Понедельник, 19 февраля
«Призрачная нить»
Дэниел Дей-Льюис играет модельера и прощается с кино
В послевоенном Лондоне кутюрье-перфекционист Рейнольдс Вудкок (Дэниел Дей-Льюис) вместе со своей сестрой Сирил (Лесли Мэнвилл) одевает всю британскую элиту и слывет закоренелым холостяком, однако после знакомства с девушкой Альмой (Вики Крипс) теряет голову. Ладно скроенная драма важного американского режиссера Пола Томаса Андерсона («Нефть», «Врожденный порок») про трудности коммуникации. Главный герой общается с миром через кройку и шитье, костюмы и наряды, которые выступают для него ключом к сердцу других людей. Но подобрать ключик к сердцу самого Вудкока сложно (он закрытый джентльмен), это и берется сделать Альма, прибегнув к проверенному веками способу: как известно, путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Однако Альма в это известное высказывание вкладывает свой интересный смысл. Довольно блистательное в своей формалистской бескомпромиссности кино, которое может показаться скучным, если сразу не принять одно простое правило игры: его форма и есть его содержание. А для актера-перфекциониста Дэниела Дей-Льюиса, известного своими полными погружениями в роли, — так, например, для «Призрачной нити» артист несколько месяцев проработал подмастерьем главного костюмера нью-йоркского балета — это, быть может, последняя роль, что, конечно, огромная потеря для кинематографа. Рецензию Станислава Зельвенского на фильм читайте здесь.
«Убийство священного оленя»
Античная трагедия от создателя «Клыка» и «Лобстера»
У хирурга (Колин Фаррелл) есть жена-офтальмолог (Николь Кидман) и двое очаровательных детей (Раффи Кэссиди, Санни Сулджик), а еще у него довольно странные отношения с юношей по имени Мартин (Барри Кеган): он совершает с ним длительные прогулки и угощает картошкой фри. Но во всем этом нет какого-то сексуального подтекста — просто доктор и парень связаны одной медицинской ошибкой, приведшей к трагедии. Именно трагедию в ее древнегреческом виде и конструирует Йоргос Лантимос («Клык», «Альпы») в своем новом фильме, ключом к пониманию которого служит название, отсылающее к «Ифигении в Авлиде» Еврипида. Режиссер играет со зрительским вниманием: в первой половине картины упоительно нагнетает саспенс — в том числе благодаря издевательскому саунд-дизайну (состоящему, как и положено античной трагедии, из хора). Во второй — обрушивает на зрителей греческую (пришедшую вслед за корейской) жестокость. При этом он не забывает насыщать фильм социальным гротеском, который, как и в «Лобстере», строится на пустых, а точнее, формализованных отношениях между людьми. Однако в этот раз социальный гротеск разбивается о тяжеловесный религиозный и мифологический символизм. «Убийство священного оленя» во всех смыслах удушающая картина — и это скорее не комплимент.
Вторник, 20 февраля
Юровский и Светлановский оркестр в Консерватории и Доме музыки
Неправильные классические концерты Юровского
На первый взгляд, дирижер Владимир Юровский проводит классический вечер по всем канонам: концерт в первом отделении, симфония во втором. Но в этом случае еще попробуй разбери, какое из произведений менее содержательно: в тяжелом и большом Концерте для виолончели позднего Шнитке уже нет эффектных полистилистических трюков, характерных для ранних вещей композитора, но зато больше изобретательного формотворчества, а симфония «Манфред» Чайковского куда глубже, чем объемные звуковые картинки, в которые часто превращается программная музыка. Про то, что от Юровского и Светлановского оркестра стоит ждать как минимум великолепного исполнения, можно не упоминать. 20 и 21 февраля на разных площадках (в Большом зале Консерватории и в Доме музыки) они сыграют два одинаковых концерта.
