Другие города

Как в Вышнем Волочке спасли особняк XIX века. Власти хотели снести его просто так

17 мая 2018 в 14:08
Фотография: Александр Терещенков
В Вышнем Волочке, который находится в Тверской области, живет меньше пятидесяти тысяч человек. Там есть единственный в городе дом в стиле модерн — дача купцов Рябушинских, который к февралю 2018-го хотели снести. «Афиша Daily» побывала в особняке и узнала, как удалось предотвратить снос и зачем превращать наследие в промзоне в туристический объект.

На окраине Вышнего Волочка стоит единственный в городе дом в стиле модерн — деревянная дача купцов Рябушинских. Дом пережил революцию, превращение в коммуналки и даже создание в подвале инкубаторной станции. При этом в здании сохранились редкие интерьеры гостиных, камины, деревянные рамы, потолки и даже дореволюционная ванная. Однако, вместо того чтобы придумать пустующему после расселения зданию новую функцию, в городских планах был его снос к 1 февраля 2018 года. «Афиша Daily» побывала в особняке и узнала у председателя Вышневолоцкого историко-краеведческого общества Дениса Ивлева, как удалось отстоять здание, почему жители города постепенно подключились к судьбе памятника и зачем превращать наследие в промзоне в туристический объект.

Дом контрастов

«Усадьба и флигель были построены в 1880-х годах, а интерьеры созданы в начале XX века. Некоторые из них напоминают детали Музея Горького на Спиридоновке, дома, который тоже принадлежал Рябушинским. Возможно, кто-то из московских архитекторов работал и здесь, может быть, даже Шехтель», — рассуждает Денис Ивлев и открывает дверь.

За ней высокий потолок и большой модерновый витраж, правда, почти без стекол. В следующей комнате стоит деревянный камин с майоликовым панно, а на потолке с красивой резьбой еле проступает позолоченная краска. В то же время над главным входом висит табличка «Вышневолоцкая инкубаторно-птицеводческая станция». Рядом с витражом — 11 синих ящиков для почты с разными фамилиями, у бывшей хозяйской ванны стоит газовая плита, рядом с камином — старый диван и одиноко стоящий костыль. Создается ощущение, что находишься внутри машины времени, которая застряла между эпохой купеческого особняка и советской коммуналкой.

Хозяева этого дома братья Рябушинские были купцами, банкирами и общественными деятелями, причем очень успешными. Родоначальник династии Михаил Рябушинский в 1820-м имел примерно тысячу рублей, а через 38 лет оставил в наследство сыновьям уже два миллиона. Его сын Павел Михайлович в 1899 году оставил 20 миллионов капитала и больше 16 детей. Некоторые из них занялись бизнесом, другие были связаны с наукой. Например, Степан Павлович занимался вопросом реставрации старых икон и основал вместе с братом Сергеем один из первых в стране автомобильных заводов — АМО, впоследствии ЗИЛ. А Дмитрий Павлович в 1904 году в семейном имении Кучино — сейчас это часть Балашихи — построил один из первых в мире аэродинамических институтов.

Семья купила бумагопрядильную фабрику (сейчас — Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат. — Прим. ред.) под Вышним Волочком в 1869 году. К началу XX века она считалась одной из самых крупных в стране, уступая только предприятиям семьи Морозовых. При ней был городок для рабочих с больницей, часовней, училищем, яслями и двумя большими казармами. В одной из них впоследствии родилась и провела детство министр культуры СССР Екатерина Фурцева.

После революции дом купцов, построенный как раз рядом с фабрикой, был клубом. После Великой Отечественной войны в подвале создали инкубаторную станцию, а остальное пространство разделили на комнаты и заселили людьми. В 2013 году дом включили в программу расселения ветхого жилья, и примерно тогда же его облюбовали краеведы. Они стали водить к нему экскурсии и подружились с одним из местных жителей, который даже пускал к себе в гости.

Снос ради сноса

Александр Сокин, житель бывшей коммунальной квартиры и Денис Ивлев, председатель Вышневолоцкого историко-краеведческого общества

В конце 2017 года краеведы отправили запрос в городскую администрацию по поводу сохранения усадьбы Рябушинских, которой уже давно требовалась реставрация. Получили ответ, что ее вот-вот должны снести. Дело в том, что она не имела статуса памятника и официально значилась как обычный многоквартирный дом. А так как по программе расселения аварийного жилья все бывшие жильцы получили другие квартиры, от этого здания по закону нужно было избавиться.

