![](https://img02.rl0.ru/afisha/e200x200i/daily.afisha.ru/uploads/images/d/db/ddb03370561c5aeae8022d9d91afa309.png)
Основательница журнала «Циклист».
Демократичный вид досуга
История туринга привязана к эволюции велосипеда как средства передвижения: как только появился велосипед, человеку захотелось уехать на нем как можно дальше. Наш соотечественник Глеб Травин когда-то проехал 85 тысяч километров вдоль границы СССР, из них 40 тысяч — по кромке Ледовитого океана. Сейчас все намного круче с устройством самих велосипедов и инфраструктурой в мире. Можно не обматываться запасными камерами и не тащить на спине рюкзак с провизией, а сами велосипеды стали легче и удобнее.
Велопутешествие — очень демократичный вид досуга: чтобы выбраться за город, нужен только велосипед. Не нужно сразу покупать какой-то навороченный, лучше взять шоссейный в аренду или у друзей, чтобы понять свои ощущения. Это легкий велосипед, который создан для асфальтированных дорог, быстрой езды и долгих дистанций. А вот городской велосипед не подойдет. Они, как правило, тяжелые и неповоротливые: пять километров по городу вполне можно проехать, но на дальних дистанциях будет тяжело. Конечно, есть и специальные велосипеды для туринга — со стальной рамой и более широкими колесами для разных типов дорог.
Если зацепит, можно подойти серьезнее: выбрать сумки для велопохода, экипировку и другое. Вообще, это затягивает. Ну а пока можно посмотреть, как катаются другие, и на красивые фотографии в инстаграме или видео в сообществе «Цуклинг». Мое увлечение турингом примерно так и началось.
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/7/68/76807cc39ea37d0e67dabdcce4d5d919.png)
Корфу
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/e/9a/e9ad45bfae68834aab21f9def971094a.png)
Крым
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/1b/51b614c960b9ee069eee69e9025ad603.png)
Исландия
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/3/02/302bf66b1e4eb05b6c354bed70b3c1f6.png)
Велодорожка в Италии
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/c/84/c840f985943937aa52b10ff2c92d07ed.png)
Под Салерно
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/78/4787432082f1a1a5ff9cad5eb6adc7c9.png)
Итальянская Ривьера
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/15/51510123478b86672b7e8b87de67c52a.png)
Крым
Весь день крутишь педали и отдыхаешь, как за неделю отпуска
Сначала велопоход может показаться чем-то сложным или скучным — просто весь день крутишь педали, за спуском начинается новая горка, и так все время. Но потом приезжаешь на привал, раскладываешь палатку, готовишь какую-то вкусную еду на горелке — мне особенно нравится заваривать кофе на природе — и в этот момент понимаешь, каким насыщенным был день, как много всего увидел и обдумал по пути. Вот так проводишь день-два на природе, а отдыхаешь, как за неделю отпуска. Можно ехать и без ночевки, но, мне кажется, палатка нужна для полноты ощущений.
Многодневный туринг прекрасен тем, что за поездку можно проехать одну или несколько стран, насмотреться на все вокруг и успеть насладиться моментом. Этой весной мы ездили в тур по Черногории, Албании, Корфу, Италии, и в каждой стране удалось впитать частичку местного духа, увидеть особенности стран и пообщаться с людьми, которые там живут. А еще можно прощупать рельеф страны — на машине все это пролетаешь незаметно, а на велике карта превращается в 3D-модель.
Куда ехать из Москвы: кукурузные поля и сосновый лес
Чаще всего я каталась к югу от Москвы — в районе Малино: Обнинск — Серпухов, Серпухов — Коломна и так далее. Полезно сверяться с Strava Heatmap — там показаны участки, на которых чаще всего катаются велосипедисты, — чтобы понять проходимость маршрута. Там, где линия жирнее, чаще всего меньше автомобилей и неплохие виды.
Вообще, можно выбрать любое направление, но лучше не по оживленным автомобильным дорогам. По моему опыту пересекать МКАД на велике — сомнительное удовольствие, поэтому советую выехать из города на электричке, а дальше уже кататься вдоволь. Многие шоссейные энтузиасты катаются в Кленово — там идеальная велосипедная трасса на 30 километров. Но, кажется, добираться до нее удобно только на машине.
