркадия Шайхета.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон за чайным
столом в доме Максимилиана Волошина в Коктебеле
Первая справа — Елена Волошина, первая слева — Марина Цветаева, в центре — Сергей Эфрон, 1910-е
Первая Spidola
Рижское взморье, 1960-е
Мальчик с тыквами
1986-й
Часто за сухой музейной атрибуцией проступают живые истории целых поколений. Например, пользователь нашего сайта Андрей Горчаков узнал на фотографии Духовщинского полка своего дедушку — капитана Григория Гринцера (Горчакова). И такое у нас случается нередко — люди находят своих родственников, друзей. И это еще один довод к тому, что мы делаем очень важное дело, — для таких душещипательных историй мы даже завели в рабочем чате специальный тег «жди меня».
А недавно нам сдали на хранение фотоархив одной татарской семейной династии. Ее глава оказался любителем фотографироваться, и по снимкам с ним можно проследить тенденции не только в одежде, но и в моде на усы и бороды с конца XIX и до середины XX века. На этих фотографиях оказались надписи на арабском языке, поэтому нам пришлось через наши соцсети обратиться к подписчикам с просьбой помочь расшифровать эти письмена — и все получилось!
Несмотря на такое державное название, наш проект очень личный. Каждый, кто изучает фотографии на нашем сайте, оставляет комментарии, загружает снимки своей семьи. Все эти люди делают вместе не только полезное дело — они чувствуют, что оставляют потомкам очень важный месседж.