Ключевые изменения в городе
Как и остальные 10 городов, Екатеринбург был выбран в качестве места проведения чемпионата в сентябре 2012 года. Уральская столица стала самой восточной площадкой ЧМ-2018 и наряду с Москвой, Петербургом, Казанью и Сочи была отнесена к группе городов, которые полностью готовы к проведению мероприятия. При этом, по предварительной оценке министра физкультуры, спорта и молодежной политики Свердловской области Леонида Рапопорта, чемпионат должен был обойтись Екатеринбургу в 100 млрд рублей.
Чтобы подготовить город к мероприятию, местным властям потребовалось отреставрировать Центральный стадион, где пройдут четыре матча чемпионата: Египет — Уругвай (15 июня), Франция — Перу (21 июня), Япония — Сенегал (24 июня), Мексика — Швеция (27 июня). Также были подготовлены четыре тренировочные площадки, хотя ни одна из команд, участвующих в ЧМ, не выбрала Екатеринбург в качестве своей базы.
К лету власти города планируют создать новые полосы для общественного транспорта, а уже в ближайшее время в екатеринбургских автобусах и трамваях начнут принимать банковские карты.
На время чемпионата местный Минтранс запретил нелегальные такси: до 15 мая их водители должны подать заявку и подтвердить, что имеют российские права, свободно говорят на русском языке, а их фирма способна принимать оплату банковской картой. Кроме того, в конце января в Екатеринбурге появился каршеринг «Делимобиль».
Что о ЧМ-2018 думают местные жители
Екатеринбург был готов к чемпионату раньше всех, и сейчас у нас практически стопроцентная готовность. На стадионе 1 апреля пройдет пробный матч, готова вся инфраструктура, в том числе гостиничная. Когда сойдет снег, будут завершены все работы по всем гостевым маршрутам.
Если говорить о том, что хорошего принес мундиаль в Екатеринбург, то, во-первых, в преддверии чемпионата город привел себя в порядок по всему центру. Например, были сделаны дополнительные развязки. Во-вторых, Екатеринбургу [после чемпионата] останутся несколько дополнительных футбольный полей и баз для детского и юношеского футбола. Наконец, Екатеринбург упоминается в позитивном ключе во многих мировых СМИ, к нам приезжает большое количество гостей, и ощущается оживление торговли. Все это в плюс инвестиционному климату.
Я считаю, что проведение чемпионата — это достижение, которое непросто далось Екатеринбургу. Я бы не назвала наш город раскрученным. Он не так доступен, как Москва или Санкт-Петербург. Да, у нас проходят небольшие протокольные мероприятия типа саммита «Россия — Казахстан», но это всегда легче организовать.
Жители по-разному воспринимают происходящее. Есть люди, которые всегда против. Им не нравятся изменения в принципе, ремонт два лета подряд, неудобства. Другие, наоборот, за любые новшества. Наконец, многие относятся сдержанно, но понимают, что поток туристов — это хорошо как для бизнеса, так и для всего города. Я лично принадлежу к этой группе: мне кажется, что чемпионат мира по футболу сам по себе не принесет пользы, но важно, что к нам приедут очень много людей.
Есть те, кто говорит, что надо уезжать из Екатеринбурга на время чемпионата, но одно дело говорить, а другое — делать. Впрочем, у меня есть знакомый, который специально купил квартиру с видом на стадион, несмотря на строительные работы. Не знаю, сколько он заплатил, но, по его словам, цена была адекватная рынку.
До Екатеринбурга я жил в Донецке, где в 2012 году проходил чемпионат Европы по футболу, и видел, как изменился после него город. Как во время мероприятия, так и после было ощущение, словно в душной комнате открыли форточку и впустили свежий воздух. Очень сильно улучшилась инфраструктура города: новые дороги, обновление парков и скверов. Плюс изменилось отношение людей, многие завели друзей среди иностранцев, особенно девушки.
С самого начала в Донецке мероприятие воспринимали позитивно, было ожидание праздника. Сейчас же в Екатеринбурге я этого не вижу, все словно отмороженные. Местные жители, к сожалению, часто не признают каких-то новшеств. Возможно, это из-за географического положения: город находится далеко от других стран, общение идет между соседними городами, а не другими странами.
Я многолетний болельщик футбольного клуба «Урал» и за последние 5 лет не пропустил ни одного матча. Впервые в истории чемпионат мира пройдет в нашей стране. Для меня это праздник мирового футбола, который тем более будет в моем родном городе. Мне лично приятно, что по улицам ездят автобусы с символикой чемпионата, висит реклама. Это яркая составляющая, которая придает позитива и делает Екатеринбург красивее. Я уже не говорю о том, что много хорошего было сделано для города в плане инфраструктуры.
