Два концерта ATL и вечеринка с британцем Ray Mang, новый фильм Гильермо дель Торо в прокате и возвращение «Пианистки» Михаэля Ханеке на большие экраны, а также последняя возможность посмотреть главный проект Московской биеннале и сходить на выставку Хаима Сутина.

Кино

«Форма воды»

Гильермо дель Торо переосмысляет «Создание из Черной лагуны»

В начале 60-х годов немая уборщица Элиза (Салли Хокинс) дружит с иллюстратором-геем (Ричард Дженкинс) и болтушкой-коллегой (Октавия Спенсер), а также работает на секретном объекте, куда однажды доставляют человека-амфибию из Южной Америки, похожего и на «Создание из Черной лагуны», и на Эйба Сапиена из «Хеллбоя» (даром что играет его тот же актер — Даг Джонс). Вскоре между девушкой и водяным завязываются романтические отношения, однако злые силы в исполнении, разумеется, Майкла Шеннона не дремлют. Мексиканский сказочник Гильермо дель Торо («Лабиринт Фавна», «Багровый пик»), настойчиво повторяющий из фильма в фильм, что люди бывают страшнее всяких чудовищ, пополнил свой бестиарий новым персонажем (рожденным из стихии хорроров категории «B»), а полку наград — тремя призами Венецианского фестиваля, в том числе и главным. Вообще, победа «Формы воды» на Мостре сигнализирует только об одном: низкая культура (по крайней мере с точки зрения формы) окончательно легитимизирована в качестве высокой.

«Приключения Паддингтона-2»

Возвращение обаятельного мишки

Пока самый вежливый медведь собирался купить старинную книгу, ее украли из антикварной лавки — и Паддингтон пустился в новые приключения. Кинокритики в восторге.

«Темные времена»

Гэри Олдман в роли Уинстона Черчилля

Уинстон Черчилль (Гэри Олдман в невероятном гриме) назначен премьер-министром Великобритании в те времена, когда кажется, что с Германией невозможно справиться — и остается только договариваться. Однако Черчилль намерен дать бой. Байопик выдающегося, но неоднозначного политического деятеля, поставленный английским режиссером-формалистом Джо Райтом («Искупление», «Анна Каренина») по сценарию Энтони МакКартена («Вселенная Стивена Хокинга»). Олдман уже получил за эту роль «Золотой глобус», также ему прочат «Оскар».

«Астрал-4: Последний ключ»

Новая часть серии хорроров про охотников за привидениями

Запустив франшизы «Пила», «Астрал» и «Заклятие», главный хоррормейкер современности Джеймс Ван затем самоустранился от проектов, оставив за собой чисто продюсерские полномочия. Поэтому главным идеологом «Астрала» теперь остается его постоянный сценарист Ли Уоннелл, лично поставивший третью часть, которая была приквелом, поскольку история семьи Ламберт закончилась на втором фильме. В четвертой серии история фокусируется на главной героине — парапсихологе Элис Райнер (Лин Шей), которая до этого в компании двух исследователей паранормальных явлений — Спекса (Ли Уоннелл) и Такера (Ангус Сэмпсон) — помогала семьям справляться с проблемами, но теперь помощь нужна ей самой.

«Мешок без дна»

Сказка Рустама Хамдамова по японской классике

Сказочный долгострой одного из самых загадочных российских режиссеров Рустама Хамдамова, с которым любят работать Рената Литвинова, Андрей Кончаловский и другие видные кинематографисты. Начиная с потери оригинала его студенческой работы «В горах мое сердце», на каждом его фильме всегда что-то идет не так: дебют по сценарию Кончаловского свернули и пересняли в виде «Рабы любви» Михалкова, «Анну Карамазофф» арестовал продюсер, «Вокальные параллели» снимали девять лет. «Мешок без дна» тоже долго и многострадально не могли довести до финальной версии. Между тем Хамдамов — наш хтонический Дэвид Линч — не режиссер, а скорее художник с мощным визуальным стилем, который вместо духов из Черного вигвама похожим образом работает с русским инфернальным пространством. Лента «Мешок без дна» (изначально называлась «Яхонты. Убийство») выглядит так, как если бы Дэвид Линч переснял сказку «Морозко»: дети-грибы, убийство цесаревича, зло в лесной чаще, сцены, вызывающие недоумение и трепет. Лучшего трипа в похмельный январский день и не придумаешь.

«Карп отмороженный»

Трагикомедия про женщину и рыбу

Пенсионерка Елена Михайловна (Марина Неелова), узнав о своем смертельном диагнозе, начинает готовиться к похоронам, чтобы не обременять сына (Евгений Миронов), которого не видела уже несколько лет, но тут в ее жизни все меняет обыкновенный карп. Трагикомедия Владимира Котта («Громозека»).

