25 февраля в Москве прошел четвертый марш памяти Бориса Немцова: оппозиционный политик был застрелен на Большом Москворецком мосту 27 февраля 2015 года.
Участники шествия прошли от Страстного бульвара по бульварам до проспекта Сахарова. Несмотря на то что акция была согласована с московскими властями, в ней приняли участие гораздо меньше людей, чем во все прошлые годы, — всего 7,6 тысяч человек по оценке «Белого счетчика» (в 2017 году — около 15 тысяч; в 2016-м — более 20 тысяч).
«Афиша Daily» поговорила с пришедшими о важности марша и о том, каким они запомнили Бориса Немцова.
Александр
«Я здесь, потому что человека убили. Один из ведущих оппозиционных политиков был убит возле Кремля, а мы до сих пор не видим, что те, кто заказал это убийство, наказаны (в 2017 году Московский окружной военный суд признал виновным в убийстве Немцова бывшего офицера батальона МВД «Север» Заура Дадаева и его сообщников: Азора Губашева, Шадида Губашева, Темирлана Эскерханова и Хамзата Бахаева. Последние получили от 11 до 19 лет лишения свободы, Дадаев был приговорен к 20 годам колонии строгого режима и штрафу в 100 тысяч рублей. — Прим. ред.). Власть ничего не делает для того, чтобы расследовать это [убийство]. Ходить на подобные события — важно. Так мы можем на что-то повлиять. Это единственный способ заявить о себе, о том, что мы не согласны с тем, как идут дела в стране».
Ксения
«Марш памяти — это очень важно. Человека убили три года назад при очень странных обстоятельствах, и до сих пор непонятно, кто был заказчиком этого убийства. Люди, которых в итоге осудили, не признали свою вину, то есть расследование было проведено недостаточно хорошо. Думаю, всем гражданам важно выйти на марш и тем самым сказать, что они помнят о Борисе Немцове. О том политике, за которого они когда-то голосовали либо разделяли его ценности и убеждения. Подобные акции нужны именно для этого. Борис Немцов как политик был мне очень близок и понятен, поэтому я прихожу сюда каждый год».
Валерий
«Выходить на площади и говорить — это вынужденная мера. Борис Немцов боролся, точно так же выходил и говорил открыто о коррупции в стране, о всем беспределе, который происходит. А главное, что со всем этим надо бороться, потому что это разрушает экономику.
Я как предприниматель замечаю это разрушение. Люди становятся нищими, продукция дорожает. Но наше правительство не обращает на это никакого внимания. Настолько обнаглели, что уже в центре Москвы сотрудники полиции выходят, как рыбаки, рано утром, чтобы клев был, и людей грабят. И это мы в мирное время живем! А жаловаться некуда — местные суды покрывают преступников. И хорошо, что хотя бы Европейский суд есть, где нас защищают.
За кусок земли просят кучу денег. А я, может, для страны хочу какой-нибудь завод построить, создать рабочие места. Но мне не дают этого сделать. За восемь лет в этой стране так и не смог ничего добиться. Вот поэтому я здесь. Жаль, что убили такого человека, который был за страну, против коррупции. Он действительно поднял бы эту страну, если бы был жив».
Ирина
«Хорошего человека убили у стен Кремля. Все знают кто [это сделал], но делают вид, что не знают. Через неделю человека, которого я считаю заказчиком, наградили орденом. Поэтому я как ходила на марш каждый год, так и продолжу это делать. Что касается того, что мы можем или не можем изменить этой акцией, я считаю — делай что можешь, и будь что будет. А что мы еще можем?»
Арсений
«Я пришел на марш, потому что разделяю мнение Бориса Немцова и выступаю за те же ценности, за которые выступал он. Его убийство — беспрецедентный случай. После этого марша ничего не изменится, как это обычно и бывает. Но я участвую не потому, что хочу мгновенных перемен, — конечно, одним маршем ничего не добиться. Я здесь, потому что считаю, что перемены возможны, если мы все будем вот так выходить, наращивать мощь».
Ольга
«Считаю, что, если мы хотим жить в гражданском обществе, мы должны реагировать на подобные события, не оставаться дома, не быть спокойными в отношении нерасследованных убийств. Сегодня я здесь, потому что мне была близка позиция Немцова, считаю важным ходить на подобные мероприятия».
Борис
«Мой плакат «Прошло три года, заказчик не назван» уже о многом говорит. Я пришел сюда, потому что поддерживаю Бориса Немцова, согласен с его основными тезисами и направлением деятельности. Он был последовательным, смелым и выдающимся человеком. Демократ. А демократия — то, что нужно нашему государству. Как сказал Черчилль, демократия не идеал, но все остальное — еще хуже. Все остальное ведет к авторитаризму и диктатуре. Думаю, подобные акции могут хотя бы немного, но всколыхнуть что-то. Они дают надежду».