Концерт Самфы в «Гараже» и Sound Up с Симеоном тен Хольтом в Музее Москвы, Московский еврейский кинофестиваль, «Круги дьявола» от режиссера «Пилы» и «Хан Соло: Звездные войны. Истории», а также выставка Анны Наринской, посвященная юбилею Людмилы Петрушевской.

Понедельник, 21 мая

«Мишень»

Фантастическая антиутопия Александра Зельдовича и писателя Владимира Сорокина снова возвращается на экраны

21 мая в летнем кинотеатре музея «Гараж» в формате 4K состоится ретроспективный показ антиутопии «Мишень» Александра Зельдовича по сценарию писателя Владимира Сорокина — они уже работали вместе над «Москвой». Действие «Мишени» тоже начинается в Москве. На дворе 2020-е годы, через Россию протянулась трасса Париж — Гуанчжоу, миром правят китайцы, а пятеро благополучных москвичей решают вернуть былую молодость. Для этого они отправляются на Алтай, где есть заброшенный астрофизический комплекс, служащий одновременно накопителем космических частиц и фонтаном молодости. Местные называют его просто — мишень. Однако после этой омолаживающей поездки героев накрывают толстовские страсти и неврозы, свойственные персонажам классической литературы: ключом к их пониманию служит «Анна Каренина», «О дивный новый мир» и другие произведения. Вообще, весь фильм скроен из таких вот ссылок, отсылок, скрытых цитат, гипертекста. Они же превращают «Мишень» в концептуальную фантастику с ворохом идей, нещадную политическую и социальную сатиру, в без преувеличений большое кино, но все же несколько лабораторного характера.

Когда

21 мая, 21.00

Где

«Гараж», Крымский Вал, 9/32

Подробности

здесь

«451 градус по Фаренгейту»

Осовремененная экранизация романа-антиутопии Рея Брэдбери

В будущем пожарные, вместо того чтобы тушить пожары, сжигают книги. В Кливленде, штат Огайо, в этом особенно преуспели брандмейстер Битти (Майкл Шеннон) и старшина Гай Монтег (Майкл Б.Джордан). Стильная, оранжево-черная и достаточно камерная постановка телеканала HBO только одной ногой опирается на роман фантаста Рея Брэдбери, другой она вовсю давит на современную политическую повестку. Защитники книг (так называемые угли) выведены в ней культурными террористами, борющимися за правое дело (и обматывающими себя книгами, будто это пояс шахида). Пожарные — полицией нового мирового порядка, установившей контроль над населением после второй гражданской войны (очевидной метафорой 9/11). А появляющиеся на интерактивных стенах небоскребов фейковые новости — тупиком, в который зашло гражданское общество. В этом мире книги запрещены из-за чрезмерной политкорректности, а витающие в воздухе консервативные настроения отдают ультраправой трамповской риторикой. Однако, бросая ей вызов, режиссер Рамин Бахрани делает не злую социальную фантастику, а скорее гламурный фантастический блокбастер с прямолинейным социальным месседжем и отсутствием интересных нюансов. Именно это не дает ему встать на одну ступень с великой экранизацией Франсуа Трюффо, до сих пор ошеломляющей своим торжественным холодным величием. С 20 мая фильм можно посмотреть на сайте онлайн-кинотеатра Okko.

451 градус по Фаренгейту
Фантастика / США, 2018

Вторник, 22 мая

4-й Московский еврейский кинофестиваль

Ежегодный смотр фильмов о еврейской культуре

Четвертый год подряд фестиваль знакомит зрителей с самобытным еврейским кинематографом — в его разнообразной и обширной программе лучшие зарубежные картины соседствуют с российскими, полнометражки с короткометражками, а игровые фильмы с документальными. Так, в этом году можно будет увидеть документалку «Бейтар Иерусалим. Навечно чист» про израильскую футбольную команду, которую изнутри, точно кислота, разъедает национализм, док-байопик «Фриц Ланг» про видного представителя немецкого киноэкспрессионизма, художественный фильм «Менаше», рассказывающий про клерка из супермаркета, которому отказано в опеке над сыном, пока он снова не женится, фестиваль-хит «Фокстрот» Самуэля Маоза, ЛГБТ-драму «Непослушание» с Рейчел Вайс и (с ней же) историческую драму «Отрицание» про отрицание холокоста. Следите за сеансами в кинотеатре «Октябрь», ЦДК, «Гараже» и других площадках.