«Скиф»

Ратник Лютобор совершает вылазку в земли скифов

Кинокомпания СТВ Сергея Сельянова пошла по стопам «Коловрата» и сняла свою историческую картину с фэнтезийным уклоном. По сюжету у лучшего бойца в княжеском войске Лютобора (Алексей Фаддеев) наемники похищают семью и требуют от него убить князя (Юрий Цурило). Но вместо этого ратник отправляется на спасение родных в компании искусного воина — скифа Куницы (Александр Кузнецов). Режиссер фильма Рустам Мосафир до этого поставил бодрый истерн «Беглецы» с Петром Федоровым и Елизаветой Боярской, а сейчас готовится к съемкам своей версии «Коловрата».

«Пианистка»

Один из лучших фильмов Ханеке снова на большом экране

Талантливая пианистка и профессор венской консерватории Эрика Кохут (Изабель Юппер) всерьез увлечена БДСМ-практиками, но только в теории. Чтобы проверить их на практике, ей не хватает партнера — и вот он появляется, красивый статный блондин Вальтер Клеммер (Бенуа Мажимель), настоящий плейбой. Ему, как и ей, нравится Шуберт, но не нравится, когда с ним играют в игры, — а Эрика только и занята тем, что изводит своего молодого поклонника. Таким же способом Эрику изводит и ее мать (Анни Жирардо), так что в отношениях с ней пианистка скорее жертва, а в отношениях с учениками и любовником — доминатрикс. Экранизация романа нобелевской лауреатки Эльфриды Елинек, получившая три награды в Каннах-2001 (приз жюри и премии за лучшую женскую и мужскую роль), до сих пор остается одним из лучших фильмов известного австрийского режиссера-мизантропа Михаэля Ханеке («Забавные игры», «Любовь»). Секрет успеха картины одновременно сложен и прост: это снятая на грани фола и на разрыв аорты БДСМ-драма, в которой ставка сделана на пружинную драматургию. Весь фильм жесткая и бесконечно фрустрированная героиня копит в себе энтропию, а в конце дает ей выход, да так, чтобы зрителя кольнуло — ножом в сердце. Спустя несколько лет дело Ханеке продолжит отечественный режиссер Алексей Мизгирев, который снимет фильм про похожую на Эрику героиню. Называться он будет «Бубен, барабан».

Концерты

ATL в «Главклуб Green Concert»

Один из новых рэп-героев на пике формы

Название прорывного альбома ATL «Марабу» явно отсылает к психоделическим историям Ирвина Уэлша; также на протяжении всей пластинки вам будут цитировать заголовки произведений Дэниела Киза и Хантера Томпсона. Сам альбом — десятитрековая рэп-опера на тему постапокалипсиса. Но не спешите думать об ATL как о гике, тщедушном умнике; его музыка, прежде всего, танцевальная. Концерты ATL выглядят так: лупит прямая бочка, на сцене шаманят две плечистые фигуры в черном, которые выжимают из людей в зале все соки. В «Главклубе» ATL сыграет два концерта: 19 и 20 января.

Cимфоническая капелла России и Валерий Полянский в Московской филармонии

Опера «Богема» в концертном исполнении

Хотя «Богему» ставят очень часто, эта музыка будто бы находится немного в стороне от мейнстрима музыкальных театров: к примеру, в партитуре Пуччини нет традиционный увертюры, а сконцентрированный и пестрый музыкальный язык предвещает начало ХХ века. Поэтому концертное исполнение оперы к 160-летию итальянского композитора не выглядит вымученным юбилейным делом. Тем более дирижировать будет Валерий Полянский — музыкант, которого в свое время итальянцы называли «Караяном хорового дирижирования» за блистательное выступление на Международном конкурсе «Гвидо дʼАреццо».

Михаил Плетнев в Филармонии-2

Плетнев и редкий Рахманинов

Михаил Плетнев, один из самых известных золотых медалистов Конкурса Чайковского, редко дает фортепианные концерты, и каждый из них — значительное событие. Иной музыкант к 145-летию Рахманинова отделался бы одним из четырех фортепианных концертов (и все равно сорвал бы стоячую овацию). Плетнев составляет такую рахманиновскую программу, что не затерялась бы и без всякого юбилея: от грузного, но страстного романтизма самых ранних произведений (Прелюдия до-диез минор) до острого модернистского языка поздней музыки (Этюд-картина до минор). Если считаете Рахманинова не слишком серьезным композитором, то это отличный повод пересмотреть свое мнение. В Концертном зале Филармонии-2 Плетнев сыграет два одинаковых концерта: 20 и 21 января.