Ну а что касается Европы, там есть велодорожки с мелким гравием, которые проходят вдали от автомобильных трасс. Едешь себе среди виноградников или в поле и кайфуешь. У меня пока что не было туринга только по велодорожкам, но по всей Европе есть миллион таких маршрутов.
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/1/1b/11b598b621f782c666a005ecf320559c.png)
Здесь и далее женский велозаезд Rapha Women 100
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/1/57/1579cb353d3c71d0bf9bd9e1d7f3327d.png)
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/16/516810df7b8083c0dcb50bc46db3b07b.png)
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/14/51470c0983d8dff844df0101543bf66f.png)
![](https://img06.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/57/4576353ef44dc8a8df611c575179b8b7.png)
![](https://img04.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/e/2a/e2a99f80c7436b4058964430a678a8b5.png)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/f/78/f78f13bdb2f7882095bee4784fb45859.png)
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/7/92/792eadebde0cae6fce4c4ae19efc3cab.png)
Что нужно, чтобы туринг стал популярным в России
Нужно больше говорить о туринге — что постепенно и происходит. Появляются велосипедные клубы: люди собираются вместе, например, в четверг вечером и катаются по Москве. Кто-то едет в трехдневный велолагерь «Гревел кинг» или на женский велозаезд Rapha Women 100, который проходит в один день по всему миру. Мы с подругой сделали два таких в Москве. Недавно видела пост с тегом #coffeeoutsidemoscow — энтузиасты ездят на великах на Лосиный Остров заваривать кофе рано утром перед работой. А еще многие начали активно ходить в велопоходы и путешествия — а потом рассказывать обо всем этом друзьям и таким образом увлекать и их.
Мое увлечение переросло в печатный самиздат «Циклист», который делаю вместе с подругой — фотографом Настей Млеко. Во Франции и Италии есть издания, которые пишут про велики и велоспорт. Мне хотелось почитать какие-то человеческие истории про путешествия на велосипеде, так и пришла идея сделать свой самиздат. Мы взяли название у газеты начала ХХ века при Московском велосипедном обществе — тогда у каждого кружка или клуба было свое издание. Пока вышел первый номер — два тиража по сто штук. Хотим отдать их в веломагазины — продавать по себестоимости за двести рублей.
![](https://img04.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/8/62/8629ff04b22542a95bea17773511315d.png)
Здесь и далее самиздат «Циклист»
![](https://img.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/9/96/9962f24f9d17067fed53c22ec62a73e4.png)
![](https://img06.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/d/d3/dd3352831d2294706a94d0d62d942405.png)
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/f2/4f2b6b9e7281146a32b24d958212a046.png)
![](https://img04.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/e3/5e3e43bc41dbe9e36685be6ad4b0637e.png)
![](https://img04.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/9/c8/9c8194afbcbf28fad5c561340f8ab399.png)
В первом выпуске собрали рассказы наших друзей и их друзей: байки и курьезы, которые происходили в велопутешествиях, рассказы о приключениях и странах, где кто-то побывал, фотографии, рецепт походного бургера, который напечатан на пищевом пергаменте, и многое другое. Главный материал номера — история про путешествие по Исландии на великах. Один из ребят сам сварил и привез специальный веломобиль для этой поездки, остальные заказали велики из Европы с доставкой в Рейкьявик. Ну а что было дальше — нужно читать в журнале. Материал для второго номера у нас уже есть, планируем выпустить его к концу лета — началу осени.
Еще есть прекрасный журнал Fields and Roads в Питере — там можно прочитать и про конструкцию великов, и вдохновиться на собственное велопутешествие. Собственно, это самое классное — вдохновить кого-то еще.
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e200x200i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/4a/44a5e7d33330e69bfe0f04c28aa7cde7.png)
Основатель велосообщества Just Be Nice.