Даниэль Райскин с оркестром в Московской филармонии

Мысль Брамса и красота Рихтера

Молодые виртуозы Филипп Копачевский (фортепиано), Сергей Догадин (скрипка), Александр Рамм (виолончель) и Академический оркестр Филармонии во главе с Даниэлем Райскиным, кажется, смогли найти двух абсолютно противоположных композиторов, которые при этом будто бы играют на одной территории. Романтик Брамс из любого условно красивого звука строил прежде всего совершенные формы, поэтому даже его концерты для солистов и вариации на чужие темы — всегда про мысль, а не звуковой гедонизм. Современник Макс Рихтер, наоборот, прекрасными звуками открыто наслаждается и пишет трепетную грустную музыку. Вживую этот контраст должен прозвучать очень интересно.

Сергей Догадин (скрипка), Александр Рамм (виолончель), Филипп Копачевский (фортепиано)
Концерт

Georgian Moments

Тройной взгляд на Грузию сегодня

Три в одном: выставка молодых грузинских художников и фотографов, интервью российских микроинфлюенсеров, которые рассказывают о своей Грузии, — включая Нателу Поцхверию и Дашу Малыгину, а также фильм-путешествие от режиссера Марины Глуховой с участием композитора Николы Мельникова, актера Егора Корешкова и стилиста Александры Федоровой по шести грузинским городам в поисках старой и новой культуры. В роли создателей проекта выступили фотографический концепт-стор Odyssey.Moscow и «Лаборатория ABC».

Georgian Moments
Выставка в Москве / до 16 июня

«Петрушествие»

Важная выставка к юбилею классика

Юбилейная выставка к 80-летию литературного классика напоминает собой коммунальную квартиру, где, переходя из комнаты в комнаты, зритель попадает в разные миры: от писательского кабинета до аудиоинсталляции по текстам Петрушевской. Работали над проектом большие имена: литературный критик Анна Наринская, дизайнер Игорь Гурович, архитектор Катя Бочавар. Среди главных экспонатов — коллекция самой Петрушевской, с участием, например, картины Рогинского. Интервью с Наринской читайте здесь.

Петрушествие
Выставка в Москве / до 22 июля

Среда, 23 мая

«Mosaic Music»: Самфа в «Гараже»

Передовой RʼnʼB из Британии, роскошный и уязвимый

Ни один текст о Самфе не обходится без эпитета «застенчивый». Вероятно, поэтому о нем и знают куда меньше людей, чем следовало бы: зря, что ли, его называют любимым коллаборатором ваших любимых звезд. Канье Уэст доливает наконец-то записанную песню с его участием на выпущенный четыре месяца назад альбом. Его голос звучит в треке «Alabama» в видеопроекте Фрэнка Оушена «Endless». Алиша Кис приглашает его подняться на сцену на своем лондонском концерте. Он был в студии с Дрейком и работал с обеими сестрами Ноулз — и с Соланж, и с Бейонсе. Для человека с таким послужным списком Самфа и в самом деле мог бы быть поизвестнее. Первый трек его дебютного альбома называется «Plastic 100°C» и начинается с голоса астронавта Нила Армстронга, готовящегося сделать первый шаг на Луну, — заход крайне красноречивый. Самфа поет, что под прицелом телекамер он плавится, как пластик. Но альбом «Process», к которому Самфа шел шесть лет, а непосредственно сочинял и записывал с 2014-го, стоил ожидания. Это тревожные, беспокойные сочинения — говорят о страхах и боли, признаются в уязвимости и разрушительной неуверенности.

«Mosaic Music»: Sampha
Концерт

Sound up: Симеон тен Хольт в Музее Москвы

Важнейшая партитура европейского минимализма

Самое известное сочинение нидерландца Симеона тен Хольта «Canto Ostinato» мгновенно угадывается как минимализм, но и отличия от партитур американских композиторов огромные. Это очень хрупкая, тонкая и захватывающая музыка, в которой постоянно происходят микро- и макрособытия: в один момент к основной теме будто бы просто добавилась пара звуков в несколько ином ритме, а через несколько минут все звучание переворачивается с ног на голову таким хитрым образом, что даже и не поймешь, как это произошло (вероятно, поэтому сам Хольт слову «минимализм» предпочитал термин «генетический код»). В «Canto Ostinato», которая состоит из сотни условно открытых паттернов, критически важны исполнители. С этим у Sound Up полный порядок: произведение в четыре фортепиано сыграют Йерун ван Вен, крупнейший европейский специалист по Хольту, и один из главных российских экспертов по новой музыке Алексей Любимов с постоянными коллабораторами Алексеем Зуевым и Вячеславом Попругиным.

Sound up: Симеон тен Хольт
Концерт

Дрезденская государственная капелла под руководством Кристиана Тилемана в Московской филармонии

Самый немецкий дирижер современности и Денис Мацуев

Дирижер Кристиан Тилеман, ученик легендарного Герберта фон Караяна, полноправный наследник немецкой музыкальной школы и один из самых известных классических музыкантов современности, едет в Россию с Дрезденской государственной капеллой и звездным пианистом Денисом Мацуевым, который будет солировать в утонченно виртуозном Втором концерте Листа. В принципе, уже можно не раздумывая брать билеты, но если остались какие-то сомнения, то оцените такой момент: главным номером вечера будет потрясающая Четвертая симфония Брамса, из которой Тилеман наверняка сделает одно из главных музыкальных событий года.

Дрезденская государственная капелла. Дирижер Кристиан Тилеман (Германия)
Концерт

«Беседа об одиночестве» в Еврейском музее

Разговор с Олегом Куликом и Еленой Петровской

С 16 мая Еврейский музей и центр толерантности вместе с проектом Science.me запустил цикл дискуссий «Беседы о смерти, одиночестве и свободе». О смерти поговорили на первой встрече, одиночество обсудят на второй. Обречен ли житель мегаполиса на одиночество, можно ли это состояние превратить в ресурс, чем чревато одиночество и побеги от него? Поразмышлять об этих и других вопросах в эту среду позвали художника Олега Кулика и философа, главного редактора журнала «Синий диван» Елену Петровскую. Вход свободный, но нужно зарегистрироваться.

Когда

23 мая, 19.30

Где

Еврейский музей и центр толерантности, Образцова, 11, стр. 1а

Подробности

здесь

Четверг, 24 мая

«Хан Соло: Звездные войны. Истории»

Как Хан Соло и Чубакка стали контрабандистами

Новые не номерные «Звездные войны» — это, как и «Изгой-один», очередной спин-офф, только на этот раз посвященный Хану Соло (Олден Эренрайк). Влюбленный в подругу Киру (Эмилия Кларк, она же Мать драконов, она же мать Джона Коннора) и еще не превратившийся в циника юноша успеет повоевать на фронте, подружиться с Чубаккой, стать космическим пиратом, повстречаться с Лэндо Калриссианом (Дональд Гловер, звезда сериала «Атланта» и теперь клипа «This Is America»), а также выиграть у него «Тысячелетнего сокола». Честно говоря, за «Соло» были опасения — во время работы над фильмом президент Lucasfilm Кэтлин Кеннеди успела уволить режиссеров Кристофера Миллера и Фила Лорда («Лего. Фильм»), вознамерившихся сделать из «Звездных войн» «Стражей Галактики», и нанять маститого ремесленника Рона Говарда, чтобы он все переснял. Однако тревоги оказались напрасными: у Говарда получился головокружительный космический вестерн с ограблением поезда, посиделками в инопланетном салуне, межгалактической версией американской Гражданской войны и цитатами из Говарда Хоукса и Серджо Леоне. Словом, сериал «Светлячок» в сеттинге Star Wars.

Хан Соло: Звездные Войны. Истории
Боевик / США, 2018

«Круги дьявола»

Слешер про домашнее вторжение от режиссера «Пилы»

Семья в загородном доме подверглась нападению неизвестных в масках животных. Что-то типа «Незнакомцев» Брайана Бертино и «Тебе конец!» Адама Уингарда, но поскромнее, конечно.

