Что происходит в школе Тубельского, где родители и учителя бастуют против директора

18 января 2018 в 20:06
Фотография: Мария Сербинова
Утром 11 января родители учеников школы Тубельского устроили бойкот: не привели детей на занятия, а сами вышли на митинг. Последней каплей стало то, что директор без предупреждения демонтировал уникальный спортивный комплекс. «Афиша Daily» рассказывает о конфликте, который назревал давно.

Обновлено (23 января, 18.25): После публикации этого материала, 23 января, директор школы № 734 им. А.Н.Тубельского Сергей Москаленков в своем фейсбуке сообщил, что решил покинуть свой пост по семейным обстоятельствам.

Что это за школа

Школа самоопределения № 734 им. А.Н.Тубельского находится в спальном районе Москвы в районе Восточное Измайлово. Туда не отбирают одаренных или чем-то отличившихся детей. Но несмотря на это, многие родители хотят, чтобы их ребенок учился именно здесь, некоторые из них ради этого готовы ездить сюда каждый день с другого конца Москвы.

Школа названа в честь Александра Наумовича Тубельского, известного деятеля в сфере образования, президента Ассоциации демократических школ и заслуженного учителя России. С 1985 по 2007 год он был директором этой школы. В школе он проводил многочисленные эксперименты: переход на 35-минутные уроки, отмена оценок и обучение методом погружения, когда дети проходят тему не только на уроке, но и после, с помощью различных игр. При нем же появились школьный театр «Фантазия», Суд чести, где решались конфликтные ситуации самими учениками, и Совет школы, на котором дети имели полное право голоса и участвовали в управлении школой. И несмотря на то что Александр Наумович ушел из жизни больше десяти лет назад, его идеи в школе поддерживаются до сих пор.

Что произошло 11 января

В школе был уникальный игровой, спортивно-гимнастический комплекс для занятий по методике С.В.Реутского. Это тренажер для отработки контроля над собой в пространстве, для преодоления своих страхов перед препятствиями. Он использовался на переменах, а также был включен в образовательную программу. Под присмотром педагогов дети учились владеть телом, решать физические задачи на преодоление препятствий.

9 января, когда дети были на каникулах, родители случайно узнали, что утром этот спортивно-игровой комплекс демонтировали без обсуждения этого вопроса. Именно тот факт, что все произошло без предупреждения, возмутил родителей больше всего. Как говорят родители, это стало поводом, а точнее последней каплей, для объявления бойкота. По неофициальным данным в нем участвовало около двухсот человек. На уроки в этот день почти из двухсот с лишним учеников начальной школы пришли чуть больше пятидесяти. Митинг длился около двух часов, за это время родители зачитали свои требования директору Сергею Москаленкову.

Директор объяснил, что комплекс демонтировали в целях безопасности. Он заявил: «Учитывая условия, в которых находится комплекс, было принято решение его демонтировать. Все вопросы, которые касаются безопасности, руководитель организации решает самостоятельно, потому что это его персональная ответственность. А то, что родитель так решил, не привел ребенка в школу, — это его право, что в траектории сегодняшнего развития его ребенка был дополнительный день отдыха».

Новый директор школы

Сергей Москаленков работает учителем с 2000 года. Начинал он учителем ОБЖ, обществознания и права в школах Кемеровской области. Он прошел классическую карьерную лестницу от учителя и заместителя директора до руководителя школы. В 2007 году он стал лучшим учителем Кузбасса.

В 2014 году он переехал в Москву и немного позже попал в кадровый резерв столичного Департамента образования Москвы, где в мае 2017-го получил должность директора в школе Тубельского. Его предшественницу Юлию Владимировну Грицай сместили без объяснения причин. Она руководила школой десять лет и была ученицей А.Н.Тубельского.

Нынешний директор называет одним из главных своих приоритетов безопасность. «Любой образовательный процесс сопряжен, с одной стороны, с педагогической целесообразностью, с другой — с обеспечением безопасности. И любая педагогическая идея, даже самая гениальная, должна быть для детей безопасна. Экспериментировать с этим — не про педагогику точно».

Чем недовольны родители

Спортивный комплекс стал лишь последней каплей в конфликте родителей, учителей с новым директором, а также всей администрацией школы. Нового директора назначил Департамент образования Москвы, хотя в уставе школы раньше было прописано, что его выбирают демократическим путем — голосованием. Кстати, Юлию Грицай, предыдущего директора школы, выбирали именно так. В одной из старых редакций устава было разрешено выбирать директора голосованием. Сейчас новая редакция от июля 2017 года, по которой директора назначает учредитель — Департамент образования Москвы. Смена устава также относится к нововведениям директора.

Валентина Баранова, бывший секретарь школы, рассказывает, что до последнего верила, что новому директору нужно просто привыкнуть: «Я была искренне готова ему помочь, освоиться в коллективе, рассказывать обо всем, что есть в школе. Но разочарование наступило быстро. Пришел далеко не педагог и даже не хороший менеджер. Пришел разрушитель всего того, что мы создавали, что было для нас ценно».

