Дом родителей: мебель из березы с завитушками
Остров Катаянокка
Улица Луотсикату
Карта из книги «Муми-папа и море»
Первая квартира Туве Янссон в Хельсинки — студия ее родителей-художников на острове Катаянокка. Они жили и работали в доме номер четыре по Лотсгатан. Сейчас шведское название этой улицы поменяли на финское — Луотсикату. Вся улица — образец скандинавского югендстиля. Она застроена разноцветными домами с остроконечными башнями, круглыми эркерами, каменными арками входов и окнами всевозможных форм. Для семьи муми-троллей Туве «построила» очень похожий дом: круглый, с остроконечной крышей, множеством окон. Муми-дом тоже яркий. Он покрашен в синий, а крыша у него красная.
Студия Янссонов была под стать богемному району — в ней были высокие окна и потомственная деревянная мебель. В автобиографической повести «Дочь скульптора» Туве вспоминает свою первую квартиру: «Мы никогда не пируем в мастерской, а только в гостиной. Там два высоких сводчатых окна наверху и вся бабушкина и дедушкина мебель из березы с завитушками. <…> У нас в спальной окно — совершенно круглое. Оттуда можно смотреть через все крыши и через гавань».
Гостиная муми-троллей тоже прекрасно обставлена. Подробное описание встречается в повести «В конце ноября»: «Мебель была великолепная, стулья обиты темно-красным бархатом, а на спинке каждого из них была кружевная салфетка. <…> Кафельная печь доходила до самого потолка. Кафель был разрисован сосновыми шишками, шнурок заслонки расшит бисером, а печная дверца была из блестящей латуни. Комод тоже был блестящий — полированный, с золочеными ручками у каждого ящика».
В детстве Туве жила у самой воды даже в городе. Своих героев она тоже селит у северного моря. На карте к повести «Муми-папа и море» указано, что они живут на берегу Финского залива. Семья Янссон жила на нынешней Луотсикату с 1914 года, когда родилась Туве, и до 1933-го. Первая квартира создательницы муми-троллей сейчас закрыта для посещения.
Успенский православный собор и мох
Рядом с первым домом Туве, тоже на острове Катаянокка, расположен Успенский православный собор. Он был возведен в XIX веке, когда Финляндия еще входила в состав Российской империи. Кирпичи для его строительства собрали после взрыва русской крепости Бомарсунд в годы Крымской войны. Материал доставили в Хельсинки с Аландских островов. На строительство скидывались всем миром — деньги дал Александр II, Синод, купечество, а также организовали общенародный сбор. Сейчас Успенский собор — крупнейший православный храм в Западной Европе.
Местные называют собор русской церковью. Расположенная между Южной и Северной гаванями, она стала одним из важнейших элементов городского пейзажа. Церковь стоит на скалах, именно сюда Туве ходила собирать мох. В «Дочери скульптора» она рассказывает о своих походах: «Как только наступают сумерки, какое-то громадное серое существо начинает наползать на гавань. У этого существа нет лица, зато есть отчетливо различимые руки, которыми оно, пока ползет, накрывает один остров за другим. Когда острова кончаются, существо это простирает над водой руку, чрезвычайно длинную руку, которая чуть дрожит, и начинает нащупывать Сорочий мыс. Пальцы тянутся к русской церкви и касаются горы». Огромное и холодное существо, которое одиноко бредет по свету, напоминает Морру. В муми-повестях она появляется ледяной серой тенью и замораживает землю под собой.
Парк Туве Янссон и причал Халколайтури
Расположенный вокруг улицы Луотсикату район — место, где маленькая Туве гуляла, играла, рядом с причалом Халколайтури каталась на коньках. Это городской пейзаж, который отразился не только в муми-мире, но и в ее взрослой прозе. Например, главная героиня рассказа «Умеющая слушать» живет в доме с эркером, круглым окном и видом на гавань.