«Проза» в «Электротеатре Станиславский»
Современная опера по Мамлееву и Чехову — про то, как непросто людям дается сосуществование
Композитор Владимир Раннев сочинил оперу, в которой столкнул два прозаических текста: рассказ Юрия Мамлеева «Жених» (1980) и повесть Чехова «Степь» (1888). Первая история — про необычное происшествие в одной простой семье; она представлена в спектакле в форме живых картин. Вторая — про переезжающего из деревни в город мальчика; повесть почти полностью исполняется а капелла. Раннев сам поставил собственное сочинение; и если результат его первого режиссерского опыта в случае с «Двумя актами» по Пригову в Петербурге имел короткую судьбу, у «Прозы» есть перспективы долгой репертуарной жизни. Что для современной композиторской музыки, вообще-то, почти нонсенс.
«Гастроли. Музей Людвига — собрание Русского музея в МАММ»
Дайджест искусства XX века из знаменитой коллекции
В составе Русского музея есть фактически отдельный музей: с коллекцией современного искусства, полученной от Петера Людвига, уже покойного немецкого промышленника, и его жены Ирены. Знаменитая коллекция Людвигов начиналась с поп-арта, но в ней есть все большие имена прошлого столетия — с достойными авангардными работами (включая Пабло Пикассо), русскими концептуалистами и нонконформистами, а также титанами неоэкспрессионизма, и даже Герхардом Рихтером. Это собрание работ всемирно известных художников ХХ века часто путешествует — а теперь наконец добралось и до Москвы.
Среда, 21 февраля
«Маяковский. Трагедия» в «Гоголь-центре»
Страх и ненависть в электронной очереди
В 1913 году в Петербурге впервые заявил о себе театр футуристов. Первым представлением стала трагедия Владимира Маяковского «Владимир Маяковский» с Маяковским же в главной роли. Герой в эффектном жабо провозглашал себя последним поэтом, публику называл крысами и принимал подношения в виде картонных слез, слезинок и слезищ. Вторую жизнь этому тексту дал в «Гоголь-центре» режиссер Филипп Григорьян, поместивший действие в центр перестраивающейся площади Маяковского в современной Москве. Главного героя — архитектора, встречающего на глубине своего подсознания гурьбу фриков, мутантов и зомби, — сердито играет Максим Виторган. Рецензию Алексея Киселева на спектакль «Маяковский. Трагедия» читайте здесь.
Ретроспектива Жако Ван Дормеля
Показ трех фильмов и встреча с режиссером
С 21 по 23 февраля в семи городах России пройдет ретроспектива всемирно известного бельгийца Жако Ван Дормеля. В Москву и Санкт-Петербург режиссер приедет лично. У нас он встретится со зрителями в среду в кинотеатре «Октябрь» — сразу после показа фильма «Господин Никто», которому в следующем году исполнится 10 лет. Еще две картины — «Новейший завет» и «День восьмой» вы увидите там же в четверг и пятницу, а обсудят их киноведы Всеволод Коршунов и Александр Павлов.
«Токсичные активы»
Критика общества потребления
Аристарх Чернышев, участник группы Electroboutique и куратор «Электромузея», в Музее Москвы показывает проект-размышление об изнанке благополучного потребительского мира — бытовом мусоре и хламе. Эстетика мусорных куч, накопленного имущества, хранить которое становится слишком дорого — вот что скрывается за авторским понятием «токсичного актива». Вещи производятся в одном месте, потребляются в другом, все крадут дизайн друг у друга и эксплуатируют дешевую рабочую силу — ни одна из этих мыслей не нова, но все вместе по-прежнему актуальны.
«Борис Кустодиев. Венец земного цвета»
Добротная и подробная юбилейная выставка
В этом году Борису Кустодиеву исполнилось бы 140 лет. Обновленный музей подготовился к этому юбилею обстоятельно. 65 работ собрано со всей России, в том числе и картина «Портрет М.И.Ершовой, в замужестве Тарлецкой», последний век считавшаяся потерянной, а также другие работы, которые действительно можно увидеть раз в сто лет, — «Ярмарку в Кинешме (Карусель в Кинешме)», например, последний раз публично показали в 1917 году на выставке «Мир искусства». Выставка построена согласно главным темам художника: тут есть и портреты, и праздники, а также образы купцов и дворян.