Конечно, есть минусы. Некоторые ожидания, в том числе и болельщиков, не оправдались. Изначально ходили слухи, что к чемпионату построят вторую ветку метро, одна из станций которой будет расположена рядом со стадионом. К сожалению, до метро государство так и не добралось. Не знаю, какого масштаба должно пройти мероприятие, чтобы построили эту ветку.
В основном в Екатеринбурге будут играть испаноговорящие команды и в большом количестве приедут фанаты из Латинской Америки. Испаноговорящие люди часто не знают английского, так как испанский — третий по численности язык на планете. Город же переводит все на английский, поэтому тут может возникнуть проблема.
Для жителей чемпионат позиционировался как способ привлечь в город огромное количество туристов и деньги, но никто не понимает, как именно это будет происходить, где ловить этих туристов, как заработать эти бешеные деньги. У большинства жителей я вижу уже обратную реакцию, вызванную завышенными ожиданиями: «Пусть все идет как идет, специально ничего делать не будем».
Я лично считаю, что чемпионат — очень двойственное событие. В Екатеринбурге никогда не проводилось таких больших мероприятий, и поэтому непонятно, чего нам ждать. То ли приедет куча туристов и осыплет нас золотом Эльдорадо, то ли они все сломают и раскурочат. Поэтому непонятно, надо ли на время мероприятия уехать из города на дачу или, наоборот, остаться тут и радоваться.
Я надеюсь, что чемпионат поможет инфраструктуре города, поможет людям найти рабочие места и вообще улучшит экономическую ситуацию в Екатеринбурге. Я недавно ездил в Сочи и видел, как там все стало лучше после Олимпиады. Я понимаю, что чемпионат мира — это мероприятие менее масштабное и в нем задействовано меньшее количество людей. Тем не менее, надеюсь, что ЧМ поможет Екатеринбургу.
Некоторые мои знакомые уже готовятся заработать на том, что в город приедет много народа и, естественно, будет немало желающих снять квартиру. Лично мне вся эта кутерьма кажется неинтересной, я сам футбол не смотрю. Возможно, даже на период чемпионата уеду туда, где он не проводится, чтобы не смотреть на толпы людей и не ощущать [на себе] взвинченные цены на такси, квартиры и так далее.
Что касается подготовки, то я бы не сказал, что город изменился в преддверии этого события. Я живу в Екатеринбурге, постоянно гуляю по центру, проезжаю в такси, смотрю на город, но никакого благоустройства я не заметил. Последний раз я видел реальные изменения, когда сидел в СИЗО напротив строящегося стадиона. Я надеюсь, что еще что-то сделают, но пока что изменений никаких нет: дороги разбитые, все плохо с инфраструктурой.
Стадион «Екатеринбург Арена»
Самой восточной площадкой ЧМ-2018 был выбран екатеринбургский Центральный стадион, памятник сталинского неоклассицизма. Стадион был построен еще в 1950-е годы прошлого века как главная спортивная площадка Свердловской области. С 2006-го по 2011-й стадион реконструировали, и 9 мая 2012 года здесь прошел финал Кубка России по футболу.
Проект стадиона, 1950-е
Торжественное открытие Третьей зимней спартакиады народов СССР. 9 марта 1974 года
Вид на стадион, открытый после реконструкции, 2011 год
Проект реконструкции стадиона к ЧМ-2018
После того как Екатеринбург вошел в список городов — участников ЧМ-2018, началась новая реконструкция с целью подогнать стадион под требования FIFA. Она длилась почти 2,5 года и обошлась бюджету в 12 млрд рублей — дешевле, чем все остальные площадки чемпионата. 28 февраля стадион был введен в эксплуатацию, а 1 апреля здесь пройдет первый матч между местным «Уралом» и казанским «Рубином».
С самого начала реконструкции часть жителей высказывалась за то, что дешевле и проще было бы построить новый стадион в другой части города, чем ремонтировать тот, который только недавно был реконструирован. Утвержденный проект новой «Екатеринбург Арены» благодаря своему внешнему виду получил среди екатеринбуржцев прозвище «кастрюля» и подвергся критике за временные приставные трибуны.
2018 год
Что говорят о стадионе
Самое важное здание, которое было снесено к чемпионату, — это наш стадион. Когда-то на этом месте стояло первое спортивное сооружение в городе, загородный велодром. В советское время там появился деревянный стадион, и, наконец, в 50-х годах было построено потрясающее каменное здание стадиона с колоннами, с фигурами бегущих футболистов, со всеми атрибутами сталинского ампира. Оно было совершенно прекрасным и, насколько я знаю, признано памятником архитектуры. По своему формату это был легкоатлетический стадион: поле, превышающее по размеру футбольное, и не очень большое количество мест. Для чемпионата это здание по сути уничтожили — там остались только фасады, да и то сильно измененные.