Так что в 2014 году, когда вся Финляндия отмечала сто лет со дня рождения Туве Янссон, сквер именно в этом районе назвали в ее честь. На церемонии в парке присутствовали гигантские плюшевые муми-тролли. Парк крошечный, он расположен как раз между Луотсикату и Успенским собором. В свою очередь в честь парка сейчас названа остановка трамваев 4 и 5 — единственных, которые выбираются на Катаянокку.
Скульптуры с чертами Туве Янссон
Сама Туве Янссон тоже служила источником вдохновения. Она была моделью для серии скульптур, которые в 1930–1940-е годы создал ее отец Виктор «Фаффан» Янссон для Хельсинки. На Эспланадах — Елисейских Полях финской столицы — стоят фонтаны-русалки с чертами Туве. Одна из них стоит прямо на центральном бульваре, напротив легендарного ресторана Kappeli, вторая — в одном из внутренних дворов Эспланад. В парке Кайсаниеми у железнодорожного вокзала стоит обнаженная девушка с поднятыми руками. Это тоже работа Фаффана, которому позировала Туве. Скульптура названа «Convolvulus», или вьюнок, который символизирует линию жизни.
То, что Туве росла в семье художников и с детства была знакома с артистическим миром, оказало на нее большое влияние. Она сама начала рисовать очень рано. И всю жизнь мечтала и пыталась быть живописцем, хотя славу и деньги ей принесли муми-тролли.
Студия Туве Янссон и аморальный образ жизни
Туве Янссон в своей студии
Дом, в котором находилась студия Туве Янссон
Мемориальная доска на доме, где находилась студия
Последний репортаж о визите в студию Туве вышел с заголовком «Туве Янссон придумывала муми-троллей в холодной башне в центре Хельсинки». Она въехала в студию на Улланлиннанкату в 1944 году, когда Хельсинки стал мишенью советских бомбардировок. Будущий дом Туве тоже попал под обстрел. Сохранились ее впечатления: «Он выглядит ужасно после бомбардировок. В нем нет окон, трещины повсюду, большие куски стен обвалились, уничтожены печка и радиаторы». Верхний этаж, на котором располагалось ателье, не отапливался, в квартире не было удобств.
Но Туве всегда мечтала о собственной студии. Въехав в новую квартиру, она сказала, что могла бы прожить там до конца своей жизни. Так оно и получилось. Можно сказать, что студия досталась ей по наследству. До Туве в ней работал художник, который был ее учителем и который погиб на войне. Купить помещение Туве Янссон смогла только в 1952 году.
Это очень красивая студия с высокими — почти шесть метров — потолками, огромными арочными окнами на восток и на запад, скульптурами ее отца, книгами. Студия стала не только пристанищем, но и источником вдохновения Туве Янссон. Здесь была дописана первая повесть про муми-троллей «Маленькие тролли и большое наводнение». Она вышла в 1945 году на шведском, который был родным языком Туве и на котором она написала все свои книги.
Здесь же Туве снова взялась за кисть после кризиса военных лет. Рядом находилась студия жизненной спутницы Туве Тууликки Пиетиля. Два ателье соединял тайный проход. Туве устраивала у себя вечеринки. По свидетельству племянницы Софии Янссон, соседи жаловались на аморальный образ жизни ее тети. Некоторые даже отправляли анонимные записки с требованием съехать. За время, что в квартире жила заядлая курильщица Туве Янссон, она насквозь пропахла сигаретным дымом. Многие ощущения и сюжеты из собственной жизни Туве переносила на страницы муми-книг. В ее сказках обязательны вечеринки и праздники, герои курят и выпивают, ведут богемный образ жизни, муми-семейству присуще ощущение дома как центра вселенной.
В отличие от военных лет сейчас терракотовый дом на Улланлиннанкату выглядит жизнеутверждающе и тепло. На его фасаде висит небольшая мемориальная доска с чертами юной Туве, которые в свое время запечатлел Виктор Янссон. Сюда поклонники писательницы и художницы несут подсолнухи в день ее рождения 9 августа.
После смерти Туве в 2001 году студию закрыли для посещения, сейчас в нее водят редкие экскурсии по записи. Рядом со студией расположена обсерватория Хельсинки. Говорят, молодая Туве любила ее посещать, а в книге «Муми-тролль и комета» писательница отправила в обсерваторию своих героев, и Снифф заглянул в телескоп.
Остров без адреса
Туве и Тууликки Пиетиля на острове
Домик на озере Кловахарун
По пути на остров
Как-то раз Туве Янссон сказала: «Если бы я хотела пожелать кому-то что-то хорошее, я пожелала бы остров без адреса». Сама она мечтала об острове с маяком. С детства Туве проводила лето с семьей на архипелаге в Финском заливе. А в 1964 году она построила маленький коттедж на каменистом необитаемом острове Кловахарун. Хотя маяка там не было и условия были аскетичными, остров стал настоящим местом силы для Туве и Тууликки Пиетили. В течение десятилетий они проводили там время с мая по сентябрь: работали, ловили рыбу, купались и устраивали праздники.
Острова, море, лодки и все, что с ними связано, в муми-мире тоже занимают важное место. Море в повестях о маленьких троллях всегда описано с любовью — «пронизанная солнцем вода», «зеркально-зеленые волны», которые катятся одна за другой на берег и которые можно дразнить. В поздних муми-повестях море становится другим. «Муми-папа и море» — это о борьбе со стихией, которую, тем не менее, можно полюбить: «Папа смотрел на злое море, набрасывавшееся на остров во всем своем величии. Море вздымало белопенные волны, обрушивало их на берег и отсасывало назад, медленно и головокружительно заглатывая. На мыс оно посылало волну за волной с отчаянным грохотом и ничем не скованной свободой». В этой истории муми-тролли покидают долину и отправляются на пустынный остров с маяком и птичьим кладбищем. И это очень напоминает летние побеги Туве и Тууликки.
Жизнь на Кловахаруне также вдохновила Туве на написание «Летней книги», в которой описывается жизнь на острове, ее радости и тревоги — глазами внучки и бабушки. А еще Туве писала морские пейзажи. В настоящее время Кловахарун можно посещать в течение одной недели в году из-за погодных условий и гнездовья птиц.
Художественный музей Хельсинки и муми-тролли на картинах Туве
Художественный музей Хельсинки
Туве в процессе написания картины «Праздник в деревне»
Картина Туве Янссон «Праздник в городе»
Картина Туве Янссон «Праздник в деревне»
Имя Туве Янссон связано сразу с несколькими музеями в Хельсинки. Она ходила в школу, в здании которой в настоящее время находится Музей дизайна, а рисовать училась в Атенеуме — главном художественном музее страны. Наконец, в Художественном музее открыта ее первая постоянная экспозиция. Здесь представлены ее «Праздник в деревне» и «Праздник в городе», выполненные в технике фрески и альсекко. Изображения были созданы для ресторана, который открылся в 1947 году в здании ратуши Хельсинки. На первом плане «Праздника в городе» изображена сама Туве Янссон с веером и сигаретой, сидящая за столом, пока все остальные танцуют. На столе перед ней, рядом с бокалом — муми-тролль. На «Празднике в деревне» маленький тролль притаился в левом углу. В 1930–1940-х годах муми-тролли часто попадали на любые работы Туве. Например, они стали героями политических карикатур в журнале Garm.
Кладбище Хиетаниеми
Туве родилась в Хельсинки, прожила в нем больше восьмидесяти лет и теперь покоится на главном городском кладбище — Хиетаниеми. В переводе с финского Хиетаниеми означает «песчаная коса». Такое название кладбище получило в связи с тем, что оно находится на мысе, который расположен в центре Хельсинки.
На семейной могиле установлена еще одна скульптура Виктора Янссона, отца Туве — младенец, восседающий на шаре. Это самая популярная могила во всей Финляндии. Именно здесь поклонники Туве оставляют игрушечных муми-троллей.