Реклама

«Москва станет пешеходной»: кто и зачем борется за пешеходные переходы в столице

20 марта 2018 20:08
В начале 2018 года Центр организации дорожного движения Москвы ликвидировал несколько наземных переходов. По этому поводу активист Алексей Радченко подал в суд на Дептранс и запустил краудфандинговую кампанию «За безопасный переход». Алексей рассказал «Афише Daily», зачем он это сделал.
Алексей Радченко

Городской активист, урбанист. Ведет телеграм-канал «Урбанист Егор»

Я довольно давно занимаюсь городскими проектами, урбанистикой, участвовал в нескольких городских проектах по улучшению среды. Именно за эти наземные пешеходные переходы (переходы на улице Каланчевская в районе пересечения с Садовой-Спасской улицей и на улице Верхняя Сыромятническая в районе пересечения с улицей Земляной Вал) зацепился, потому что пользуюсь ими постоянно: живу и работаю рядом с ними. Я видел, что людям было удобно там ходить и ими пользоваться. И также видел, что произошло, когда переходы стерли. Стали чаще возникать опасные ситуации: люди по привычке продолжают там ходить, автомобилисты их чаще всего пропускают, но конфликтные ситуации все-таки бывают. Так не должно быть. Эти переходы лишь один пример того, что городская среда для пешеходов в целом ухудшилась. В городе стало больше длинных фаз светофора — для того чтобы перейти дорогу, вам нужно ждать по две-три минуты или даже пять, пока загорится зеленый сигнал светофора. Из-за этого некоторые пешеходы перебегают на красный. Все это ведет к большой проблеме — растет показатель смертности на дорогах. Это проблема и проектирования дорог, и того, как регулируют движение на них.

По поводу этих двух переходов в Департамент транспорта Москвы обращалась целая группа людей. Приходили ответы от Центра организации дорожного движения правительства Москвы (ЦОДД) и от Департамента капитального ремонта, который реконструировал Садовое кольцо. Но все эти ответы были примерно такого плана: «Мы посмотрели, нам не понравилось, мы решили их стереть». К сожалению, никакой конкретики и статистики они не предоставили. Есть ссылки на то, что стало чуть сложнее проезжать автомобилям и что участок стал более аварийным. Поэтому мы с коллегами решили эту ситуацию помониторить самостоятельно. Статистика, которая представлена на сайт ГИБДД, опровергает те данные, которые предоставляет ЦОДД. До 30 ноября — день, когда переходы решили убрать, — аварий на данных переходах не было. А после только одна — в конце декабря, по вине водителя. Их убрали якобы потому, что там, где находятся эти переходы, слишком небезопасно, из-за них случаются аварии и вообще они плохо сказываются на дорожной ситуации, по мнению ЦОДД. Статистика по загруженности дорог тоже не показала какого-то улучшения или ухудшения ситуации, после того как убрали эти переходы. На трафик Садового кольца это тоже никак не повлияло, а значит — не может быть причиной.

Алексей Радченко вместе с командой активистов создали наклейки с надписью «Мы «убили» этот переход. Теперь, возможно, умрете и вы. Ваш ЦОДД». Эти наклейки предлагают размещать вблизи мест, где ликвидировали наземный пешеходный переход.

Когда мы поняли, что их ответы нам никак не помогут, а ЦОДД возвращать зебру не планирует, мы решили провести исследование. Мы сняли видео, с помощью которого посчитали, сколько людей там переходит ежедневно. Понятно, что люди продолжают переходить, соответственно, ситуация стала еще тяжелее: теперь все пользуются переходом, которого нет. Обращение в суд было вынужденной мерой, когда стало понятно, что ЦОДД никак на это не реагирует. А исковое заявление — единственный способ достучаться до них. Заявление мы подали 19 февраля, суд его рассматривал недели три, и только недавно его приняли. Оно появилось на сайте суда и стало возможно присоединяться к иску другим людям, активистам и жителям. Один из переходов, тот, что у Красных Ворот, жители очень активно поддержали: только один дом рядом с ним набрал пятьдесят подписей за то, чтобы вернуть туда переход и светофоры. Это говорит о том, что люди им пользовались и переход им нужен.