«Американский театр новой музыки для фортепиано» в Мемориальной квартире Святослава Рихтера

Фортепианный авангард

Безумного количества изобретений, которые появились в американской академической музыке ХХ века, вероятно, хватит на следующие сто лет. Кейджем вся эта история не просто не ограничивается, но даже почти что не начинается: именно в США построили первый секвенсор (в 20-х годах!), смешали классику сначала с джазом, а потом и вообще со всем, что звучит, выдумали хеппенинг, минимализм, препарированное фортепиано. Часть американских открытий можно будет послушать на концерте в Мемориальной квартире Святослава Рихтера. Владимир Иванов-Ракиевский исполнит знаковые фортепианные вещи из американского авангарда: от индустриальных и джазовых миниатюр Джорджа Антейла до радикального минимализма Ла Монте Янга и рок-н-ролльного политического гимна «Coming Together» Фредерика Ржевски.

Вечеринки

Ray Mang в «Симачеве»

Британский диско-король

Пятничный гость «Симачева» умеет устроить праздник. Диджей, который знает все о диско, хаусе и фанке, свою первую 12-дюймовку выпустил еще в 1996-м — и с тех пор основательно набил руку. То, что Ray Mang никогда не фигурировал на первых полосах, не должно никого сбивать с толку — мастер он исключительный.

Театр

«Музей инопланетного вторжения» в «Боярских палатах» СТД РФ

Интерактивное мокьюментари про пришельцев в Томске в 1989 году

Несколько сводчатых залов «Боярских палат» заняты выставкой артефактов якобы из Томска 1989 года. Экскурсоводы в белых халатах и с фонариком в руках проводят зрителей от объекта к объекту, реконструируя события инопланетного вторжения, попыток его подавления армией и затем засекречивания документов и замалчивания фактов. В ход идут магнитофонные записи, предметы советского быта и, например, пластилин. Проект вдохновлен романом Герберта Уэллса «Война миров». По форме «Музей инопланетного вторжения» — между интерактивной выставкой, променад-спектаклем и предметным перформансом. Притом что команда создателей этого редчайшего в своем роде театрального мокьюментари — сплошь концептуалисты от современного театра и искусства — сняла для проекта еще и короткометражный фильм, а венчает проект захватывающая дух инсталляция.

«С_училища» в Театре им. Пушкина

Влюбился профессор философии в пэтэушницу

Энергичная пьеса молодого драматурга Андрея Иванова, замеченная на фестивале «Любимовка-2016», — про преподавателя философии, которого угораздило влюбиться в студентку ПТУ. Главное здесь — красота и отчаяние столкновения миров: простого со сложным, конкретного с эфемерным и, в конце концов, старого с новым. Режиссер — много и изобретательно работающий с современной драматургией Семен Серзин.

Выставки

«Альберт Солдатов. Тормозной путь»

Настоящее безвременье как своеобразный российский путь

Тотальная инсталляция из скульптуры, живописи и видеоарта от сравнительно недавнего выпускника Школы Родченко посвящена неясному будущему нашей страны и ее столь же неопределенной истории. Что будет, после того как государство рухнет, и что представляет собой метафора русского пути? Согласно куратору проекта Дмитрию Венкову, ожидание коллапса стало общим местом — и ощущение неопределенности вокруг и воплощает собой выставка Альберта Солдатова.

«Обрывки времени. Ибрагимхалил Супьянов»

Орнаменты, фигуративная живопись и символизм

Ретроспектива дагестанского художника охватывает его путь от фигуративной живописи 1960–1980-х годов вплоть до более поздних работ в стиле символизма. Живопись, графику, трехмерные объекты и театральные занавесы объединяют традиционные мотивы, орнаменты и яркий колорит.

«Хаим Сутин. Ретроспектива»

Сутин, предшественники и последователи

Французский художник русского происхождения, Хаим Сутин дружил с Модильяни и был известен примерно так же, как Пикассо и Матисс. Он ценил классиков — от Рембрандта до Пуссена, а его экспрессивный мазок потом вдохновлял Бэкона, Поллока и Ротко. Двух последних художников можно увидеть с ним бок о бок на выставке — помимо хрестоматийных работ самого художника, в том числе «Женщину, входящую в воду» и «Курицу на фоне кирпичной стены». Выставка работает до воскресенья.

