Как построить велодорожки, которые нужны, и никого не расстроить: опыт канадского Калгари

28 февраля 2018 в 18:19
Фотография: Екатерина Семина
Бланка Брачич — ведущий транспортный инженер Калгари. Она разработала программу оценки экспериментальной сети велодорожек, благодаря которой эту сеть официально запустили в городе. В феврале Бланка приезжала в Москву на ежегодный зимний велоконгресс, где рассказала «Афише Daily» об этом опыте.

Что велодорожки значат для Калгари

Наш пилотный проект — это сеть велодорожек, которые проходят через деловой центр Калгари и пешеходную улицу, где много торговых помещений. Общая протяженность сети — шесть с половиной километров. Велодорожки отделены от автомобильной дороги бетонными и пластиковыми элементами. На ней установлены свои светофоры, потому что иногда велосипедистам приходится поворачивать или ехать отдельно от автомобилей.

Пешеходная улица, через которую проходит наша сеть, много значит для города: у нас немного улиц, где люди могут гулять и что-то покупать. Поэтому некоторые жители не могли представить на одной территории пешеходов и велосипедистов. Кто-то думал, что велосипедисты распугают всех покупателей, но этого не произошло. Сейчас эта односторонняя улица открыта для велосипедистов днем, а ночью — для автомобилистов.

Как убедить чиновников, которые сомневаются в успехе

Правительство Калгари состоит из четырнадцати районных советников и мэра. Некоторые советники не сразу поддержали наш проект. Кто-то считал, что это слишком дорого. Думали, что люди не будут использовать велодорожки. Но наш мэр верил в эту идею, поэтому мы решили провести тестирование, которое могло показать жителям, как проект будет работать в реальности.

Тестирование длилось полтора года. За это время мы собрали много данных, из которых составили отчет, чтобы наглядно показать правительству, что достигли всех поставленных целей. Например, больше людей стали ездить на велосипедах по этим велодорожкам: на некоторых маршрутах число велосипедистов увеличилось в четыре раза. Это важно, потому что раньше на нескольких маршрутах проезжало меньше тысячи горожан в день. Кроме того, мы заметили, что стало больше ездить женщин и, следовательно, больше детей. Велосипедисты стали меньше ездить по тротуарам или в неправильном направлении движения. Нашим советникам понравились эти результаты, и они одобрили проект. Это была настоящая победа для города.

Мы также заметили, что чем больше безопасных маршрутов мы создаем, тем больше людей пользуются ими, поэтому планируем и дальше расширять сеть. Кроме того, жители некоторых жилых районов, которые расположены вокруг делового центра, начали обращаться к нам с просьбой, чтобы мы соединили их районы с основной сетью дорожек. Это, конечно, очень здорово, но для начала нужно о многом подумать. Прежде чем что-то менять, нужно поговорить со всеми жителями: что они думают об этой идее и хотят ли этих перемен. Нужно также понять, придется ли изменить парковку, чтобы добавить велодорожку. А может, нужно вообще убрать парковки с улиц.

Как тестируют велодорожки перед запуском

В Канаде нет никаких национальных справочников о велосипедных дорожках, поэтому мы разработали свою программу мониторинга. Главная задача, которую мы перед собой ставили на время теста, — увеличить количество велосипедистов. Поэтому мы каждый день считали, сколько проезжает людей. Считали, сколько ездит женщин и детей вместе с ними. Этот показатель мы тоже хотели увеличить. Мы следили, сколько велосипедистов соблюдают правила дорожного движения, сколько ездят по тротуарам. По правилам только дети до четырнадцати лет могут ездить по тротуарам.

Мы также учитывали экономическую активность в этом районе, потому что некоторые предприниматели говорили, что для них этот проект будет невыгодным. Они считали, что если мы сделаем велосипедную дорожку, то уберем поток пешеходов с торговой улицы и покупатели будут приходить реже. Чтобы это проверить, мы опросили владельцев бизнеса, разговаривали с менеджерами и сотрудниками магазинов, которые расположены на этой пешеходной улице. Мы спрашивали, сколько покупателей приходит сюда ежедневно, а также о том, как, по их мнению, люди добираются в эти магазины: идут пешком, едут на велосипеде, машине или общественном транспорте.

Параллельно мы также провели опрос среди пешеходов, которые бывают на этой улице. Мы узнавали, сколько денег они тратят здесь каждый месяц и как сюда добираются. Эти опросы показали, что в деловой центр люди добираются в основном на общественном транспорте, так как парковка стоит очень дорого. Поэтому будет хорошей идеей развивать именно велопешеходную инфраструктуру, а не парковки.

К сожалению, уже после официального запуска проекта некоторые магазины и рестораны заметили, что людей стало меньше, кому-то пришлось даже закрыться. Но все же нельзя сказать, что, построив велодорожку, мы провоцируем закрытие магазина. Ведь на это может повлиять множество факторов.