Круги дьявола
Триллер / США, 2018

«Секса не будет!!!»

Школьницам не дают лишиться невинности их родители

Три школьные подруги (Джералдина Висванатхан, Кэтрин Ньютон, Гидеон Адлон) решительно настроены потерять девственность на выпускном, однако их заботливые родители (Джон Сина, Лесли Манн, Айк Баринхольтц) категорически против. Пубертатная комедия про отцов и детей на тропе войны — от сценаристки «Идеального голоса».

Секса не будет!!!
Комедия / США, 2018

«Гупешка»

Черно-белая экранизация пьесы Василия Сигарева

История из жизни маленьких людей: забитая Тамара (Нелли Попова) встречает у подъезда скромного Пашу (Евгений Баранов) с непочатой бутылкой вина и приглашает его к себе домой, где рассказывает, почему целиком и полностью посвятила себя мужу-деспоту (Михаил Разумовский), называющему ее гупешкой — в честь покорной аквариумной рыбки. Режиссер «Бандитского Петербурга», «Куприн. Яма» и «Таинственной страсти» Влад Фурман в начале нулевых уже ставил пьесу Сигарева в театре, а теперь исполнил мечту и поставил ее в кино — в элегантном ч/б и со всеми бытовыми хоррор-деталями, свойственными уральскому драматургу.

Гупёшка
Трагикомедия / Россия, 2017

«Распрекрасный принц»

Сказка про прекрасного принца, который обдурил Спящую красавицу, Золушку и Белоснежку

Принц Филипп Очаровательный делает предложение каждой встречной девушке. В итоге его руки и сердца одновременно жаждут Белоснежка, Золушка и Спящая красавица. Но как это часто бывает со сказочными деконструкциями (а этот мультфильм именно что деконструкция), главный герой найдет счастье не с принцессой. От продюсера «Шрэка», «Кота в сапогах» и «Новых приключений Золушки».

Распрекрасный принц
Мультфильм / Канада, 2018

«Садко»

Новый мультфильм от создателей серии про богатырей — на этот раз про былинного героя-гусляра

Добрый молодец Садко оказывается на дне морском, где ему в компании русалочки Быстрая Щучка предстоит победить злую жрицу и разбудить спящего царя. Не столько экранизация старорусских новгородских былин, сколько осовремененная музыкальная сказка — с аллюзиями на диснеевскую «Русалочку» и чудовищной трехмерной анимацией.

Садко
Мультфильм / Россия, 2018

«Баал» в Центре им. Мейерхольда

Пьеса Брехта в исполнении «Июльансамбля»

«Баал» — пьеса Бертольта Брехта про тезку древнего божества, талантливого поэта и аморального человека в одном лице. На сцене Центра им. Мейерхольда ее поставил молодой режиссер Иван Комаров вместе с амбициозным проектом «Июльансамбль» (выпускники мастерской Виктора Рыжакова Школы-студии МХАТ).

Баал
Спектакль

Morcheeba в «Главклубе»

Деликатный поп-соул и вальяжный трип-хоп

Записи этой группы ставили на одну полку с альбомами Massive Attack, Portishead и Трики, а первое московское шоу Morcheeba проходило ни много ни мало во МХАТе. C тех пор как в стан лондонского коллектива вернулась вокалистка Скай Эдвардс, дела у него идут стабильно неплохо. Всегда интеллигентный и легковесный электронный поп Morcheeba без нее поблек и как-то потерялся — теперь все вернулось на круги своя.

Morcheeba
Концерт

SAINt JHN в Gipsy

Новый герой темного трэп-RʼnʼB

Рэп-фрешмен из Бруклина только в конце марта выпустил дебютный альбом «Collection 1» — но, как это заведено в эпоху интернета и соцсетей, к этому моменту он уже располагал солидной фан-базой. Теперь человек, когда-то строивший карьеру модели и писавший треки для Джоуи Бэдэсса и Ашера, а теперь сочиняющий трэп-RʼnʼB в духе Дрейка, только на три тона мрачнее, отправляется в первый тур за пределами США.

SAINt JHN
Концерт
Расскажите друзьям