О «Кружке»
Проект «Кружок» появился в мае 2017 года. Тогда у нас обоих появилось желание продвигать технологическое образование в регионах России. Запрос на эти знания там сформирован, но доступ к ним есть далеко не у всех. Раньше мы вместе делали учебные программы в Москве, и, как оказалось, параллельно друг с другом работали над схожей концепцией, которая в итоге реализовалась в «Кружке». В мае мы объединились и вскоре подключили еще двух наших друзей-преподавателей, Сашу Патлуха и Влада Кяуне. Сейчас команда «Кружка» состоит из семи человек.
Чтобы сделать хороший образовательный проект для всей России, идею сначала нужно протестировать. А чтобы понять, как проект может реализоваться в регионе, нужно поехать туда и самим провести занятия. Поэтому мы решили отправиться в «Кружок — Тур» и за 2017/2018 учебный год провести десять недельных школ технологий в разных городах России.
Главная цель «Кружка» — создать точку притяжения для подростков, которые интересуются технологиями. Сделать так, чтобы у них был регулярный доступ к знаниям по программированию и разным курсам на онлайн-платформе. Чтобы они всегда могли обратиться к преподавателю, который заинтересован в их развитии. Из этого всего может организоваться большое технологическое сообщество для заинтересованных людей.
Как проходит обучение
Мы проводим стандартную программу, которая рассчитана на семь дней, для детей от 12 до 17 лет. Уровень подготовки может быть нулевым, но важно, чтобы ребенок хотя бы немного умел пользоваться компьютером. Сначала мы рассказываем об основах веб-разработки, которые помогают сделать простой статичный сайт. Пять дней изучаем теорию, которую позже закрепляем на практике.
В своих лекциях мы затрагиваем и смежные темы. Например, мы не можем не рассказать о типографике, о том, какие шрифты нужно использовать в верстке. Когда учишь создавать что-то, нужно рассказывать и то, как сделать это красиво, приятно и удобно. Два последних дня уходит на создание проектов, которые дети создают под нашим кураторством.
Идеи для итоговых проектов придумываем вместе с детьми на воркшопе в самом начале обучения. Главная задача на этом этапе — представить, как технологии могут улучшить регион и место, где они живут. До села Глазок мы уже были в Воткинске, Калуге и Вязьме.
В каждом городе ребята разбивались на команды и создавали свои мини-проекты. Например, в Калуге плохие дороги, это проблема. Поэтому ребята там сделали проект, в котором сравнили стоимость строительства дорог в России и других странах. В Вязьме ребята создали проект про фильмы, которые они не увидят, потому что в их городе нет кинотеатра. В Глазке вышло иначе. Когда мы услышали идеи, они сразу сложились в единую картину — создать сайт села Глазок, который покажет, как там живут люди. Мы поняли, что нужно объединить усилия и создать общий проект, которым можно поделиться со всеми.
О создании сайта села Глазок
В село Глазок нас пригласила Арина Сачкова. Она уже пару лет работает учителем в селе по программе «Учитель для России». Арина постоянно организовывает что-то интересное для детей: проводит летние и зимние лагеря, привозит специалистов из разных индустрий, организовывает обмен между школьниками из разных сел и городов. И, как нам кажется, благодаря этому у детей складывается ощущение, что это круто, когда к тебе в село кто-то приезжает. Думаем, поэтому у детей и появилась идея создать сайт, где можно интересно рассказать о своем селе, чтобы к ним приезжало больше гостей. Ведь село — это село. Чувствуется сильный отрыв от городской реальности — люди здесь сами по себе.
В Глазке мы разделили всех детей на команды, каждая из которых работала над разными разделами сайта. Вместе мы обсуждали, как будет выглядеть страница, и, исходя из этого, определяли, какой нужно собрать контент. А если были идеи по контенту, то, наоборот, отталкивались от этого и думали, как должен выглядеть сайт.
Все тексты на сайте села оригинальные, дети сами все придумывали и описывали своими словами. Кажется, именно поэтому сайт получился таким искренним. С детьми из Глазка, как и с детьми из других городов, мы остаемся на связи. Поэтому если они соберут еще какую-то информацию о селе и захотят развивать сайт, то смогут рассчитывать на нашу поддержку.
О том, как в регионах реагируют на «Кружок»
Из всех четырех мест, где мы уже были, Глазок оказался самым дружелюбным. Наверное, потому, что Арина Сачкова и другие учителя уже подготовили там почву для подобных проектов. Местные жители понимают, что кто-то может приехать в Глазок и провести здесь что-то интересное.
Мы понимаем, что даже в селе, где все друг друга знают, там остались те, кого наш проект никак не коснулся. Все потому, что основной ажиотаж и внимание возникают в интернет-пространстве, а не у всех в Глазке есть компьютеры и хороший доступ к интернету.
С другой стороны, люди здесь какие-то по-хорошему простые, открытые и дружелюбные. Этого не хватает в большом городе. Например, мы поняли, что на поход в магазин нужно закладывать сверху минимум полчаса. Потому что именно там случаются разговоры с местными буквально обо всем. А в крещенскую ночь, когда мы пошли смотреть на купания в реке и прилично замерзли, местные отвезли нас со своей семьей в секретный буфет за магазином «Ромашка», отпаивали горячим чаем, угощали бутербродами.
В других местах было иначе. Например, в Вязьме руководство школы сначала к нам отнеслось скептически. Но мы с учителями не сильно связаны, больше сфокусированы на детях. Обычно за пару дней решаем административные вопросы, и, если все хорошо проходит, проводим занятия.
Где берут деньги на проект
В проекте «Кружок — Тур» дети участвуют бесплатно. Образование должно быть доступным для всех. В первые два города — в Воткинск и Вязьму — ездили за свой счет. На две другие поездки у нас появился спонсор, который нас поддерживает. Это компания Makeomatic, которая создает технологические продукты, и им стало интересно нас поддержать. Компания выделяет сумму, которой хватает на оплату нашей дороги и каких-то дополнительных расходов, связанных с поездкой.
Мы понимаем, что всю жизнь не сможем ездить по разным городам, что для достижения большего эффекта нужно масштабироваться. Поэтому, когда закончится тур, мы продолжим работу через онлайн-платформу, где дети со всей России смогут обучаться удаленно. Хотим сделать и это направление максимально доступным, а если сможем найти инвестиции, то тем более.
Применительно к туру, конечно, мы думали про гранты и программы поддержки. Но быстро поняли, что лишь одно выяснение бюрократических правил игры отнимет у нас огромное количество времени и сил, не предлагая ничего взамен. Эти время, силы, энергию — лучше направим их на что-то реальное и настоящее уже сейчас.
Сайт