Спортивные события за последние много лет были всегда поводом, чтобы сделать какие-то действительно необычные инженерные решения. Например, самый большой купол, выстроенный в Лондоне к Олимпиаде. В нашем случае я, к сожалению, не вижу никакого новаторства. Наверное, сейчас Центральный стадион действительно самое большое сооружение Екатеринбурга, но в мире мы никого этим не удивим. Разрушив один памятник архитектуры, они не создали другого.
Многие ворчат из-за временных трибун, хотя это событие рядовое. Взять, например, другие страны, где чемпионаты мира уже проводились, — везде эти трибуны были. Другое дело, что мы надеялись на иной вариант реконструкции стадиона. Изначально был представлен проект «Уральский самоцвет», очень красивый и отражающий местную стилистику. Болельщикам он очень понравился, но в итоге начали высказываться защитники исторической составляющей старого стадиона. Выяснилось, что могут пострадать исторические стены, и реализовали другой проект. Я не говорю, что получилось плохо, мне лично нравится, но ожидания были выше.
Поскольку мой круг знакомых составляют во многом болельщики, то среди моего окружения большинство собирается смотреть матчи чемпионата на стадионе. Кто-то едет даже в другие города. Я и сам на днях купил билет, пришлось прождать шесть с половиной часов, но мне достался только матч Япония — Сенегал.
Что говорят о благоустройстве города
К чемпионату мира благоустроили центральную улицу, которая выходит на стадион, облагородили территорию вокруг него, соединили скоростной трассой центр и район ВИЗ, который прилегает к «Екатеринбург Арене». В городе также сделали велодорожки, которых не было раньше из-за узких улиц, свойственных старому городу.
Власти решили сделать центр удобным в первую очередь для пешеходов. В качестве примера приведу бульвар на центральной улице Ленина, который реконструировали к чемпионату: высадили деревья, сделали лавочки, заменили дорожное покрытие на тротуаре. Помимо этого, сделали так, чтобы пешеходам было удобно попадать в центр на общественном транспорте и передвигаться по нему. Что касается автомобилистов, то их практически выдавливают из центра — в городе появились платные парковки, хотя, возможно, это просто так совпало по времени.
В преддверии чемпионата мира по футболу очень многое было отремонтировано. Видно, что многие здания, которые долго стояли с облезлыми фасадами, наконец реставрируют. Особенно приятно, что это происходит не только в центре города, но и на окраинах. Самый яркий пример — здание Главпочтамта, которое является памятником и которое государство само эксплуатирует. Также отреставрировали конструктивистское здание Свердловской киностудии, оно находилось в частной собственности и долгое время было завешено баннерами. Год назад баннеры сняли, киностудию отремонтировали, и теперь это украшение нашего города.
Другой важный момент — типизация остановок. До недавнего времени они были оформлены достаточно хаотично. Несколько лет назад администрация города разработала стандарт — такой конструктор, из которого можно было «собрать» новую остановку. Правда, старые оставались в том виде, в котором были до этого. Сейчас в центре города все остановки приводят к одному визуальному формату, что, на мой взгляд, очень неплохо.
Когда мы приехали в Екатеринбург пару лет назад, здесь очень много оставалось советского, можно было фильмы про СССР снимать. Сейчас этого меньше, хотя марафет наводят в основном в центре. Моя оценка подготовки — 3 из 5, возможно, потому что я сужу на примере Донецка, который после чемпионата стал буквально новым городом. Здесь же такое ощущение, что только в последний момент подорвались что-либо делать.
Мне кажется, иностранцы, которые приедут, будут неприятно удивлены. По-прежнему нет зеленых зон, нет мест для отдыха. Европейцам, привыкшим посидеть на газончике, негде будет расположиться. В Екатеринбурге все в камне, а береговые зоны такие, что не погуляешь. Власти не успели исправить это и уже не успеют, я как строитель-инженер сужу. Для гостей из других стран приезд в Екатеринбург будет словно путешествие в другое, не лучшее измерение. Город грязный, и этого не спрячешь.
Снос телебашни
Очень много разговоров вызвало желание местных властей снести в преддверии чемпионата недостроенную телебашню. Ее начали возводить в 1980-е для охвата всей Свердловский области, но в 1991-м из-за проблем с финансированием строительство прекратилось.
В 2017 году власти пообещали снести здание к началу чемпионата и построить на его месте ледовую арену. Многие жители выступили против, объясняя свою позицию тем, что башня, является самым высоким зданием города (220 метров) и за это время стала его символом. Екатеринбуржцы собирали подписи Путину и выходили на митинг, создавали значки, открытки и эскизы татуировок с изображением объекта, а на самой телебашне кто-то запустил бегущую строку, призывая власти остановиться. Самые принципиальные призывают к бойкоту чемпионата, если башню все-таки снесут.
23 марта четыре активиста взобрались на объект, вывесили российский флаг и потребовали отменить его снос. После один из них спрыгнул с парашютом, а спустя время спустились и остальные.
Утром 24 марта телебашня все же была разрушена с помощью взрыва. После этого губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев обратился к защитникам объекта с благодарностью за их позицию, но назвал снос «правильным». По словам активистов, такая спешка со сносом связана со скорым приездом инспекторов FIFA, который назначен на 2 апреля.
Что говорят о сносе башни
На современное формирование центра города повлияли многие факторы исторического развития. Симбиоз архитектурных эпох выражается в тесном единстве исторических построек, конструктивизме зданий тридцатых годов, объектов нашего недавнего прошлого и современных зданий. Одной из главных композиционных осей центра города является ось, проходящая от стрелки городского пруда, на которой гордо несет знамя конструктивизма спортивный комплекс «Динамо», до недостроенной телевизионной башни. Башня, несмотря на незавершенность, зрительно закончила и сконцентрировала архитектурную композицию поймы реки Исеть, органично вписалась в общую архитектурно-планировочную и объемно-пространственную композицию застройки города. Она масштабно объединяет прилегающие районы и служит хорошей доминантой для всего центра города.
Когда объявили о том, что телебашня будет снесена, первоначально немногие были против. Но люди, инициировавшие ее снос, вели себя слишком агрессивно: и губернатор, и девелоперы высказывались чересчур однозначно. Стало казаться, что для них это просто демонстрация того, кто в доме хозяин. Таким поведением они добились того, что сейчас все жители города не хотят, чтобы телебашню снесли.
Лично я считаю, что это важное для города сооружение. Эта башня является памятником советского модернизма, но проблема в том, что этот период еще не принимают в полной мере и не говорят о нем как о важном. Когда осознают его значимость, башня окажется очень нужным и классным объектом. Пока мода на советский модернизм есть только в Москве.
За долгие годы недостроенная телебашня стала для жителей Екатеринбурга практически родной. Вместе с ней выросло целое поколение, а сама она строилась всей страной на народные деньги. Горожане с нетерпением ждали, когда ее закончат и превратят в гордость города. В 2013 году даже был объявлен международный конкурс на проект реконструкции башни и прилегающей территории. Вместо этого в 2017 году башня и участок вокруг нее были переданы частной Уральской горно-металлургической компании и нам заявили, что телебашня будет снесена, а на этом земельном участке предполагается строительство ледовой арены.
Не только жители Екатеринбурга и Свердловской области, но и множество людей, знающих о нашем уникальном сооружении, шокированы таким необдуманным решением, способным нанести огромный экономический и имиджевый ущерб городу и России. При этом нисколько не учитывалось мнение специалистов, экспертов, простых жителей города — большинство их по результатам опросов выступают за сохранение и реконструкцию башни, которую можно превратить в грандиозный объект, визитную карточку Екатеринбурга.
Все это вызвало возмущение наиболее активных горожан, которые в скоропалительном решении о сносе башни под предлогом чемпионата мира видят безответственные действия и определенные мотивы узкого круга чиновников и бизнесменов, никак не связанные с улучшением городской среды. В результате 10 февраля был проведен митинг в защиту телебашни, планируется организация одиночных пикетов и других протестных акций, а в случае сноса башни до ЧМ-2018 возможна организация жителями города бойкота мундиаля.
Для демонтажа башни изначально были предложены различные безопасные способы — с помощью алмазной резки и поэтапного разбора. В этом случае ее можно было бы разобрать лишь к концу следующего лета. Поэтому была выбрана технология направленного разрушения — внешне ситуация будет напоминать подрыв. Но обрушение такого грандиозного сооружения, изготовленного из особо прочного бетона, который со временем только увеличил свою прочность, может привести к непредсказуемым и необратимым последствиям. Нет никакой гарантии, что после проведения взрывных работ башня упадет именно на подготовленную из земли подушку безопасности. Могут пострадать стоящие рядом здания, могут погибнуть люди. Падение объекта колоссальной массы с огромной высоты неминуемо приведет к сейсмическому удару, вследствие чего может измениться русло реки Исеть и пострадают — вплоть до обрушения — мосты. Все это негативным образом скажется на имидже главного футбольного праздника.
В то же время существует множество проектов реконструкции башни и преобразования ее в уникальный туристический и арт-объект. Это сооружение, самое высокое в азиатской части России, и обустроенная вокруг нее территория будут украшением города, «точкой притяжения» не только жителей Екатеринбурга, но и всех гостей столицы Среднего Урала. Башня может стать глобальным маяком, который находится на границе Европы и Азии, а расположенная на высоте 220 метров смотровая площадка позволит увидеть Екатеринбург с высоты птичьего полета и обеспечит колоссальный туристический поток, что пойдет только на благо города.