Что еще нужно сделать, помимо тестирования

Для нашего тестирования мы также разработали свою образовательную программу. Мы хотели объяснить людям, что у них есть выбор. Эта программа началась еще до открытия велосипедных дорожек, там мы хотели подготовить людей. Мы начали распространять информацию о нашем проекте. Устраивали много общественных встреч. На этапе планирования встречались с людьми, которые могли нам как-то помочь. А когда уже приняли решение о строительстве, начали общаться с жителями. Мы также наняли команду волонтеров — пять студентов университета, которые изучали коммуникации, архитектуру, городское планирование, а также увлекались велосипедами и беспокоились о транспортной системе. Устанавливали специальные информационные точки на улицах, на первых этажах деловых центров, а летом — на различных фестивалях, где волонтеры рассказывали о нашем проекте.

Когда уже открыли велосипедную сеть, волонтеры начали на улице раздавать жителям буклеты с инструкцией, где было написано о всех правилах движения. Например о том, как разворачиваться на перекрестках. Даже сделали промовидео, где объясняли, как использовать эти развороты. Мы также сотрудничали с полицией. Иногда они ходили вместе с волонтерами и помогали. Было одно место в городе, где люди не соблюдали правила дорожного движения. Полиция приходила туда и делала предупреждение, не выписывала сразу штраф.

После запуска всех маршрутов наши волонтеры выходили на улицы и, когда видели человека на велосипеде, показывали ему большой палец вверх, как будто ставили лайк, чтобы тем самым воодушевить его и поблагодарить. Мы устанавливали информационные постеры на улицах и в автобусах, чтобы люди знали, что велосипедные дорожки скоро появятся. Конечно, местные и национальные газеты писали о нас, телевизионщики записывали интервью. Поэтому люди были в курсе, что что-то происходит.

Как сэкономить деньги на эксперименте

Думаю, что другие города могут научиться чему-нибудь у нас. На самом деле, Москва очень похожа на Калгари. У вас тоже широкие дороги, а значит, тоже можете работать с пространством. А если есть пространство, можно делать все, что угодно: построить велосипедные дорожки, пешеходные тротуары, парки и торговые центры. Главное, что есть возможность.

Наш проект — пример того, как можно проводить тестирование. Главное, работать с материалами, которые можете впоследствии изменить или убрать. Например, краску можно легко стереть с асфальта, пластиковые ограждения просто убрать. Главное — пробовать. Если по некоторым причинам ваша идея в реальности не работает или люди это не принимают, вы всегда можете все убрать.

Зачем нужно со всеми обсуждать проект перед запуском

Есть много вариантов, как можно вовлечь жителей. Мне очень нравится это делать. Это помогает понять, что нужно людям и что их волнует. Я как инженер и транспортный планировщик должна знать об этом. Я не буду строить то, что людям не подходит или не нужно.

Можно провести опрос по телефону, установить информационные точки в торговых центрах, около метро — там, где проходит много людей. Можете задавать любые вопросы о том, что планируете изменить в городе. Конечно, нельзя удовлетворить желания всех, но спрашивать нужно. Во время нашего проекта я создала консультативный комитет, куда пригласила собственников зданий, владельцев бизнеса в деловом центре, местных жителей, велосипедных правозащитников, представителей муниципалитета и мэра. Всех тех, кто должен быть в курсе того, что мы планируем изменить улицы. Понятно, что не всем может понравиться будущий проект, кто-то может высказаться негативно, не все будут заинтересованы, но они хотя бы будут приходить на собрания, слушать и высказывать свое мнение.

Главное, что дает вовлечение и подобные встречи, — люди начинают понимать друг друга чуть лучше и учитывать интересы. Для бизнеса было важно, чтобы люди приходили тратить деньги. Для собственников — чтобы люди добирались на работу. Мы говорили и с таксистами, и с владельцами парковок. Они интересовались, где мы планируем убрать парковочные места, и могли предложить, где их стоит добавить. Когда все вовлечены, все больше понимают сам проект.

Чем Москва похожа на Калгари

Площадь Калгари около восьмисот километров, он очень растянут. Чтобы комфортно передвигаться, все-таки нужна машина или общественной транспорт. При этом мы уверены, что прогулки пешком и катание на велосипеде улучшают качество жизни людей и дают им право выбора. Но это просто такие же удобные способы передвижения. Люди, которые ходят пешком или ездят на велосипеде, тоже используют машину. Мы не говорим: «Велосипеды против машин» или «Ходить пешком лучше, чем ездить на машине». Мы говорим: «Иногда вы можете ездить на машине, иногда — на велосипеде, а иногда — на общественном транспорте. Мы хотим дать вам право выбора».

Я использую велосипед почти каждый день. У нас тоже идет снег, как в Москве. И когда его не убирают с дороги и ехать на велосипеде становится тяжело, я иду пешком или еду на транспорте. Но все же для меня велосипед — это свобода и независимость. Мне не нужно чего-то ждать, чтобы поехать. Выбираю маршрут, решаю, где остановиться, и это не доставляет неудобства никому. Пока еду, замечаю что-то в магазинах, по пути решаю, что хочу остановиться в каком-нибудь кафе. У меня есть два велосипеда. Один из них купила недавно, он с корзинкой впереди.

Расскажите друзьям