«Заоблачные леса»

Главная выставка Московской биеннале

Дэниел Аршам. Архитектура в движении

Основной и самый зрелищный проект 7-й Московской биеннале современного искусства проходит в Новой Третьяковке: среди участников — Мэттью Барни, Олафур Элиассон и дизайнер Хуссейн Чалаян. Отдельных ожиданий стоит выставка в выставке от певицы Бьорк, чьи работы в паре с бывшим мужем Мэттью Барни после расставания будут показаны впервые в одном пространстве. Общая тема звучит как «Заоблачные леса» и должна показать мир в его нынешнем состоянии: беды глобальной экологии, призыв к новой человечности, столкновение двух поколений и двух реальностей, цифровой и доцифровой. Россию на выставке представляет десяток художников, включая и молодых, и заслуженных, — от Ильи Федотова-Федорова до Дубосарского с Виноградовым. Проект завершает свою работу в воскресенье.

Другое

«AAA: Делез — Кино»

Экстремально медленное чтение объемного и важного труда о кинематографе

Провожать рабочую неделю в Некрасовской библиотеке будут интеллектуально — за чтением труда французского мыслителя Жиля Делеза «Кино» (он вошел в число лучших тематических книг, по версии кинокритиков). Взяться за объемное (это двухтомник) философское исследование кинематографа, созданное по материалам лекционных курсов автора, предлагают коллективно и поэтапно — в пятницу начнут со вступления, а потом, раз в две недели по субботам, будут собираться, чтобы обсуждать по главе.

Когда:

19 января, 18.00–20.00

Где:

ЦУН Библиотека им. Н.А.Некрасова, Бауманская, 58/25, стр. 14

Поробности:

здесь

Публичное интервью Владимира Раевского с Викторией Стенберг

Встреча с внучкой классика конструктивизма

В субботу в Музее Москвы в рамках выставки «Оформляя город», посвященной дизайнерам, на протяжении столетия (от коронации Николая II до Олимпиады-80) украшавшим Москву в праздники, а также работам на эту тему наших современников (среди них, к примеру, художники Ирина Корина и Миша Most), журналист Владимир Раевский встретится с внучкой Владимира Стенберга Викторией. Стенберги — знаковые дизайнеры сталинской Москвы. Вместе они работали главными художниками парка Горького, а после гибели Георгия в автокатастрофе Владимир стал оформителем Всероссийской выставки сельского хозяйства, позже — Красной площади (специально отреставрированные многометровые проекты оттуда представлены на выставке). Послушать разговор Раевского с внучкой выдающегося художника и конструктивиста можно бесплатно, заранее зарегистрировавшись на сайте.

Когда:

20 января, 16.00–17.30

Где:

Музей Москвы, Зубовский б-р, 2

Подробности:

здесь

«#Папагонка» в «Сокольниках»

Семейный праздник на лыжах

Начать выходные активно папы с их детьми смогут в парке «Сокольники» — встав на лыжи и поучаствовав, коньковым или обычным ходом, в командном зачете в 2000 метров (дистанция для младших участников (от 6 до 12 лет) составит полкилометра, а для взрослых — 1500 метров). Победителей, показавших на разных заездах суммарно лучшее время, наградят призами.

Когда:

20 января, регистрация открывается в 11. 00

Где:

Всепогодная лыжная трасса в парке «Сокольники», начинают на Стартовом городке (на пересечении Митьковского проезда и 2-го Лучевого просека)

Подробности:

здесь

«Москва, которой не было»

Экскурсия по городу в очках виртуальной реальности

Среди объектов, которые проект «Москва глазами инженера» обещает показать на экскурсиях «Ретро футуро», Дворец советов, Восьмая сталинская высотка, дом Наркомтяжпрома и альтернативный Мавзолей. На картах вы их не найдете — этих зданий нет (и не было никогда). Взглянуть на них нам предлагают, надев очки виртуальной реальности. Воскрешение утопических проектов прошлого столетия сопроводят рассказами экскурсоводов об архитектуре советского авангарда. Интересно должно быть даже тем, кто успел исходить Москву вдоль и поперек. Стоит, правда, возможность посмотреть на столицу по-новому недешево — 1900 рублей.

Когда:

20 января — 11.00, 15.00; 21 января — 11.00

Где:

Место встречи: Никольская, 4/5, БЦ «Никольское», офис 346а

Подробности:

здесь

Зарядка на катке ВДНХ

Провести выходные активно

Тем, кто не планирует в выходные отсыпаться до обеда, начать утро бодро предлагают на катке ВДНХ — в субботу и воскресенье под руководством профессиональных тренеров там проведут зарядку на льду. Проснетесь окончательно. Время занятий в субботу — с 10.00 до 12.00, в воскресенье — с 11.00 до 13.00. Приобрести билеты на Главный каток страны теперь можно через «Рамблер-Кассу» или сайт «Афиши». Если передумаете — возврат возможен за 30 минут до сеанса. Приоритетный вход через кассу третьего павильона.