Не гонка, а возможность сбежать от городской суеты
Люди ездили в велопутешествия до нас и будут это делать и дальше. Я часто слышу воспоминания от людей старшего поколения в формате «мы вот тоже в свое время велопробеги устраивали». Конечно, какие-то события или бренды время от времени подогревают интерес к этому занятию, но в целом люди сами приходят в туринг с большим энтузиазмом. Это достаточно спокойный вид досуга: в нем все стабильно, без каких-то ощутимых всплесков или провалов.
Для многих туринг — возможность сбежать от городской суеты. В прошлом году мы устраивали небольшой бревет (длительная велосипедная поездка. — Прим. ред.) от Обнинска до Коломны, участники были супердовольны и по степени впечатлений сравнивали это восьмичасовое путешествие с недельным отпуском. Да просто приятно встречаться с ребятами раз в две недели, доезжать куда-то на электричке и стартовать по маршруту. Для всех нас это классное общение и побег от проблем.
![](https://img04.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/9/39/939cb4c049502a72445f61957a5914b9.png)
Вена — Венеция
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/61/56165b88cdfd2df9ac6849822f12511e.png)
Вена — Венеция
![](https://img.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/7/43/7432b2ba60808f8254d0e67e0481376d.png)
Вена — Венеция
![](https://img04.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/f5/4f589fb581bade0d75b4792a70e2dc43.png)
Франкфурт — Париж
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/d/b9/db9486fc0ed4c729b591b8c4d9a5d05f.png)
Франкфурт — Париж
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/84/484af764d6ceb7208102a61030d4b884.png)
Милан — Рим
Туринг — это еще и возможность устроить себе классное путешествие где-нибудь за границей. Что касается инфраструктуры, то в Европе появляется все больше интересных маршрутов, например, часть маршрута Ciclovia alpe adria radweg, где старые железные пути переоборудуют в велодороги, тем самым оживляя регионы. Откровенно говоря, там райские условия. И, кстати, несмотря на довольно скудную инфраструктуру и откровенно плохие дороги в России, есть колоссальный интерес к ней со стороны иностранных велопутешественников.
Главное отличие велотуризма от пешего и автомобильного в том, что ты берешь золотую середину — двигаешься достаточно быстро и сохраняешь глубину понимания места. Многим кажется, что тяжело крутить педали целый день, но все зависит от темпа. Если не успеваете куда-то доехать, настигла плохая погода или кто-то из команды заболел — садитесь на поезд. А еще вещей можно взять значительно больше, чем в пешем походе, не на спине ведь тащишь.
Металлолом или дорогой карбон
Наш первый туринг с командой мы проехали на достаточно недорогих велосипедах — в пределах 20 тысяч рублей, — на которых после этого проехали еще три велотура с перелетами. Кто-то отправляется в длительные путешествия и на откровенном металлоломе, а кто-то ездит на дорогом карбоновом велосипеде и ходит на массаж на каждой точке отдыха. Оба подхода по-своему хороши, нужно лишь решить, какой вам ближе и доступнее.
Я же советую отправляться в велопутешествие на шоссейном — в идеале велокроссовом — велосипеде, чтобы можно было поставить покрышки пошире и багажник, где можно разместить сумки. Но можно обойтись и подседельной сумкой на 15–20 литров и нарульным баулом, в котором удобно возить палатку со спальным мешком. Также хорошим дополнением к этому может быть подрамная сумка. А вот брать рюкзак я бы не рекомендовал.
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/9/68/96851b209e0f05b4a7084c99789f35d5.png)
Белград — Тиват
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/2/bb/2bbc433bd652d3a6020218753e864f88.png)
Белград — Тиват
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/3/ac/3ac45c5b308ea4bcd53b61785e343f82.png)
Белград — Тиват
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/2/ed/2edfcadfe536b099d272a5c4c52773d5.png)
Белград — Тиват
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/e/b5/eb5ded5aea5733077fbc3d64287c7497.png)
Белград — Тиват
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/f/e7/fe76fc37e3314320a102d29f3422f0d2.png)
Белград — Тиват
![](https://img.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/7/6f/76f14e8e4707a0a49643145887da4b69.png)
Санкт-Петербург — Хельсинки
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/f/8b/f8bf859e83d733dffb6dc453e9461320.png)
Санкт-Петербург — Хельсинки
Что нельзя брать с собой в путешествие
Необязательно облачаться в лайкру, а вот шлем надеть нужно. Большую часть велотуров я проехал в кроссовках, но сейчас в качестве обуви я бы рекомендовал велотуфли с контактными SPD-педалями и какие-нибудь сланцы-шлепанцы, чтобы ходить в отеле или кемпинге. Но в целом и одними велотуфлями можно обойтись. В остальном подойдет вся удобная одежда — синтетика для езды на велосипеде и хлопок для отдыха. Важно защитить глаза, поэтому возьмите солнцезащитные очки со сменными линзами.