Четверг, 22 февраля
«На пределе»
Драма Фатиха Акина о женской мести, премия «Золотой глобус»
У немки Кати (Диана Крюгер) в теракте погибает семья: муж-турок и маленький сын. Тяжело переживая потерю, женщина надеется на правосудие, но оно несовершенно. Новый фильм немецкого турка Фатиха Акина («Головой о стену», «На краю рая») разбит на три главы, каждая из которых выдержана в своем жанре: надрывная драма, судебная драма и триллер. В первой части героиня теряет семью. Во второй — веру в справедливость. В третьей — себя. Диана Крюгер все это сшивает одним нервом, за который, собственно, и получила приз за лучшую женскую роль в Каннах. В фильме много любопытных сюжетных развилок и визуальных метафор, но главное — это финал. Там, где любой нормальный фильм нулевых выбрал бы живое, Акин считает, что сейчас нужно поставить другую точку: «Так жить нельзя».
«Секретное досье»
Политическая драма Стивена Спилберга про «Документы Пентагона»
История Кэтрин Грэм (Мерил Стрип) — потомственной владелицы и издателя «Вашингтон Пост», а также главного редактора газеты Бена Брэдли (Том Хэнкс). Именно на страницах их издания вышло знаменитое Уотергейтское расследование, приведшее к отставке президента США Ричарда Никсона (и широко освещенное в великом фильме «Вся президентская рать» Алана Дж.Пакулы). В «Секретном досье» же рассказывается о другом резонансном деле — публикации газетой «Нью-Йорк Таймс», а затем и «Вашингтон Пост» «Документов Пентагона», раскрывающих всю подноготную войны во Вьетнаме. Невероятно, но факт: кажется, фильмы о журналистах переживают ренессанс. Вслед за оскароносной драмой «В центре внимания» поведать о рабочих буднях работников медиа (впервые в своей карьере) взялся Стивен Спилберг. Учитывая, что киноакадемики любят такие темы, у «Секретного досье» высокие шансы повторить судьбу «Spotlight».
«Все деньги мира»
Ридли Скотт про похищение внука долларового миллиардера Жана Пола Гетти
На рубеже 1970-х годов в Риме похитители в масках крадут внука (Чарли Пламмер) Жана Пола Гетти (Кристофер Пламмер) — крупного нефтяника и невероятного скупца, который отказывается платить выкуп, поэтому матери пропавшего юноши Гейл (Мишель Уилльямс) остается уповать только на агента службы безопасности Флетчера Чейза (Марк Уолберг). Криминальный триллер Ридли Скотта, который уже прославился тем, что режиссер вырезал все сцены с оскандалившимся из-за истории с харассментом Кевином Спейси и переснял их с Кристофером Пламмером.
«Ночные игры»
Джейсон Бейтман и Рейчел МакАдамс — несносные детективы
Супруги Макс и Энни (Джейсон Бейтман и Рейчел МакАдамс) на досуге развлекаются тем, что играют с друзьями в ночные ролевые игры с детективным флером. Однако, когда брата Макса, Брукса (Кайл Чандлер), похищают у них на глазах, оказывается, что игры закончились. Криминальная комедия от создателей «Несносных боссов» — (не)настоящий детектив, пустившийся во все тяжкие. В одной из ролей — Джесси Племонс из «Breaking Bad» и второго сезона «Фарго».
«О чем говорят мужчины. Продолжение»
«Квартет И», кажется, устал шутить
Четверо друзей (Леонид Барац, Ростислав Хаит, Камиль Ларин и Александр Демидов) решают дернуть в Питер на поезде и при этом, как водится, трещат без умолку обо всем на свете. Восьмой фильм «Квартета И» и третья часть «О чем говорят мужчины» — уже без былого задора. Главные герои, как и фильм, выглядят усталыми, а шутки какими-то вымученными.