Дело не ограничивается только иском. Когда стало понятно, что проблема актуальна в масштабах города, мы с коллегами и единомышленниками решили заняться просветительской деятельностью. Мы будем рассказывать, как надо проектировать дороги, какие фазы должны быть у светофоров, как правильно организовывать городскую среду, чтобы она была удобной для всех участников. Есть проект Vision Zero — это шведская программа по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП. Сейчас ее планируют внедрять в России. Ее основа — снижение смертности на дорогах за счет грамотного проектирования дорог и законодательных инициатив. Мы присоединились к этой программе, а также десять муниципальных депутатов, которые будут обсуждать опасные перекрестки своего района и искать решения этих проблем с помощью проектирования. У нас была идея исследовать несколько перекрестков, чтобы показать, что там происходит: сколько пешеходов проходит, сколько аварийных ситуаций возникает. Мы поняли, что для этого нам нужны средства, и решили запустить краудфандинговую кампанию на «Планете.ру». Кампания началась очень хорошо: мы планировали собрать около тридцати тысяч, но сумма уже сейчас перевалила за семьдесят. Люди подключаются активно, думаю, потому что всем действительно надоело то, что происходит.

Анастасия Ромашкевич - Аватар
Анастасия Ромашкевич
Муниципальный депутат Пресненского района, велоактивистка, редактор журнала AD

«Я поддержала иск, потому что считаю, что в удобном и безопасном городе у пешеходов должен быть приоритет и не дело загонять их под землю. То, что предметом иска стали именно эти стертые переходы, — отчасти случайность, в городе есть немало других мест, к которым можно придраться. Но если говорить о Верхней Сыромятнической, где по стертому переходу ежедневно продолжают ходить сотни людей (и это не преувеличение), то ситуация действительно ненормальная. Мой вариант решения проблемы — вернуть переход. Возможно, к нему нужно добавить светофор, чтобы регулировать потоки, это уже вопрос к специалистам. Важно, чтобы это были специалисты с современным взглядом на город, а не сторонники автоцентричного планирования. Вся эта история важна, потому что до сих пор мы слышали голоса автомобилистов, иногда велосипедистов, но пешеходы были какой-то невнятной группой с непонятными интересами. История показывает, что во многих городах мира позитивные изменения начались именно с возмущения пешеходов. Ну и не надо забывать, что все люди в той или иной степени пешеходы, так что это забота об общем благе».

Центр организации дорожного движения правительства Москвы - Аватар
Центр организации дорожного движения правительства Москвы
Пресс-служба

«В прошлом году на пересечении улицы Каланчевской с Садовой-Спасской и на пересечении улицы Верхней Сыромятнической с Земляным Валом нами были спроектированы наземные пешеходные переходы в рамках реорганизации городского пространства. Мы мониторили ситуацию — и статистика «после» изменений стала хуже, чем «до»: увеличились случаи ДТП с пешеходами. Также за счет переходящих по переходу пешеходов, которые шли неравномерно, создавался затор из автомобилей, которые не могли съехать с Садового кольца: средняя скорость в вечерний час пик составляла 10–15 километров в час. Длина затора доходила до нескольких километров, создавая значительные затруднения как для личного, так и для общественного транспорта. Совместно с ГИБДД мы решили убрать наземные переходы. Естественно, это сделано с учетом того, что там есть подземные пешеходные переходы, по которым пешеходы могут быстро и безопасно перейти дорогу. Мы понимаем, что по наземному переходу быстрее и, возможно, удобнее перейти дорогу, но на данный момент — это оптимальное решение для данных улиц с учетом безопасности пешеходов. Мы продолжаем мониторинг ситуации. Главным для нас является человеческая жизнь, а не мнение блогеров, которые решили попиариться и заработать на этом деньги, при этом не имея объективных аргументов».

Читайте также
Рекомендуем вам