Для меня цель поездки — привезти классные кадры, поэтому основная вещь, после велосипеда и шлема, — фотоаппарат и вся необходимая фототехника. Также в поездке для меня важна какая-то связь с домом. Например, можно взять какой-то талисман с собой — мягкую игрушку или какое-то украшение вашей девушки или жены. В моменты усталости и тоски вы будете смотреть на них и чувствовать себя лучше. Мне также помогал просмотр сериала, который я обычно смотрел дома.
Чего точно нельзя брать с собой, так это работу. Есть мнение, что велотур — это медитация и возможность подумать о важных вещах. Возможно, у кого-то получается, но все мои мысли всегда сводились к самым примитивным — что поесть, где переночевать, надо бы в душ, «о, прикольный вид, надо сфоткать!». Но в этом и основной плюс — голова переключается на другую работу, и ты начинаешь ценить базовые вещи: тот же душ, ягоды, которые собираешь по дороге, и потрясающий вкус воды.
Куда ехать из Москвы: песчаный карьер и Лосиный Остров
Если нет времени выехать из города, отправляйтесь на Лосиный Остров — там есть велодорожки, где можно отлично покататься. Можно немного отъехать на электричке от Москвы и проехать маршруты почти любой протяженности. Предпочтительные направления — юг и юго-запад. Но и в других районах вполне можно отыскать классные места. Рекомендую поискать маршрут в сервисе Ride With GPS. Пользуясь Strava Heatmap, можно построить маршрут и самому, но рекомендую свериться с реальным положением дел на картах Google Street View: хотя бы посмотреть ширину обочины и качество покрытия. Можно съездить в район Томилинского лесопарка — красивое место с песчаным карьером, но там в основном гравийное покрытие.
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/28/628d7acbd0332704e1021e6c9b5e4e02.png)
Здесь и далее Мальорка
![](https://img06.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/c/ee/cee40cedb26cb80abd3578811e768232.png)
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/8/5b/85b699e25bc159e62a10baf9a6577204.png)
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/8/ff/8ffd9016b65614eb26b6660b07618bb9.png)
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/8/56/856b82e60cb1de2fa73cab2aa6284216.png)
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/0/83/0830d4d368fca441fe630426e4c2b106.png)
Какие проблемы нужно решить, чтобы туринг стал популярным в России
На себе я ощущаю следующие проблемы. Первая — дороги. Я пока не мечтаю о ситуации, когда крупные областные города будут связаны велодорогами, но факт, что для комфортного катания нужно отъезжать за 100 км от Москвы, чтобы найти кусочек маршрута без трафика, о чем-то да говорит. Конечно, со временем это улучшится, но предполагаю, что на данный момент это не главный приоритет для Департамента транспорта, плюс запрос у населения на это невелик. Ну а чтобы не ждать, пока эти изменения произойдут, рекомендую находить приятные участки дороги и обкатывать их — интересный опыт велотура можно испытать и рядом с родным городом.
И вторая проблема — инфраструктура. В России есть много красивых мест, куда можно поехать на велике, но из-за огромной территории и удаленности городов друг от друга путешествовать с небольшой скоростью достаточно тяжело: на пути может не быть отелей, кемпингов и ресторанов. Конечно, для тех, кто любит хардкор, это только плюс. Но речь скорее о людях, которые просто хотят приятно и безопасно провести время, посмотреть на страну и ее жителей без угрозы для жизни. Но люди уже сейчас стали больше путешествовать по стране и часто для передвижения выбирают именно велосипед, поэтому думаю, что со временем вся необходимая инфраструктура появится.