5 причин посетить особняк Поливанова, который пережил революцию, войну и пожары

20 декабря 2017 в 18:02
Фотография: Наталья Мущинкина
Старинный особняк Поливанова в Денежном переулке открылся после реставрации, которая затянулась на десятилетие. Дому почти двести лет, за это время у него было больше пяти владельцев. «Афиша Daily» рассказывает, что интересного сохранилось в особняке и как он будет существовать теперь.

Немного истории

Дом назван именем первого владельца Александра Константиновича Поливанова, дворянина, поручика в отставке, кавалергарда. В начале 1820-х годов Поливанов построил здесь деревянный дом с мезонином и флигель, который сгорел в конце 60-х годов ХХ века. В конце XIX — начале XX века домом владел московский купец Петр Андреевич Панов. С 1907 года и до революции дом принадлежал дочери Панова — Елизавете Петровне Горожанкиной, потомственной почетной гражданке, судьба которой после революции неизвестна.

После национализации в особняке были квартиры, а на первом этаже размещались административные помещения. Во время Великой Отечественной войны в особняке находилась Всесоюзная школа радистов, где девушки проходили трехмесячные курсы и тут же жили.

В начале двухтысячных в доме случился пожар, и его дальнейшая судьба была под угрозой. Последние владельцы особняка съехали, дом стоял затянутый сеткой, со следами пожара и без отопления. После этого у дома было еще несколько владельцев.

Дальше были суды, где решались имущественные споры. Раньше особняк был собственностью Москвы, потом его отнесли к федеральному имуществу. Сейчас дом принадлежит Министерству культуры, Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры. Его долгосрочный арендатор — Фонд социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия, который получил дом по программе приспособления памятников архитектуры после реставрации и провел там еще одну реставрацию. Фонд содержит особняк на средства, которые получает от государственного и частного партнерства.

1. Сохранившийся пример деревянного ампира в Москве

Дом Поливанова — один из редких примеров московского деревянного ампира, который относится к памятникам архитектуры XIX века. Он построен в 1823 году по заказу поручика Поливанова. Фасад здания внешне похож на каменный, но весь дом, включая колонны перед входом, выполнен из дерева. Дом горел дважды и ни разу не сгорал полностью. Он долгое время находился в аварийном состоянии, стоял затянутый сеткой, но все-таки сохранился до наших дней.

2. Одноэтажный дом, в котором на самом деле три этажа

Дом снаружи выглядит как одноэтажное строение с довольно большим мезонином, который в те времена не считался жилым помещением, а значит не облагался налогом. Такая планировка типична для позднего классицизма, когда запрещалось строить деревянные дома выше одного этажа. Так власть влияла на то, чтобы в городе строили дома из камня, потому что они менее пожароопасны, чем деревянные. На самом деле в особняке три полноценных этажа: мезонин, этаж с парадными и подвал по периметру всего дома, о наличии которого узнали только во время первой реставрации. Снаружи он кажется небольшим, но внутренняя планировка устроена так, что такого дома хватало для небольшой семьи с детьми, слуг и няни. В мезонине располагались жилые комнаты, детские, спальни, кабинет хозяина, а на нижнем этаже были парадные, в которых принимали гостей и проводили пышные торжества.

3. Парадные залы и столетний рояль

В особняке есть малый и большой парадные залы. Между ними — сквозная антресоль, где во время приемов сидели музыканты. Антресоль выходила в оба зала, поэтому звук шел сразу в два помещения. Малый зал использовали как столовую, здесь же устраивались музыкальные вечера. В большом белом парадном проходили торжества и приемы, званые обеды. Сейчас в этом зале стоит отреставрированный рояль, которому более ста лет. Известно также, что Поливанов некоторое время сдавал этот дом, например, в 1835–1836 годах в нем жил Степан Петрович Жихарев, писатель, переводчик, член закрытого дружеского общества и литературного кружка «Арзамас». Также есть мнение, что в мае 1836 года Александр Сергеевич Пушкин бывал в этом доме, когда встречался с Жихаревым.

4. Печь, лепнина и паркет

Дом реставрировали дважды. На полах лежал линолеум, а двери были покрашены десятью слоями краски. Когда со стен сняли все слои, обнаружили склеенные газеты и решетку под ними, а дальше — совсем другой цвет стен. Тогда провели экспертизу и определили исторический цвет стен как внутри, так и снаружи здания. В одной из комнат обнаружили искусственный мрамор на стенах, который удалось воссоздать. Этот популярный для того времени материал создавался по специальной трудоемкой технологии, которая имитировала рисунок настоящего мрамора. Пол тоже много раз переделывали. Его также разбирали послойно и находили небольшие кусочки рисунка, который удалось восстановить. Кстати, рисунок паркета в каждой комнате был разный. Когда разбирали мусор в подвале, сведений о котором не было даже в бюро технической инвентаризации (БТИ), нашли куски лепнины и по ним все восстанавливали. Из подлинного, что сохранилось до наших дней, — печь, которая есть в нескольких частях дома.

5. Иммерсивный спектакль о жителях дома

После того как прошли все этапы реставрации и особняк арендовал Фонд социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия, возник вопрос, что дальше делать с домом. Фонд согласовал свою идею с Министерством культуры и открыл театральную площадку, где с декабря показывают иммерсивный спектакль «Дом 1907». Он рассказывает историю дома и его жителей. Зрители видят общее начало и финал, в другое время их делят на три группы, каждой показывают свою историю. Действие проходит практически во всех комнатах дома. Все вырученные деньги от спектакля идут на оплату государственной аренды, содержание особняка и восстановление флигеля, который был рядом с домом.

Олег Цалабенок
Вице-президент Фонда социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия

«Мы собирали этот дом, как пазл. Искали всевозможные сведения: поднимали старые записи и фотографии, в дом приходили жители коммуналки, которые жили там в одно время. Вторая реставрация затянулась на три года из-за имущественных споров: были большие перерывы. В итоге нам удалось сделать все так, как было изначально у Поливанова. В отреставрированном особняке по всем правилам нужно было установить вентиляцию, системы кондиционирования и отопления. Мы решили этот вопрос без угрозы для внешнего вида — разместили напольные системы кондиционирования и отопления. И, конечно, приходилось справляться с разными трудностями, например, нужно было заменить сгоревшие бревна в стене, которым почти двести лет. Нам рекомендовали оставить все, что можно сохранить с тех времен, поэтому полностью заменить их нельзя было, нужно было в старое бревно вставлять новое. Наши технологи определили, что это невозможно, потому что новое бревно дает усадку. Мы нашли выход: наш прораб предложил использовать сруб, который стоял у него в Ивановской области пятьдесят лет. Мы поняли, что это отличный выход и закупили несколько таких же старых срубов, которые использовали в реставрации».