«Кикбоксер возвращается»
Дуболомный сиквел обновленной франшизы
Смертельный трюк: отечественные прокатчики выпускают продолжение ремейка «Кикбоксера», в то время как предыдущая (и довольно посредственная) часть даже не показывалась в наших кинотеатрах. Впрочем, это уже устоявшаяся тенденция с новыми фильмами Жан-Клода Ван Дамма: третий «Универсальный солдат» («Возрождение») тоже миновал прокат, в то время как четвертый был на экранах. Но если поздних «Унисолов» можно смотреть в любой последовательности (это, что называется, автономные сиквелы), то с «Кикбоксером» другая история. Стоит знать, что в обновленной франшизе солирует Ален Мусси, которому досталась роль Курта Слоуна, в то время как ЖКВД играет его наставника, мастера Дюрана (вообще, у Ван Дамма после симпатичного сериала «Жан-Клод Ван Джонсон» наметилось что-то вроде «ван-даммсанса»). Также в сиквеле появятся Кристофер Ламберт, Майк Тайсон, футболист Роналдиньо и стронгмен Хафтор Юлиус Бьернссон (Гора из «Игры престолов»). Собственно, с последним и предстоит биться Мусси. И приятный бонус для поклонников боевиков 1980–1990-х годов: картина будет показываться в озвучке легенды видеопиратского перевода Андрея Гаврилова.
«Вся наша надежда»
Не столько фильм, сколько авторский манифест о бедах современной России
В шахтерском городке царит беспредел — и что-то противопоставить ему берется только Егор Иванович (настоящий шахтер Анатолий Бойко) и его семья. Новый фильм не снимавшего 17 лет Карена Геворкяна («Пегий пес, бегущий краем моря»). Зрительский хит Забайкальского фестиваля, «Сталкера», «Амурской осени» и «Полного артхауса» в Челябинске (на последнем картина собрала все главные награды). Понять, почему «Вся наша надежда» нашла такой отклик в сердцах зрителей, — несложно. Она выступает в качестве катализатора народного гнева. Это прямолинейное авторское высказывание (или даже манифест) в духе какого-нибудь Дмитрия Астрахана о том, что так жить больше нельзя. Однако с художественными достоинствами картины дело обстоит сложно: как и, допустим, «За Маркса…» Светланы Басковой, смотреть это невозможно.
«Дикий»
Джейсон Момоа изображает из себя Стивена Сигала (и ему это идет)
Наркоторговцы во главе с Гарретом Диллахантом (Кромарти из сериала «Терминатор: Битва за будущее») осаждают хижину в заснеженном лесу, где оказался их товар, а также лесник со своим отцом (Джейсон Момоа и Стивен Лэнг). Старорежимный канадский боевик, будто бы пришедший из эпохи «Зоны смертельной опасности» и других фильмов со Стивеном Сигалом. От режиссера сериалов «Колония» и «Кровавая гонка».
«Рубеж»
Павел Прилучный не хочет остаться в прошлом
Достаточно циничный, чтобы с ним приключилась какая-нибудь история, бизнесмен Михаил Шуров (Павел Прилучный) попадает в центр темпоральной аномалии и начинает, как зайчик, скакать во времени — в частности, оказывается в окопах Великой Отечественной войны, на Невском пятачке в 1941 году. Еще один «Квест», который для Прилучного организовала кинокомпания Ivan Production, ответственная за одноименный криптоисторический экшен-сериал на телеканале СТС. В качестве сценариста был выписан Александр Шевцов, набивший руку о фильмах про путешествие во времени (дилогия «Мы из будущего»), а в качестве режиссера — Дмитрий Тюрин, уже снимавший актера в мелодраме «Любовь с ограничениями». Но также Тюрин снял классный триллер «Жажда», так что можно допустить, что это будет нечто большее, чем «Мы из будущего-3».
«Гномы в доме»
Люди и гномы сражаются против пакостных торгов
Переехавшая в старинный дом с мамой девочка Хлоя становится свидетельницей противостояния садовых гномов с неприятными троггами — и сама принимает в нем активное участие. Новый мультфильм не слишком известной студии, отвечавшей за «Вэлиант: Пернатый спецназ», «Мартышек в космосе» и «Белок в деле», а теперь вот за гномов.
