WAF был придуман британцами и сначала проходил в Барселоне, затем переехал на несколько лет в Сингапур, в 2016-м снова вернулся в Европу — в Берлин.
В рамках трехдневного события проходят презентации проектов, дискуссии и определение победителей в 32 категориях в четырех разделах — реализованные объекты, проекты, малые объекты и ландшафт. World Architecture Festival — конечно, не Архитектурная биеннале в Венеции, но он дает достаточно представительный срез индустрии, потому что в конкурсе участвуют как гиганты рынка вроде BIG, Heatherwick Studio и Zaha Hadid Architects, так и небольшие бюро.
«Всемирный фестиваль архитектуры уже десять лет является площадкой, где эксперты со всего мира собираются для обмена опытом и знаниями. Через критику, обсуждения, презентации и, конечно, нетворкинг, WAF представляет устоявшиеся и развивающиеся практики в области архитектурной мысли. Самое главное, что это не только вести из традиционных центров мира, но и из регионов с новой, формирующейся и яркой архитектурной сценой — Ирана, Вьетнама, Таиланда и Индии».
Кто получил главный приз
Главную награду — в номинации «Здание года» — получил проект реконструкции китайской деревни Гуанмин после землетрясения, реализованный Китайским университетом Гонконга. Решение понравилось не всем, потому что оно фактически отмечало социально-экономическую концепцию: китайцы представили технологию строительства, а не архитектурный проект.
Полный список победителей можно посмотреть на archi.ru — там много проектов из Азии и Австралии, но не из России, хотя наши архитекторы были представлены в нескольких категориях.
То, что вы видите, — проект восстановления деревни Гунамин, это лучшая архитектура планеты по версии WAF
Деревня пострадала от землетрясения в 2014 году. Местные жители пытались перестроить ее, используя кирпич и бетон, но цена материалов оказалась слишком высокой
Фактически Китайский университет Гонконга получил награду не за архитектуру, а за технологию строительства глинобитных зданий со стальными и бетонными конструкциями. Новые дома более устойчивы при сейсмической активности
«В этом году из почти тысячи присланных заявок только половина оказалась в шорт-листе. Мы участвуем пятый год и в этот раз презентовали три объекта: проекты станций московского метро «Ржевская» и «Шереметьевская», а также общественное пространство в Генуе. Мы не первый раз показываемся на WAF: в 2014-м Blank Architects получили специальное упоминание за проект трансформации кинотеатра «Ударник», который делали с британским архитектурным бюро John McAslan + Partners.
Все самые большие архитектурные порталы в мире, включая ArchDaily, Dezeen, Architizer являются медиапартнерами WAF. Участие — это всегда шанс получить дополнительное анонсирование проекта и хорошая площадка для общения с коллегами. Профессионально это очень важное мероприятие, демонстрирующее вектор развития области и формулирующее вопросы, которые будут важны через десять лет: устойчивая архитектура, производство экономичного жилья, рост численности населения в городах и изменения в их инфраструктуре, BIM-технологии (способ разработки архитектурного проекта, предполагающий полное моделирование его будущих функций — технологической, экономической и пр. — Прим. ред.). Победитель этого года — очень социальный китайский проект. Интересно, что именно он, а не здания архитекторов-звезд, был выбран жюри».
Дизайн станции метро «Ржевская» от Blank Architects выбрали на портале «Активный гражданин»
Построить ее должны к 2020 году
Blank Architects участвовали в конкурсе на ревитализацию набережной в Генуе: они придумали ряд павильонов и променад
«В этом году я делал на WAF четыре презентации. Один проект от компании Speech: в категории «Display» в шорт-лист вышла инсталляция «CityDNA», исследующая ДНК четырех современных мегаполисов — Нью-Йорка, Гонконга, Милана и Москвы, поднимающая тему контраста современной и исторической архитектуры и способов интеграции мира информации в структуру исторического города.
И еще показал три проекта моего берлинского офиса Tchoban Voss Architekten. В категории «Жилые здания» — интересный энергоэффективный жилой дом, построенный в прошлом году в Берлине и не нуждающийся в центральных источниках энергии. В номинации «Религия» я защищал здание церкви в Гетчендорфе, появление которой инициировало спасение и новый виток развития приходящего в упадок исторического комплекса. Также этот проект ставит важный для меня вопрос: как традиции российского церковного зодчества могут преломляться в современном церковном здании. И, наконец, в последней номинации — «Применение цвета в архитектуре» — офисный комплекс Tuchfabrik, ревитализация фабричного здания 1960-х годов. Цветовое и графическое решение фасадов стало средством создания идентичности комплекса с совершенно новой функцией. Плюс помогло вызвать ассоциацию с его прошлым: когда-то здесь находилась фабрика по производству одежды, и именно разноцветная пряжа стала темой архитектурного образа».
Изначально инсталляция «City DNA» была в этом году представлена на Milan Design Week: во дворике Миланского университета была установлена конструкция из зеркал и медиаэкранов
Четырехэтажный дом в берлинском районе Митте с неупорядоченными окнами
Историзм от Чобана: церковь Святого Георгия в деревне Гетчендорф. Она расположена в Георгиевском монастыре, основанном в 2007 году в тридцати минутах езды из Берлина. Интересно, что его инициатором выступил Норберт Кухинке — Билл Хансен из «Осеннего марафона»
Еще один проект берлинского бюро Сергея Чобана
«В этом году мы в третий раз были на фестивале и делали две презентации — проект спортивно-оздоровительного комплекса школы дзюдо в Петербурге и концепцию застройки жилого района в Пушкине. Самый наш успешный год на WAF был в 2015 году в Сингапуре. Тогда мы получили главные призы сразу в двух номинациях: «Постройки. Школы» — за Академию танца Бориса Эйфмана и «Проекты. Мастер-планы» — за концепцию развития исторического центра Калининграда.
Для архитекторов WAF это отличная тренировка в искусстве презентаций. Тебе дается десять минут, чтобы рассказать о проекте, и еще десять ты отвечаешь на вопросы. В России этому не учат, главный король в этой области, конечно, Бьярке Ингельс (BIG), но год от года уровень всех участников растет, и это полезный навык. Победа в какой-то из номинаций WAF — серьезное признание заслуг и признак включенности российской архитектуры в мировой контекст. Год от года победителями становятся совершенно разные проекты, поэтому какого-то универсального рецепта нет. В 2016 году президентом жюри был Дэвид Чипперфильд и победил польский проект центра диалога Przełomy, который очень, как мне кажется, отвечал его собственным взглядам: микс культуры и истории. Два года назад приз достался Оле Шерену из бюро Рема Колхаса OMA за проект жилого комплекса из модульных блоков в Сингапуре».
Проект школы дзюдо имени А.С. Рахлина (2015) использует мотивы архитектуры Японии — родины этого боевого искусства
Серия четырехэтажных домов в Пушкине
Авторы утверждают, что проект в Пушкине вдохновляла архитектура парковых павильонов Петербурга
«На WAF-2017 мы представляли наш проект Alliance 1892. Brandy Distillery Museum & Warehouse, вошедший в шорт-лист раздела «Культура. Построенные проекты». Объект расположен в Калининградской области, в Черняховске, и появление этого здания является исключительным событием для такого небольшого города.
На мой взгляд, одним из главных событий было приглашение на фестиваль критика мировой величины Чарлза Дженкса, диалог которого с Пьером де Мероном собрал полный зал. Взгляд Дженкса на проблему архитектуры обращен на ее идейное содержание и образное решение, он поддерживает создание выдающихся зданий, которые могли бы стать не просто фоновой рядовой застройкой, но точками силы, заряжающими — или заражающими — окружающее своей энергией и силой красоты».
Для Калининградской области Музей-хранилище коньяка завода «Альянс 1892» мог бы иметь такое же значение, как Музей Гуггенхайма для Бильбао, но только находится на территории завода – свободно туристам к нему не пройти
В прошлом году проект Левона Айрапетова и Валерии Преображенской был реализован в Черняховске — изначально Инстербург — практически без изменений. Возможно, это пример самой западной архитектуры в России — во всех смыслах
«В этом году мы были первый раз и не как участники, а как гости. Из больших открытий — архитектура Ирана, которая была представлена на фестивале серией объектов. Мы мало знаем о постройках этого региона, но оказалось, там есть современная архитектура, и она довольно инновационная, работает со своими ограничениями, но вполне вписывается в мировой контекст.
Меня смутил коммерческий характер события. Несмотря на то что есть жюри, которое осуществляет отбор проектов, не совсем понятны критерии. Главное «Здание года»-2017 — реконструкция китайской деревни после землетрясения — абсолютно не архитектурное произведение. Если сам фестиваль предназначен для профессиональных участников, билет на него стоит около €1000, то зачем им за их деньги показывать, что современная архитектура может обойтись без архитектора? Для меня это скорее отрицательное сообщение. Если же жюри хотели сказать широкой публике, что звездная архитектура умерла, — тоже странно делать это на фестивале для архитекторов, потому что событие посещают в основном профессионалы».
Госпиталь Парс от компании New Wave Architecture в Тегеране получил специальный приз на WAF
Это образцовая современная архитектура, хотя и далекая от социальной тематики: госпиталь частный
Лейтмотивом стало обилие света и зеленый цвет