Кино
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Грандиозная трагикомедия Мартина МакДонаха
Продавщица из сувенирной лавки Милдред Хейс (Фрэнсис МакДорманд) выкупает место на невостребованных, стоящих в чистом поле рекламных щитах, где семь месяцев назад была изнасилована и убита ее дочь, чтобы напомнить горожанам и местному шерифу (Вуди Харрельсон), что преступление так и не раскрыто. Ирландский драматург-самородок Мартин МакДонах, написавший для сцены несколько пьес и ставший уже классиком современного театра, продолжает свою одиссею в кино: вслед за мощнейшим дебютом «Залечь на дно в Брюгге» и не менее замечательными «Семью психопатами» у него выходят «Три билборда», получившие приз за сценарий Венецианского фестиваля 2017 года. Как всегда, МакДонах в предельной концентрации смешивает в своем фильме цинизм и гуманизм, чтобы на выходе спеть гимн человечности.
«Тоня против всех»
Марго Робби перевоплотилась в скандальную фигуристку
Злая комедия по мотивам жизни скандальной американской фигуристки Тони Хардинг, которая в 1990-х прославилась чередой неурядиц на чемпионатах и олимпийскими скандалами. Например, однажды ее телохранитель сломал ногу конкурентке по катку, чтобы обеспечить Тоне место в олимпийской сборной. Была ли в этом замешана сама Тоня? До сих пор точно неизвестно, но от фильма, где доведенная до белого каления спортсменка поливает всех матом, можно ожидать чего угодно. Уверенная заявка Марго Робби на «Оскар» за лучшую женскую роль года. Дублированный отрывок фильма смотрите здесь, а рецензию Станислава Зельвенского читайте тут.
«Короче»
Сатирическая антиутопия, высмеивающая устройство современного общества
Режиссер скромных, но любимых киноакадемиками драм «О Шмидте», «Небраска» и «Потомки» Александер Пейн снял комедию с элементами фантастики: находящийся в стесненных обстоятельствах герой Мэтта Деймона в компании с Кристофом Вальцем, Лорой Дерн и Алеком Болдуином соглашается на экспериментальную процедуру по уменьшению своего тела. Якобы мини-размер сможет сэкономить семейный бюджет и сократить расходы, но жена в исполнении Кристен Уиг, естественно, против.
«Селфи»
Триллер с Константином Хабенским по книге Сергея Минаева
Спустя пятнадцать лет после фильма «В движении» (бывшего вольным переложением феллиниевской «Сладкой жизни» Константин Хабенский возвращается к роли журналиста и прожигателя жизни в экранизации романа Сергея Минаева «Духless 21 века. Селфи». На сей раз он играет писателя и телеведущего Владимира Богданова, который как будто бы забрел в сюжет «Шестого дня» с Арнольдом Шварценеггером: жизнь Богданова (работу, дом, семью и любовницу) крадет его двойник — и теперь герою нужно доказать, что он тот, за кого себя выдает. Картину поставил Николай Хомерики («Сердца бумеранг», «Ледокол», некогда квалифицировавшийся на тихих драмах, а теперь переметнувшийся из артхауса в мейнстрим.
«Эйфория»
Алисия Викандер и Ева Грин в шведской драме про клуб самоубийц
Третья (после «Чистоты» и «Отеля») совместная работа шведского режиссера Лисы Лангсет и актрисы Алисии Викандер, которая тут играет художницу Инес. Вместе с сестрой Эмили (Ева Грин) она отправляется в отель в лесу, в котором на своих условиях последние дни коротают богатые люди. Сестрам предстоит серьезный разговор, а зрителям — мучительная драма про клуб самоубийц.
«Кое-что на день рождения»
Романтическая комедия — неожиданно с Шэрон Стоун в главной роли
Модельер Сенна Берджес (Шэрон Стоун) уже отчаялась найти любовь всей жизни, но вот на свой день рождения (в который с ней обычно случаются всякие курьезы) она встречает Адама (Тони Голдуин). За последние десять лет Шэрон Стоун успела переиграть во множестве сомнительных проектов (включая сериальную версию третьей части отечественного ромкома «Любовь в большом городе»), однако в этом году с ее участием стоит ждать не только мелодрам наподобие «Кое-что на день рождения», но и революционное шоу Стивена Содерберга «Мозаика».
«Плюшевый монстр»
Бразильский мультфильм о юноше, превратившемся в котика
Лино работает детским аниматором — развлекает карапузов в костюме кота и мечтает о чем-то большем. В отчаянии он обращается за помощью к экстрасенсу, но что-то идет не так — и парень превращается в котзиллу, огромного плюшевого монстра. Теперь ему придется очень постараться, чтобы вернуть все назад. Латиноамериканский экспорт, выше среднего.
Концерты
Kymatic в Новом пространстве Театра наций
Психоделический авангард
Для Нового пространства ансамбль современной музыки Kymatic готовит, возможно, самую разностороннюю программу за все время своего существования: четыре композитора, которых не связывают единая эстетика и школа. Особняком стоит московская премьера «Professor Bad Trip, Lesson 1» Фаусто Ромителли — музыка полностью оправдывает название, примерно так могли бы звучать психоделические рокеры 70-х, если бы отказались от заигрываний с мейнстримом (только за потрясающую партию электрогитары «Профессору» нужно бы дать классический «Грэмми»). Ничуть не хуже сновидческая вещь «Unity» москвича Владимира Горлинского — в отличие от эксцентричной музыки Ромителли, здесь в центре внимания тишина и мягкие контрасты.
Opus Posth в МАММ
Суровая послевоенная музыка
Opus Posth одни из первых в России начали играть программы из поставангарда (в частности, Мартынова, сооснователя ансамбля) и барочной музыки. В этом свете их постоянный концертный фаворит, грек Янис Ксенакис, один из самых радикальных художников и композиторов второй половины ХХ века, будто бы аутсайдер. Вероятно, дело в непосредственности языка Ксенакиса: грозные шумы и диссонансы у него получаются не от большого ума, но из-за верности стихийной силе звука. В МАММ ансамбль сыграет монографический концерт композитора — самое время послушать эту тяжелую и впечатляющую музыку в исполнении главных российских знатоков послевоенного авангардиста.
Ночной филармонический концерт
Ночная классика вместо техно
Довольно редкий случай, когда филармония разворачивается лицом к молодому слушателю: музыку на исполнение выбрали открытым голосованием, начало концерта аж в 23.00, а за час до этого нескучная лекция от Алексея Мунипова (по билету на концерт — бесплатно). Программа вышла эффектная и не слишком простая: от первой части Пятой симфонии Бетховена (первые ноты слышали все, но не каждый обращал внимание, что же там происходит дальше) и фрагментов из «Тристана и Изольды» Вагнера до музыки Свиридова, советского классика с неоднозначной репутацией.
Гергиев играет «Симона Бокканегру» в Московской филармонии
Гергиев и труппа Мариинского театра в Москве
Самый сильный петербургский оркестр, лучшие голоса Мариинки и маэстро Валерий Гергиев: такую комбинацию любопытно послушать по любому поводу (тем более в эпоху после шквала позитивной критики девяностых и середины нулевых). В Москву музыканты едут с оперой Верди в концертном исполнении. «Симон Бокканегра» хоть и уступает в популярности некоторым другим хитам великого итальянца, но явно ни в чем не проигрывает по музыкальной части: лаконичная и певучая оркестровка, прекрасные арии и продуманные эффектные ансамбли на месте.
Вечеринки
«Грезы III» в секретном месте
Новый проект создателей вечеринок «Витчаут» и «Скотобойня»
Четыре года назад состоялась первая вечеринка «Витчаут» с музыкантами, которые на тот момент совсем не выступали в московских клубах, зато у них хватало молодых слушателей в «ВКонтакте». Почти сразу «Витчауты» превратились в регулярное и популярное ночное событие. А когда запал начал угасать, их организаторы придумали костюмированные хардкор-рейвы «Скотобойня». Но и им на смену приходит что-то новое: серия вечеринок «Грезы» с футуристическим дресс-кодом и звуком в исполнении примерно той же обоймы артистов: «Убийцы Crystal», Summer of Haze, Ishome — всего порядка 20 имен. Место проведения обыкновенно публикуется в ивенте на фейсбуке прямо в день мероприятия.
