О том, что дому на Тверской улице, 17, собираются вернуть скульптуру балерины, сообщил в фейсбуке автор телеграм-канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов. Свое предложение активисты направили во все департаменты и органы Москвы, которые могут повлиять на решение вопроса. Спустя несколько часов после запуска акции с редакцией связались десятки людей, которые собираются также отправить свои письма в поддержку кампании. 25 января эту тему обсудят на собрании муниципальных депутатов Тверского района и Якиманки.
Что это за дом
Дом на Тверской создал архитектор А.Г.Мордвинов и инженер П.А.Красильников в 1940 году. Ротонда здания в 1940–1950-е годы венчалась легкой и ажурной скульптурой балерины, что было свойственно отечественной архитектуре того периода. Автор фигуры — Г.И.Мотовилов. В 1958 году статую убрали с привычного места, хотя именно из-за нее здание вошло в городской фольклор и стало известно как «Дом под юбкой». Есть несколько версий, почему скульптуру убрали. Одна из них — фигура начала сильно осыпаться. Как сложилась ее дальнейшая судьба также неизвестно.
Георгий Мотовилов — талантливый скульптор, лауреат множества премий, создатель памятников в Москве, Смоленске, Ярославле, Изюме и Ялте. Он также работал над скульптурным оформлением московского метрополитена. Путеводители советского времени считали работу Мотовилова одним из ярких символов послевоенной Москвы. Отрывок из путеводителя 1949 года: «… Многоэтажный дом украшает женская фигура. Широким жестом она как бы приветствует всенародных героев или почетных гостей, прибывающих в столицу с Белорусского вокзала или с аэродрома и направляющихся по улице Горького в центр, к Красной площади, к Кремлю».
«Уже несколько лет я вожу экскурсии в том районе, рассказываю про «Дом под юбкой», и эта история не дает мне покоя. У города должны быть хранители, люди, которые чувствуют за него ответственность. Это может быть на глубинном, метафизическом уровне. Меня очень вдохновляют примеры москвоведов конца XIX века, которые буквально бросались под каждый дом, если его планировали снести. Ведь тогда эта проблема тоже остро стояла.
Когда смотришь на это пустое место на ротонде, так и хочется туда что-то поставить. Нам уже много разных вариантов предложили: убрать серп и молот, в одну руку дать конституцию, в другую — факел свободы. Город может решаться на такие эксперименты, но мы все-таки за научное воссоздание. Все же серп и молот в этой скульптуре не вызывает отторжения ни у кого, и поэтому мне кажется, что в нашем раздираемом противоречиями обществе это может стать каким-то шагом к созиданию, пониманию и осмыслению. Во-вторых, это красиво. Кроме того, нужно отдать должное городскому фольклору, «Дом под юбкой» — не просто название. Вокруг него сложилось много историй и шуток. Кто-то уже пошутил, что скульптуру будут называть Матильдой. Пусть так, это все новые смыслы, которые изобретает город. Это место — столкновение смыслов, трамваев, колоколен, советской эстетики — нас очень вдохновляет».
«Архнадзор» всегда поддерживал подобные начинания. Странно было бы осуждать воссоздание утраченного. Волонтерская реставрация в последнее время успешно соревнуется с профессиональной, особенно это заметно на деревянных памятниках Севера, и вот этот процесс выливается на центральную улицу столицы. На самом деле, на Тверской уже есть один объект волонтерской реставрации — фасад палат в Шубине, но чем больше таких инициатив, тем лучше.
Объединение «Архитектурные излишества» идет верным путем. Есть, например, объединение «Вспомнить все», которое реставрирует старые вывески, мы с ними дружим и всячески поддерживаем. Важно, что все работы проводятся руками квалифицированных реставраторов и результат оказывается на уровне. Насколько я знаю Павла Гнилорыбова, он достаточно тонкий и понимающий человек. Следовательно, процесс воссоздания, если он будет запущен руками волонтеров, а не перехватившими инициативу властями, должен быть качественным.
Другое дело — объект для реставрации достаточно сложный. Оригинальную скульптуру балерины демонтировали после того, как от нее стали отваливаться фрагменты. За прошедшие годы атмосфера (в буквальном смысле, воздух, который нас окружает) в городе стала еще более агрессивной. Гипсовые фигуры обычно этого не выдерживают, и огромное количество фасадной скульптуры каждый год рассыпается или демонтируется. Поэтому нужно понимать, что воссоздание будет еще и сложной инженерно-технической задачей. Возможно, это будет пластиковая отливка, более легкая, чем гипсовый оригинал. Еще одна проблема, которая может помешать волонтерской версии проекта, — безопасность. Нормативы в этой области достаточно жесткие. Может случиться так, что техническое состояние конструкций не позволит на них что-то водружать.
Архитектурный облик нашей столицы сильно изменяется. Поэтому возможность поучаствовать в возвращении ее некого исторического вида мне кажется очень важной. Я в этом лично заинтересован. Я избирался в муниципальные депутаты как раз для того, чтобы любыми способами содействовать тому, чтобы городская среда становилась удобнее и приятнее для всех жителей. Поэтому сохранение подобных культурных и исторических элементов городской среды мне кажется очень важной задачей. Когда я услышал, что жители и профессиональное сообщество выступили с таким обращением к муниципальным депутатам Тверского района, а раз мы соседи, решил, что будет важным их в этом поддержать.