Главное желание родителей — сохранить уникальную педагогическую систему школы: систему самоопределения. Именно поэтому в мае 2017-го, когда директором назначили Сергея Москаленкова, родители предложили ему провести несколько встреч во время летних каникул, на которых они поэтапно расскажут о школе и введут в курс дела нового руководителя. Родители составили список важных вопросов, приходили к директору на обсуждения, отправляли письменные обращения, в которых подробно рассказывали о системе образования, которая сложилась в школе Тубельского. «К этим встречам родители готовились, описывали ценности школы и концепцию педагогики Тубельского, приводя конкретные практические примеры», — рассказывает родитель и выпускник школы № 734 Олег Прокопьев.

Екатерина Квятковская, мама одного из учеников, подтверждает это: «Встречи были хорошим признаком того, что новый директор был готов к диалогу. Ну это мы так думали. Проблемы начались с сентября. Политика Москаленкова была такова: он просто все запрещал. Пришел, не понял, запретил».

С началом нового учебного года в школе начались перемены. Сначала почти полностью сменился административный состав школы. Бывший секретарь школы № 734 Валентина Баранова рассказывает: «Я проработала в школе самоопределения в должности секретаря почти тридцать лет и оказалась одна из первых, кто ушел из нее при новом директоре. За эти две недели хамства и унижений, когда он прилюдно мог отчитать или унизить, создались тяжелые условия работы. Вся выполненная работа критиковалась, по несколько раз документы приходилось переписывать».

На данный момент в школе больше нет конституции, Суда чести. Родители утверждают, что лицейский спектакль, который относится к тридцатилетней традиции школы — лицейской неделе, был под угрозой срыва. Все потому, что новый директор запретил репетиции спектакля во внеучебное время, отведя на них всего один час в день. Москаленков это опровергает, сказав, что сам был на этих репетициях, а спектакль считает одним из самых важных событий в школе.

Евгения Соловей, учитель истории и обществознания в школе Тубельского и выпускница этой школы, считает, что Сергей Москаленков, возможно и неплохой менеджер, но школе нужно другое: «Есть ощущение, что мы про одно, а он про другое. Демократические основы в нашей школе поддерживались все это время. Конституция школы, Суд чести, Совет школы — это настоящие демократические инструменты, которые использует ребенок. Так создается гражданское общество. И если мы хотим свободных людей растить, думающих, которые имеют свое мнение, но которые готовы услышать и другое, то над этим нужно работать, а не мешать».

Руфь Браверман, мама, член комитета по нормативно-правовым и финансовым вопросам Управляющего совета рассказала о том, что теперь все документы, которые выпускает директор, родители вынуждены проводить через независимую юридическую экспертизу и финансовый аудит. «Я теперь большой специалист в юридических и финансовых вопросах, как и другие родители. Мы начали все проверять, когда поняли, что буквально на каждом шагу наши права, права наших детей и учителей нарушаются. Приказы и положения, которые выпускает администрацией, часто противоречат не только законам, но даже и нашему уставу школы».

Что происходит сейчас

В субботу, 13 января, состоялась экспертная встреча, которую родители организовали сами. Туда пригласили и директора, и представителя производителя-фирмы БИОМ, и педагогов детского сада № 734, которые уже много лет работают с такими же комплексами в садике, для того чтобы обсудить, как дальше действовать с демонтированным комплексом. На этой встрече решили, что комплекс возможно восстановить и оснастить дополнительными элементами безопасности. На вопрос, за счет каких средств будет построен новый комплекс, директор ответил: за счет бюджета школы.

18 января, директор школы в своем фейсбуке опубликовал пост с извинениями. Он пишет: «Как говорится, «хочешь что-то изменить — начни с себя», поэтому я приношу свои извинения за поспешно принятое решение. Я слишком резко и, как стало понятно, неожиданно для многих родителей принял решение о демонтаже спорткомплекса, мне следовало начать долгий и тщательный процесс согласования. Мы все стали свидетелями того, к чему приводят такие быстрые действия, даже если намерения исключительно позитивные (а я в этом уверен!), и это послужило мне хорошим уроком».

По словам родителей, они уже устали от попыток наладить контакт с новым директором. Кто-то из них видит решение в смене устава, а кто-то лишь в увольнении директора. «Если до Нового года у родителей был список требований, который не предполагал отставки директора, то теперь большинство родителей склоняется к тому, чтобы добиваться его увольнения. Но все родители понимают, что даже если мы добьемся увольнения этого директора, ему на смену придет новый, который снова назначит Департамент образования, может, даже и хуже этого. Я вижу выход только один — добиться, чтобы у школы, как и раньше, был собственный устав, в рамках которого Управляющий совет сможет защитить систему Тубельского и добиться, чтобы во главе школы стояли те люди, которых выбрали педагоги и которым доверяют родители, а не те, кого назначит департамент», — считает Олег Прокопьев, родитель, выпускник школы.

Анастасия Гавричева, мама, дети которой также учатся в школе Тубельского: «Мы не привыкли возмущаться и шуметь. Наша школа всегда была вне политики, вне громкой борьбы — таков один из ее принципов. Мы привыкли жить своими маленькими, но важными детскими проектами, заниматься творчеством. Поэтому мы хотим, чтобы вся эта ситуация ежедневного ожидания чего-то плохого поскорее разрешилась».

Родители также создали страницу в фейсбуке и петицию, в которой призывают обратить внимание на эту конфликтную ситуацию. На данный момент петицию подписали почти 16 тысяч человек. Также известно, что 25 января в школе пройдет открытое собрание Управляющего совета, которое смогут посетить все желающие родители. Туда также приглашены представители педагогического сообщества.