Понедельник, 29 января
Национальный филармонический оркестр России и французская музыка в Московской филармонии
Франкофония от английского дирижера и русского оркестра
Английский маэстро Ян Латам-Кениг (с 2011-го главный дирижер московской «Новой оперы») и Национальный филармонический оркестр готовят любопытную программу из французской музыки: богатый на звуковые трюки Концерт для фортепиано Пуленка, неземная Сюита № 2 из балета «Дафнис и Хлоя» Равеля и обаятельная «Пляска смерти» Сен-Санса. Из прекрасной франкофонии выпадает только классик первого авангарда Антон Веберн. Впрочем, из него сыграют крайне нехарактерную вещь: романтический простор идиллии «В летнем ветре» (опусам такого рода Веберн даже не присваивал порядкового номера).
«Произведение искусства в эпоху цифрового прогресса»
Лекция художника Мэта Коллишоу в «Гараже»
Мэт Коллишоу — одна из ключевых фигур поколения «молодых британских художников». Он получил известность в 1988 году, когда показал на выставке Freeze фотоработу «Пулевое отверстие», ставшую впоследствии его визитной карточкой, — крупноформатное изображение ранения от выстрела в голову. В своих проектах Коллишоу часто прибегает к цифровым технологиям и эффектам оптических иллюзий (на фотографии, например, его работа «The Albion» — проекция дуба, по легенде служившего укрытием Робину Гуду). В понедельник Коллишоу прочитает лекцию в «Гараже», где расскажет о своих проектах и предложит, как смотреть на историю современного искусства через призму новых медиа. Вход свободный, но нужно зарегистрироваться.
Когда
29 января, 19.30–21.00
Где
Музей современного искусства «Гараж», Крымский Вал, 9, стр. 32, парк Горького
Подробности
Вторник, 30 января
«Таус Махачева. Облако, зацепившееся за гору»
Дагестанские работы самой популярной российской современной художницы
Суть работ Таус Махачевой всегда была связана с Дагестаном: это и отсылки к местным традициям, и боль за музеи, и кулинарные ироничные игры. На выставке представлены самые, пожалуй, красивые ее видеоработы — с танцующим перформансистом около развалин старого города, канатоходцем, переносящим картины через пропасть, собственными перформансами в образе дагестанской женщины-супергероя, а также авторская коллекция советских вывесок и документация связанных с едой перформативных проектов. Работает проект последнюю неделю — до 4 февраля.
«Такаси Мураками. Будет ласковый дождь»
Внушительная ретроспектива главного японского провокатора
Эстафету японского искусства в Москве подхватил музей «Гараж» — с живописью, графикой и полнометражными фильмами самого известного художника страны: именно Мураками определил основные оси координат, определяющие национальное искусство Японии. Внимание к традициям, отсутствие типичной для европейцев границы между «высоким», музейным, и «прикладным», переживание травматического XX века, влияние массовой культуры и манги — вот точки отсчета для каждого его произведения. Выставка для удобства структурирована по всем этим главам: отдельный ее раздел отведен кураторскому проекту Мураками «Малыш» (2005), посвященному бомбардировке Хиросимы и Нагасаки и показывающему, какими могут быть другие — принципиально неевропейские — искусство и культура. Посмотреть проект Мураками и «Гаража» можно до конца этой недели, воскресенье — последний день его работы.
Среда, 31 января
«Сверлийцы I» в «Электротеатре Станиславский»
Экспериментальный оперный сериал Бориса Юхананова, первая серия
Борис Юхананов, ученик Анатолия Васильева и король андеграунда 1990-х, мифотворец и бескомпромиссный экспериментатор, в 2014 году возглавил не самый примечательный Театр им. Станиславского и превратил его в амбициозный центр европейского сценического авангарда «Электротеатр Станиславский». Здесь же Юхананов постепенно реализует свои давние мегапроекты, один из которых — оперный сериал «Сверлийцы», основанный на его же книге. Композиторы из объединения «Сопротивление материала» (Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский и Владимир Раннев) написали музыку к пяти сериям; исполняют музыканты и вокалисты МАСМ, NʼCaged и Questa Musica; каждая серия — отдельный спектакль. Сверлия — фантастическая цивилизация, существующая параллельно нашему миру. Сюжет, в котором фигурируют Петербург, Венеция, синий стог, принц Сверленыш, Лядище, упырь и еще около сотни мест, явлений и персонажей, пересказать невозможно. Автор партитуры первой серии — Дмитрий Курляндский.
«Идеальные пространства Юлиана Фаульхабера»
Архитектура публичных пространств до того, как все ее увидели
Фаульхабер снимает реально существующие общественные места Германии, Японии и США: заправки, торговые центры, кинозалы, автомобильные стоянки — то, что окружает нас каждый день, — только-только после того, как строительство завершено. Ни один человек, кроме строителей и архитекторов, здесь еще не побывал — и кинозалы со стоянками кажутся совершенно идеальными. Ищет свои объекты Фаульхабер достаточно долго: гуляет по городу, читает архитектурные журналы. Его фотографии кажутся ненастоящими и созданными на компьютере — удивительно, что они действительно существуют.
Четверг, 1 февраля
«Тоня против всех»
Марго Робби перевоплотилась в скандальную фигуристку
Злая комедия по мотивам жизни скандальной американской фигуристки Тони Хардинг, которая в 1990-х прославилась чередой неурядиц на чемпионатах и олимпийскими скандалами. Например, однажды ее телохранитель сломал ногу конкурентке по катку, чтобы обеспечить Тоне место в олимпийской сборной. Была ли в этом замешана сама Тоня? До сих пор точно неизвестно, но от фильма, где доведенная до белого каления спортсменка поливает всех матом, можно ожидать чего угодно. Уверенная заявка Марго Робби на «Оскар» за лучшую женскую роль года. Дублированный отрывок фильма смотрите здесь.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Грандиозная трагикомедия Мартина МакДонаха
Продавщица из сувенирной лавки Милдред Хейс (Фрэнсис МакДорманд) выкупает место на невостребованных, стоящих в чистом поле рекламных щитах, где семь месяцев назад была изнасилована и убита ее дочь, чтобы напомнить горожанам и местному шерифу (Вуди Харрельсон), что преступление так и не раскрыто. Ирландский драматург-самородок Мартин МакДонах, написавший для сцены несколько пьес и ставший уже классиком современного театра, продолжает свою одиссею в кино: вслед за мощнейшим дебютом «Залечь на дно в Брюгге» и не менее замечательными «Семью психопатами» у него выходят «Три билборда», получившие приз за сценарий Венецианского фестиваля 2017 года. Как всегда, МакДонах в предельной концентрации смешивает в своем фильме цинизм и гуманизм, чтобы на выходе спеть гимн человечности.
«Короче»
Сатирическая антиутопия, высмеивающая устройство современного общества
Режиссер скромных, но любимых киноакадемиками драм «О Шмидте», «Небраска» и «Потомки» Александер Пейн снял комедию с элементами фантастики: находящийся в стесненных обстоятельствах герой Мэтта Деймона в компании с Кристофом Вальцем, Лорой Дерн и Алеком Болдуином соглашается на экспериментальную процедуру по уменьшению своего тела. Якобы мини-размер сможет сэкономить семейный бюджет и сократить расходы, но жена в исполнении Кристен Уиг, естественно, против.
«Селфи»
Триллер с Константином Хабенским по книге Сергея Минаева
Спустя пятнадцать лет после фильма «В движении» (бывшего вольным переложением феллиниевской «Сладкой жизни») Константин Хабенский возвращается к роли журналиста и прожигателя жизни в экранизации романа Сергея Минаева «Духless 21 века. Селфи». На сей раз он играет писателя и телеведущего Владимира Богданова, который как будто бы забрел в сюжет «Шестого дня» с Арнольдом Шварценеггером: жизнь Богданова (работу, дом, семью и любовницу) крадет его двойник — и теперь герою нужно доказать, что он тот, за кого себя выдает. Картину поставил Николай Хомерики («Сердца бумеранг», «Ледокол»), некогда квалифицировавшийся на тихих драмах, а теперь переметнувшийся из артхауса в мейнстрим.
«Эйфория»
Алисия Викандер и Ева Грин в шведской драме про клуб самоубийц
Третья (после «Чистоты» и «Отеля») совместная работа шведского режиссера Лисы Лангсет и актрисы Алисии Викандер, которая тут играет художницу Инес. Вместе с сестрой Эмили (Ева Грин) она отправляется в отель в лесу, в котором на своих условиях последние дни коротают богатые люди. Сестрам предстоит серьезный разговор, а зрителям — мучительная драма про клуб самоубийц.
«Кое-что на день рождения»
Романтическая комедия — неожиданно с Шэрон Стоун в главной роли
Модельер Сенна Берджес (Шэрон Стоун) уже отчаялась найти любовь всей жизни, но вот на свой день рождения (в который с ней обычно случаются всякие курьезы) она встречает Адама (Тони Голдуин). За последние десять лет Шэрон Стоун успела переиграть во множестве сомнительных проектов (включая сериальную версию третьей части отечественного ромкома «Любовь в большом городе»), однако в этом году с ее участием стоит ждать не только мелодрам наподобие «Кое-что на день рождения», но и революционное шоу Стивена Содерберга «Мозаика».
«Плюшевый монстр»
Бразильский мультфильм о юноше, превратившемся в котика
Лино работает детским аниматором — развлекает карапузов в костюме кота и мечтает о чем-то большем. В отчаянии он обращается за помощью к экстрасенсу, но что-то идет не так — и парень превращается в котзиллу, огромного плюшевого монстра. Теперь ему придется очень постараться, чтобы вернуть все назад. Латиноамериканский экспорт, выше среднего.
«Posle» в Центре им. Мейерхольда
Тет-а-тет-спектакль в старой квартире
В большой старой квартире на Новослободской имеется семь комнат, в которых разворачиваются истории персонально для каждого из семи зрителей. Объединяющий сюжет — травматичный опыт разрыва отношений между мужчиной и женщиной. Режиссер Елена Ненашева («Трендсеттеры») решение играть спектакль тет-а-тет объясняет просто: «Расставание — очень индивидуальное переживание».
«Щелкунчик» в Кремлевском дворце
Заявка на лучшего «Щелкунчика» в новейшей истории
Хореограф Алексей Мирошниченко, молодой и титулованный, вместе с командой Пермского театра оперы cоздал балет на музыку Чайковского, знакомую вам с детства. Солисты — также первого ранга, настоящие звезды главных сцен мира: Наталья Осипова (она на фотографии) и Никита Четвериков. Результат работы этой команды мечты в Москве покажут только один раз.
«Дети»
Детское творчество под руководством заметной молодой художницы
Известная своей вышивкой и хрупкими скульптурами Дуня Захарова для этого проекта пригласила детей до 12 лет участвовать в своем проекте. Выставка — это ответ на частый комментарий наивного зрителя к современному искусству «Так любой ребенок может!». Детям доверили рисовать прямо на стенах пространства — без заданных рамок и тем, чтобы показать истоки многих тем современного искусства в детском творчестве — от уличного искусства до арт-брюта, Сай Твомбли, Жан-Мишель Баския.
«Конфиденциальное сообщество» с Дмитрием Гутовым
Первая встреча из цикла открытых дискуссий Виктора Мизиано
В четверг в Новом Пространстве Театра Наций стартует серия открытых дискуссий Виктора Мизиано «Конфиденциальное сообщество». Название ее связано с понятием, возникшим в художественной среде в 1990-е, — c характерным для тех лет «опытом совместности» (творчество и интеллектуальный диалог проходили тогда в замкнутых средах и сводились к прямым контактам). Состоять этот цикл будет из десяти встреч, пройдут они с февраля по июнь. Выступить на них Мизиано позвал главных фигур первого постсоветского десятилетия. Начнут 1 февраля с теоретика искусства и одного из самых ярких художников 1990-х Дмитрия Гутова. Вход свободный, по регистрации.