Нина Кравиц в «Газгольдере»
Русская звезда мировой техно-сцены
Последние три года стали для россиянки по-настоящему удачными: она не исчезает из лайнапов крупнейших фестивалей, успевая при этом устраивать мини-рейвы в исландских пещерах, занимает топовые места в списках Resident Advisor, объединяет вокруг своего лейбла, названного гордым русским словом «трип», музыкантов от США до Тамбова — и не забывает наносить внезапные визиты в Россию. Интервью с Ниной Кравиц читайте здесь.
Гречка в «Садах Бабилона»
Первый московский концерт певицы, вокруг которой столько разговоров
17-летняя исполнительница из Кингисеппа Настя Иванова под занавес 2017-го выпустила альбом «Звезды только ночью». Это простые песни, в которых себя узнают и очень юные люди, и уже не очень юные. И это далеко не первое в истории, но очень честное и эффектное высказывание на тему «легко ли быть молодым». Больше о Гречке здесь.
«Синекдоха Монток» в Powerhouse
Тихие великие песни
В 2017-м Савва Розанов выпустил две части проекта «MMXVII» (продолжение готовится на 2018-й) — два тихих и воздушных сочинения неземной красоты. И затертая формулировка про музыку, сконструированную не столько из звука, сколько из тишины, применима и для них. Только едва ли она поможет объяснить, каким образом эти песни, не старающиеся быть актуальными, не задействующие ни один способный привлечь к ним внимание триггер, получаются настолько тонкими, важными и обезоруживающе величественными.
Big Shaq в Gypsy
Автор песни-мема «Manʼs Not Hot»
Английский комик Майкл Дапаа прошлой осенью записал трек «Manʼs Not Hot» — и разделил свою жизнь на «до» и «после». Теперь все уверены, что он действительно грозный и туповатый рэпер с устрашающим именем Big Shaq, убедительно выкрикивающего в микрофон несусветную дичь. В общем, это очень весело и вирально: успех трека заставил снять на него клип, у которого уже 200 миллионов просмотров. В соответствии с текстом программного хита, Big Shaq никогда не расстается с пуховиком. В февральской Москве жарко ему, скорее всего, не будет — в отличие от посетителей Gypsy.
«Громыка» в «Феррейне»
Психоделический твист из Карелии
Поразительно веселая дичь: петрозаводский коллектив «Громыка» объединил помпезность советской эстрадной традиции с намеренным абсурдом текстов, исполненных магомаевским баритоном, и приложил к ним мечтательный звук старомодных научно-фантастических фильмов и экстерьер брежневской партноменклатуры. Песни про то, как Паустовский, Бианки, Пришвин погулять на природу вышли, а водоканал воды не дал, вполне себе может запеть народ. На концерте в «Феррейне» будет презентован сингл «Тестостерон».
Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» в Московской филармонии
Авангард в понимании музыкантов старинного профиля
На концерты, на которых «Академия старинной музыки» играет классиков авангарда, стоит идти хотя бы из-за стилистического разрыва: музыканты по преимуществу барочного и поставангардного репертуаров вдруг выбираются на другие территории. Получается очень здорово: современная музыка у «Академии» обычно звучит более мягко и человечно, чем у других городских ансамблей. Музыканты сыграют три партитуры великого итальянского послевоенного авангардиста Лучано Берио: игриво-подвижную Секвенцию № 10 для трубы, Секвенцию № 3 для голоса, которая все еще звучит как страннейшая музыка из космоса, и колючую «Notturno» («Ночь») для струнного квартета.
«Один день одинокого человека» в КЦ ЗИЛ
Перформанс Саши Кулак и Кати Шилоносовой по картинам Пивоварова
Серия работ «Проекты для одинокого человека» важного московского концептуалиста Виктора Пивоварова с его бесконечным повторением повседневных действий безымянного персонажа вдохновила видеохудожника Сашу Кулак и солистку группы «ГШ» Катю Шилоносову на перформанс, который в четверг они покажут в Культурном центре ЗИЛ. В отдельной части пространства будет воссоздана комната с кроватью, столом, стулом и лампой, как на картинах Пивоварова, где в роли его героя выступит перформер Никита Лычев. В основу импровизации лягут треки с альбома «Для/For» сольного проекта Шилоносовой — Kate NV, который выйдет этой весной на нью-йоркском лейбле RVNG. Вход свободный, по регистрации.