реклама

«Мы не ругаем городскую администрацию, чиновники подчиняются букве закона а не эмоциям, — говорит Ивлев. — К счастью на месте дома не планировалось нового строительства, то есть это был снос ради сноса. И если бы у него появился статус наследия, то начали бы действовать другие правила. Поэтому мы выложили в сеть полученное письмо и параллельно подали заявку на включение усадьбы в список памятников архитектуры».

Поднялась шумиха в СМИ, о доме стали говорить городские каналы и газеты, писать блогеры. В программе «Наступление на наследие» произошел показательный разговор между журналистом и представителем городского Комитета по управлению имуществом. «Это история вашего города!» — «Вы видели этот домик? Это окраина города, не особо перспективный район». Действительно, чиновники с трудом верили, что для проблемного здания найдется спонсор или туда захотят поехать туристы. Но общественный резонанс принес свои плоды: сначала за усадьбу заступился губернатор, пообещав, что здание не снесут и сделают музеем. А 19 апреля 2018 года особняк официально признали выявленным объектом культурного наследия.

Как создать музей на окраине и не облажаться

По словам Ивлева, в усадьбе Рябушинских планируют сделать музей, посвященный текстильной промышленности Вышнего Волочка. Но рассчитывать, что туда ежедневно будут приходить туристы, действительно не стоит хотя бы из-за сезонности турпотока. Чаще всего в город приезжают гости из Москвы и Петербурга, по выходным и праздникам в теплое время года. Поэтому кроме музея особняку нашли еще одну функцию. «У нас в городе живет реставратор, который долгое время работал в мастерской Грабаря. Он предложил часть дома использовать под реставрационные мастерские. Специалисты в качестве платы за площадку могли бы сделать профессиональную реставрацию дома», — объясняет Денис.

Еще одну из комнат посвятят жителям коммунальных квартир, которые были здесь в XX веке. Один из них, Александр Сокин, делится своими воспоминаниями и оживляет те предметы, которые до этого «мешали» рассматривать модерновый особняк. «Мы жили наверху, пять человек и нянька. Мать была зоотехником, я тоже пошел по колхозной линии. А дед мой варил стекло для кремлевских звезд. За стенкой от нас жила Ольга Эдуардовна Паукк, ее выслали за что-то за 101-й километр после войны. На втором этаже жил председатель райисполкома по фамилии Карабач, а прямо над нами — начальник инкубаторного цеха Вера Ивановна Вихрова. Ну и другие инкубаторные рабочие.

Все дружили или хотя бы общались, когда меня из армии встречали, стол накрыли в саду, и на свадьбе весь дом гулял, естественно. Помню, как к дому подъезжала лошадь, и продукцию инкубаторной станции развозили по колхозам. Вентилятор в подвале сильно шумел летом. А вот про Рябушинских не помню разговоров. Только как-то раз, году в 1956-м, мы с друзьями нашли царские деньги за трубой на чердаке, на троих разделили и в карты на них играли. А когда нам было лет пять-восемь, мы играли в коридоре в футбол и разбили витражи. Получили нагоняй, но что толку-то?»

Сокин с Ивлевым случайно находят в тумбочке пачку фотографий и начинают рассматривать. Ведь домом никто не занимался, поэтому осталось много вопросов. Говорят, на крыльце раньше стояли львы, которые потом перенесли в городской Венециановский сквер, но фото пока не нашли. Есть вопросы по цвету здания. Сейчас оно желтоватое, Денис считает, что могло быть голубым или синим, и зовет дружественный реставрационный фонд приехать и помочь разобраться. Пока что в доме устраивают субботники и экскурсии, на которые приходят горожане, где им рассказывают про район, сам дом и Рябушинских.

За разговорами о поисках местных мастеров по кровле и печным трубам и о творчестве Коровина, который тут, возможно, тоже был, все снова спускаются на первый этаж. Еще сильнее бросаются в глаза слабые места дома: тазики на полу, чтобы не капала вода, мусор в оставленных комнатах, продавленный печкой пол. Но Ивлев не унывает: «Мы привыкли по руинам ходить, мы же краеведы. Кажется, мы только с руинами в последнее время дело и имеем. Но вы все равно приезжайте снова, экскурсию вам устроим. А через год уже и музей, может, откроем».

Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия