Понедельник, 23 апреля
Telling Stories Fest
Даррен Аронофски и другие
С 23 по 25 апреля в Digital October состоится фестиваль факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Telling Stories Fest. В программе: мастер-классы, дискуссии, воркшопы, ток-шоу, творческие мастерские и выставка работ студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ. Хедлайнером фестиваля станет режиссер фильмов «Черный лебедь» и «мама!» Даррен Аронофски. Паблик-ток с ним запланирован на понедельник, 20.00. Среди главных спикеров второго дня легендарный итальянский фотограф Оливьеро Тоскани — он прочитает лекцию на тему «Более 50 лет блистательных провалов», которая начнется в 19.30. Закрывать Telling Stories Fest предстоит швейцарскому театральному режиссеру Даниеле Финци Паске с лекцией «Театр: искусство как терапия». Начало — в 18.45. Вход на все события бесплатный, по регистрации. Полную программу фестиваля, а он включает в себя более 60 мероприятий, найдете здесь.
Ретроспектива Александра Петрова в «Пионере»
Показ мультфильмов и встреча с режиссером
Ретроспектива на большом экране пяти мультфильмов одного из лучших русских художников-аниматоров современности, оскаровского лауреата, призера кинофестивалей в Берлине и Анси — Александра Петрова. Зрители «Пионера» увидят картины «Сон смешного человека», «Русалка», «Старик и море» и «Моя любовь». Перед показом режиссер лично представит свои работы.
«Гипнос» в «Практике»
Абсурдистское варево для двух десятков артистов и аналогового синтезатора
Больше 20 молодых актеров (воспитанники мастерской Олега Кудряшова из ГИТИСа) на маленькой сцене «Практики» устраивают абсурдистское шоу с инфернальной клоунадой, электронной музыкой, хоровым пением и бронебойными репризами с приветами сразу Хармсу, Линчу и «Монти Пайтону». В контексте репертуара «Практики» вещь эффектна — как «Чапаев и Пустота», артистична — как «Это тоже я», при этом беспрецедентно авангардна. Безусловно, этапный спектакль для хореографа и режиссера Олега Глушкова («Моряки и шлюхи» в «Мастерской Петра Фоменко», «Все о Золушке» в Театре мюзикла, «Синяя синяя птица» в Театре наций), планомерно выходящего в первый дивизион современной российской режиссуры. Интервью с Олегом Глушковым читайте здесь.
Вторник, 24 апреля
«Кафка» в «Гоголь-центре»
Психоделический байопик Серебренникова про Кафку
Вслед за фрик-иллюзионом «Хармс. Мыр» про Хармса и бунтарским зрелищем «Машина Мюллер», посвященным Хайнеру Мюллеру, на основной сцене «Гоголь-центра» является мир Франца Кафки. По задумке драматурга Валерия Печейкина, бытовая биография Кафки всячески перемешивается с его же собственными сюжетами, в том числе самыми психоделическими и жуткими. В заглавной роли занят Семен Штейнберг, всего же в спектакле Кирилла Серебренникова участвует два десятка исполнителей, треть из которых — музыканты.
Среда, 25 апреля
«Трагедия в углу»
Арт-путеводитель по России от молодых художников
Название проекта — цитата из «Евгения Онегина». Вопрос о «трагическом» и его преодолении в стенах Музея Москвы рассматривают 34 молодых художника из 14 разных регионов страны — от Владикавказа до Владивостока. Такой вот арт-путеводитель по России со своими локальными проблемами и «гениями места». Ощущение краха в этих работах перемешивается с разными способами жить здесь и сейчас, а варианты тут могут быть разные: уйти, например, в глубину собственного познания, в народные сказки или в попытки возрождения социализма.
Четверг, 26 апреля
«Привидение»
Мелодрама про девушку, влюбленную в бестелесный дух
Молодежное и довольно неожиданное переосмысление «Привидения» с Патриком Суэйзи: девушка влюбляется в парня, у которого нет своего тела, однако он способен вселяться в тела других людей. С помощью этой хитрой комбинации они все ближе и ближе узнают друг друга, так что однажды встает вопрос: как же им теперь быть вместе? Экранизация романа, нацеленного главным образом на юных особ, которые ищут нетривиальных романтических переживаний.
«Правда или действие»
Хоррор про подростков, втянутых в кровавую игру
После поездки в Мексику группа молодых людей оказывается вовлечена в любимую американскими подростками игру «Правда или действие», однако на кону — человеческие жизни. Стоит отказаться принимать в ней участие, как за этим следует неминуемая расплата. Хоррор с оригинальной задумкой, но довольно посредственным исполнением: нового «Оно» (также известного как «Оно следует за тобой») не получилось.
«Великолепная»
Режиссерский дебют французской актрисы Мишель Ларок — острословная и милая романтическая комедия
После того как Анжелу (Мишель Ларок) бросил муж, женщина решила не раскисать, а заново открыть для себя все прелести холостой жизни — благо у нее есть верный и тайно влюбленный в нее психоаналитик (Кад Мерад), всегда готовый прийти на помощь.
«Лицо»
Берлинский хит про парня, пережившего пересадку лица
Сатира на современную ортодоксальную Польшу, которая начинается как провинциальная комедия, а заканчивается как трагедия о местном фанате группы Metallica Яцеке (Матеуш Косьцюкевич), который после несчастного случая на строительстве самой высокой статуи Иисуса Христа перенес операцию по пересадке лица — и превратился из смахивающего на Данилу Козловского харизматичного богача и первого красавца на деревне в не пойми что. После этого Яцека бросила девушка, родители стыдятся его, а мальчишки дразнят Рожей. Учитывая, что центральной метафорой фильма служит гигантская статуя Христа, есть риск увидеть во всем этом эпиграмму на истовую религиозность, оборачивающуюся открытой ксенофобией. Гран-при жюри Берлинского фестиваля 2018 года.
«Я заберу твои деньги»
Проходной боевик с Джоном Кьюсаком
Трое друзей находят в лесу сумку с деньгами, принадлежащую серьезному мужчине с винтовкой (Джон Кьюсак). Низкопробный боевик, который на современный лад пересказывает сюжет вестерна «Сокровища Сьерра-Мадре» и отправляет карьеру талантливого актера Джона Кьюсака в крутое пике.
«Миссис Хайд»
Изабель Юппер открывает в себе дьявольскую сущность
Серж Бозон иронично переосмысляет историю о докторе Джекилле и мистере Хайде через призму учительницы в исполнении Изабель Юппер, в которой просыпается дьявольская миссис Хайд после удара молнии — как это было в американской комедии «Доктор Джекилл и мисс Хайд». Фильм с Юппер, кстати, тоже комедия, потому что забронзовевшую историю Стивенсона снимать без иронии сейчас просто невозможно.
«Танки»
Грохочущее сочинение на тему «Спасибо деду за победу!»
Чтобы продемонстрировать превосходство новых танков Т-34, их инженер Михаил Кошкин (Андрей Мерзликин) на пороге войны с фашистской Германией решает устроить героический пробег боевых машин до Москвы — но это путешествие оборачивается полосой препятствий. Вслед за «28 панфиловцами» режиссер Ким Дружинин с бронебойной последовательностью конструирует еще один миф о Великой Отечественной войне, взывающий к ура-патриотическим чувствам и превращающий пробег на танках то ли в гонку в духе «Безумного Макса», то ли в «Ралли Париж — Дакар», сдобренный свистом пуль и канонадой взрывов.
«Дыши во мгле»
Ромен Дюрис и Ольга Куриленко спасают дочь в загазованном Париже
После страшного землетрясения туман, убивающий все живое, окутывает Париж. Немногие из оставшихся в живых забираются за чистым воздухом на крыши зданий: без связи, воды и еды они все еще надеются на помощь. Анна и Мэттью пойдут на все, чтобы спасти свою дочь, но для этого им придется спуститься в гущу смертельно опасной мглы.
«Смешарики. Дежавю»
Смешариков раскидывает во времени
Крош обращается в агентство «Дежавю», чтобы устроить Копатычу незабываемый день рождения, а в итоге заваривает такую кашу, которую придется расхлебывать всем смешарикам. Друзей Кроша раскидает по разным временным промежуткам, а бойкому кролику придется их искать — но не одному, а в компании своего двойника Шрока, появившегося в результате темпорального парадокса. Третий полнометражный мультфильм про смешариков, каждая новая картина про которых смотрится все лучше и лучше. Если «Легенда о золотом драконе» выглядела как отличное приключенческое кино в духе «Индианы Джонса», то «Дежавю» — это уже пустившееся в безудержный пляс «Назад в будущее».
«Знаешь, мама, где я был?»
Мультфильм о детстве Резо Габриадзе
Резо Габриадзе возвращает нам детство, время, когда ничего не страшно, когда все плохое вот-вот закончится, а хорошее останется навсегда. Мы снова там — среди больших книг и высоких деревьев, крутим ногами неподатливый мир — получаем оплеухи от Менделеева, летаем на истребителе и пишем признания в любви самой красивой женщине Кутаиси. Удивительная история детства художника, писателя и режиссера Резо Габриадзе, в которой реальные факты перемешиваются с фантазиями и снами десятилетнего мальчишки. Полнометражный анимационный фильм, созданный по рассказам и рисункам самого Резо, — теплое и трогательное признание в любви художнику от самых близких ему людей.
«Мумий Тролль» в Crocus City Hall
Акустический концерт «Вечерний чай»
Последний раз группа «Мумий Тролль» играла акустический концерт без малого 20 лет назад. Этой информации достаточно, чтобы понять — выступление в «Крокусе» с программой «Вечерний чай» (название одной из песен с альбома «Шамора») будет нерядовым.
Томас Хэмпсон в МАМТ
Великий солист Мет
Томас Хэмпсон, без преувеличения, легендарный баритон с длиннющим списком регалий и сумасшедшим репертуаром от опер Верди и Вагнера до камерного цикла «Зимний путь» Шуберта и песен американских композиторов. В Москву солист Метрополитен-оперы едет с единственным и, возможно, последним концертом — в этом году ему исполнится 63 года. Удивительно, но попурри из культовых арий не займет и половины вечера: значительную его часть Хэмпсон проведет за дирижерским пультом с партитурами Бернстайна и Доэрти. Словом, событие совершенно уникальное.
«Пятая колонна» в Театре Российской армии
Драма Хемингуэя про любовь и гражданский долг
Начало ХХ века, Испания, гражданская война. Маленький отель в осажденном Мадриде. Любовный треугольник: сердце воюющего за отчизну героя разрывается между той, что за стабильность и семейные ценности, и той, что за перемены и высокие идеалы. Драму Хемингуэя в Театре армии поставила недавняя выпускница Щукинского училища Галина Зальцман.
«Генеральная репетиция»
Суперспектакль из 200 работ современного искусства
Прошлой весной фонд V-A-C на фестивале «Геометрия настоящего» показывал здание ГЭС-2 до реконструкции. В нем в 2019 году заработает огромный центр культуры фонда, построенный по проекту Ренцо Пиано. А сейчас V-A-C в сотрудничестве с ММОМА приоткрывает завесу над своей коллекцией, давая представление о грядущем размахе и методике действия. Суперпроект «Генеральная репетиция» (под 200 работ, в кураторской группе 15 человек) оккупирует весь особняк ММОМА на Петровке на пять месяцев. Объяснять замысел, замешенный на идее «театра вещей», не так-то просто. Достаточно сказать, что будут показаны вещи из коллекции V-A-C, дружественного ему фонда KADIST (Сан-Франциско — Париж) и нашего Музея современного искусства — совершенно разные и по стилю, и по направлениям (от Кьяры Фумаи и Владислава Мамышева-Монро до Джеффа Кунса и Энди Уорхола). Эти работы будут тасоваться трижды за лето, и каждую из экспозиций можно оценивать как отдельную выставку или же акт трехчастной пьесы. Их будут представлять на втором этаже музея: кураторы предлагают трактовать его как сцену, где вместо актеров выступают художественные произведения. Автор первого акта — «Театр взаимных действий» Ксении Перетрухиной. Третий этаж музея представляет собой открытое хранилище, где не попавшие на «сцену» работы будут ждать своего часа. А на первом этаже выставляют инсталляцию британца Марка Нельсона — реди-мейд с участием скульптур Бранкузи и Буржуа. Она — своего рода эпиграф ко всему проекту.
«Скульпторы и livre dʼArtiste»
Рисунки действительно великих скульпторов
Большой проект из зарисовок скульпторов всего прошлого века — включая Родена, Мура и наших современников — вроде Христо. Рисунки отражают ход мыслей их авторов, размышления о форме — и для внимательного зрителя вполне могут стать откровением: зарисовки Калдера и Джакометти, например, могут служить отличными комментариями к их пространственным работам. Не обойдется на выставке и без трехмерных объектов: среди них будет и самая маленькая скульптура Христо, знаменитого художника, который когда-то устроил тотальную инсталляцию из красных ворот в Централ-парке, а вообще любил заворачивать в ткань мосты и здания.