Когда:
2–3 февраля, 23.00–9.00
Подробности:
Trackmaster Dre в «НИИ»
Хаус-вечеринка Vision
Петербургский хаусмейкер Tripmastaz представляет свой новый проект Trackmaster Dre, посвященный гетто-хаусу. Дебютный релиз под этим именем готовится на немецком лейбле Chiwax. Вы услышите их в «НИИ» на вечеринке Vision рядом с классикой хауса с винила.
Perc в «Правде»
Музыка машин и механизмов
«The most trusted voice in UK techno», — безапелляционно говорит о Perc издание Clash, пока сайт The Quietus обнаруживает генеалогическое родство его индустриального техно с творчеством Throbbing Gristle и Einstürzende Neubauten. В 2014 году альбом лондонского продюсера Алистера Уэллса «The Power and the Glory» занимал в итоговых списках музыкальных изданий высокие места, ну или хотя бы просто присутствовал. В 2017-м он выпустил «Bitter Music». Новая пластинка содержит меньше эмбиента и больше бруталистского техно, обращающегося в обход сознания напрямую к нервной системе: это музыка машин и механизмов, это танцы шагающих экскаваторов. Впрочем, помимо утилитарного назначения Perc заложил немало дополнительных слоев, отсылающих к философским концептам, искусству XX века (обложка наглядно переадресовывает к Родченко и Кандинскому) и политическому контексту (альбом реагирует на всемирный консервативный реванш и Брекcит, не превращаясь, впрочем, совсем уж в агиттехно).
Ян Шульте на «Стрелке»
Немецкий диджей, стоящий за проектами Bufiman и Wolf Muller
Этот представитель немецкой техно-сцены очень любит этнические инструменты и африканские или южноамериканские ритмы. Поэтому на фестивалях вроде Dekmantel его сеты всегда настолько выбиваются из ряда прочих.
Театр
«Сказки Венского леса» в Театре им. Маяковского
Любовь и экономический кризис в Вене 1930-х годов
Австрийского драматурга Эдена фон Хорвата, давно и хорошо знакомого немецкоговорящей публике, в России не знают вовсе. Его пьеса 1931 года — про обыкновенных жителей Вены, влюбляющихся и страдающих, праздно пикникующих и не сильно озабоченных экономическим кризисом, и главное — еще не знающих, что скоро война и мир изменится навсегда. Режиссер — молодой и вдумчивый Никита Кобелев, работающий в «Маяковке» уже несколько лет, поставивший здесь один из первых в Москве спектаклей-променадов «Декалог на Сретенке». Главные роли в «Сказках Венского леса» — Анастасия Дьячук и Вячеслав Ковалев, играющие на этой же сцене в «Изгнании» Миндаугаса Карбаускиса и претендующие в этом году на «Золотые маски» в главных актерских номинациях.
«Человек.doc. Прометей» в «Практике»
Алекс Дубас и пельмени
Моноспектакль про радиоведущего Алекса Дубаса («Афиша» публиковала его фрагменты) в исполнении самого Алекса Дубаса — продолжение многосерийного проекта театра «Практика» «Человек.doc» про вдохновляющих людей нашего времени. Были спектакли про Артемия Лебедева, композитора Владимира Мартынова, до сих пор идут — про художника Олега Кулика («Человек.doc. Олег Кулик. Игра на барабанах») и основателя компании ABBYY Давида Яна («Топливо»). Это не творческий вечер, а буквально спектакль, поставленный режиссером Алисой Кретовой («Мастерская Дмитрия Брусникина») по пьесе Евгения Казачкова на основе многочисленных доверительных интервью с героем. Важно: в спектакле присутствуют пельмени.
Выставки
«Жены»
Жены художников и история общества и искусства
40 портретов жен всех важных художников — от Репина с Врубелем до Дейнеки и Кончаловского — служат, с одной стороны, поводом для размышлений о развитии женского портрета, а с другой — о смене образа женщины в стране как такового. Помимо художественной ценности выставки создатели обещают наполнить залы ароматами моря, грозы и сада во время дождя, а на экскурсии рассказывать об удивительных фактах из жизни героинь — например, что Илью Репина жена кормила котлетами из сена.
«Мэт Коллишоу. Albion»
Главный английский провокатор играет с классикой
В 90-х в Лондоне царили молодые британские художники — Херст, Эмин и многие другие, но одним из самых провокационных из них считался Мэт Коллишоу, который мог, например, выставить огромную фотографию пулевого ранения или глянцевые фотографии самоубийств из полицейских архивов. На этой выставке собраны его оммажи классическим мастерам — но с применением интересных технологий: полотна Николо Реньери и Влахо Буковаца возникают в зеркалах, дуб Робин Гуда светится как призрак, «Избиение младенцев» Ипполито Скарселлы оживает, а гиперреалистичные птицы в духе голландских мастеров появляются на фоне абстрактной живописи.
«Максим Спиваков. ½»
Выставка про то, как медиа и политика меняют наше восприятие истории
Проект Максима Спивакова, молодого художника и книжного графика, обращает внимание на то, как общество оказывается подвержено политике и идеологии. На панно «Скрижали», например, участники палестинского сопротивления бросают бетонные блоки — в схожей позе фигура Моисея разрушает скрижали на картине Гюстава Доре. Проекция фрагментов реконструкции штурма Зимнего дворца скрыта за театральным занавесом и тоже рассказывает о невозможности объективного воспроизведения событий и религиозной вере в них. Выставку поддерживает большая дискуссионная программа — о тех событиях, которые общество видит и не видит, противоречиях истории и современных проявлениях иконоборчества.
«Парк Горького. Начало»
На 90 лет назад
Первое десятилетие (это тридцатые годы) работы парка Горького называют его «золотой эпохой» — директором тогда стала молодая и амбициозная Бетти Глан, которая не боялась воплощать смелые, не имевшие аналогов в СССР, проекты: при ней, например, открыли каток площадью более ста квадратных метров, впервые провели массовый карнавал и построили на тот момент единственную в мире 35-метровую парашютную вышку. Именно тому периоду и посвятили выставку в Музее парка Горького. Воссоздать картину прошлого и посмотреть, с чего начиналась история популярного места отдыха москвичей, помогут архивные фотографии, оригинальные чертежи, афиши, схемы, документальная хроника, а также аудиогид, созданный на основе мемуаров Бетти Глан «Праздник всегда с нами» и озвученный актрисой Мириам Сехон.
Другое
«Bartenev Lab»
Творческая лаборатория Андрея Бартенева
В пятницу Дирекция образовательных программ запускает авторскую лабораторию художника Андрея Бартенева. На целый месяц (с 2 февраля по 6 марта) она превратится в поп-ап-пространство, открытое для всех желающих, — раз в неделю там будут проводить мастер-классы; чтобы попасть на них, нужно успеть зарегистрироваться (на каждый пустят до 30 человек). Первый из них Бартенев посвятит коллажу, а последующие — скульптуре, поиску собственного героя в арт-мире, открыткам к 8 Марта и очкам для селфи (разработке дизайнера Юлии Че).
Когда:
2 февраля — 6 марта, 18.30–20.30
Где:
Дирекция образовательных программ, просп. Мира, 20, корп. 1, м. «Сухаревская»
Подробности:
Открытый лекторий кураторской школы Avant-Garde LAB
Цикл лекций в Еврейском музее
В воскресенье Центр авангарда в Еврейском музее открывает кураторскую школу Avant-Garde LAB. Пройдет она в формате 2-недельного интенсива с участием профессионалов музейного и галерейного дела, ведущих специалистов по истории авангарда и кураторов-практиков. Участником ее вы уже не станете (нужно было вовремя отправить заявку и пройти отбор), но все желающие с 4 по 18 февраля смогут послушать несколько бесплатных лекций. В первый день, например, их будет три: выступят Андрей Сарабьянов, Виктор Мизиано и Екатерина Лазарева. Подробное расписание на сайте.
Когда:
4–18 февраля
Где:
Еврейский музей и центр толерантности, Образцова, 11, стр. 1а, вход с Новосущевского переулка
Подробности: