ЦОДД — то есть Центр организации дорожного движения — в 1999 году начинался как контора из пяти человек, которые должны были думать об эффективности дорожного движения и предлагать варианты решения заторов. Большинство москвичей об их существовании узнали с введением платной парковки в 2013 году, когда в почтовые ящики стали сыпаться штрафы, помеченные этой аббревиатурой. Со временем служба стала заниматься не только исследованиями, оперативным управлением движением и нарушениями правил стоянки, но также начала следить за состоянием инфраструктуры, обеспечивать безопасность движения и программировать работы светофоров.
Сегодня в ЦОДДе трудится почти две тысячи человек; 80 из них — в созданном в 2013 году Ситуационном центре, откуда в оперативном режиме контролируют всю дорожную ситуацию в городе. Так что, если вас как-нибудь попросят сказать, где находится пульт управления дорогами Москвы, то это наверное здесь — в Ситуационном центре во 2-м Лесной переулке.
Что находится в здании
Новое здание у метро «Белорусская» ЦОДД получил четыре года назад — сюда въехал Ситуационный центр. Отдел кадров и бухгалтерия ЦОДД осталась на Золоторожском Валу
Основной зал в здании: на большой экран сводятся вся big data о движении машин в городе
Зал совещаний расположен здесь же, на втором этаже
В часы пик, утром и вечером, дежурных в зале больше всего. Ночью достаточно трех человек, и оттенок их волос на качество работы не влияет
Руководство смены распределяет задачи по дежурным — прежде всего, раскидывает их на проблемные участки
Управляемые отсюда камеры в автоматическом режиме фиксируют (но фиксация происходит не в Ситуационном центре), когда машина выезжает на полосу общественного транспорта или движется по обочине, грузовик проезжает зоны, по которым не должен ехать, а автомобилист не пропускает пешехода или паркуется на островке безопасности. Сейчас разрабатывается программа, которая позволит камерам фиксировать машины, выехавшие на дорогу без страхового полиса. Фотографии и записи камер ЦОДД передают в гаишникам и прочим организациям с аббревиатурами в названиях — там уже решают, какие назначить штрафы.
В том числе за состоянием знаков и светофоров. Камера посылает изображения дорожных знаков, которые анализируются на качество. Система интегрирует телефонные звонки жителей и жалобы с портала «Наш город», хотя основная масса заявок поступает от дорожных служб контроля. Эти данные ЦОДД сопоставляет с погодными условиями. Данные единой системы видят и сотрудники ГИБДД, и Департамент транспорта.
На каждый автобус — и мосгортрансовский, и принадлежащий частной компании-перевозчику — установлен трекер, информация с которого передается в центр. Отсюда следят за тем, удается ли транспорту соблюдать расписание, и передают информацию в Мосгортранс, где могут оперативно скорректировать прогноз прибытия автобусов на информационных табло. На основе всего этого Мосгортранс анализирует эффективность маршрутов и решает, что делать с проблемными местами. Маршрутная система «Магистраль» появилась в том числе по результатам такого анализа.
Не так давно у ЦОДД появился проект «Дорожный патруль» (он состоит из пяти легковых автомобилей). Если в Ситуационном центре замечают происшествие — например, встала машина на ТТК из-за поломки или бензин кончился, и пробка начинает расти, —то ЦОДД отправляет на помощь буксир, который доставит автомобиль до заправки, сервис-центра или оставляет на обочине. Нарушителя не штрафуют. Говорят, что часто выезжают на помощь девушкам, у которых пробило колесо.
Как работают в главном зале
Наведите курсор на красные точки
Прежде всего, дежурная смена должна круглосуточно следить за дорогами Москвы и, если что-то случится, постараться нормализовать ситуацию. Вот пример: камеры заметили, что скорость машин на какой-либо магистрали резко упала и стала намного ниже, чем обычно в это время. Далее поступает сигнал сотруднику, который изучает показания камеры и определяет причину. Если он видит аварию, то выходит на связь с ГИБДД или отправляет на точку собственный дорожный патруль ЦОДД. Если на шоссе или улице возникает штатная пробка — например, из-за того, что идет ремонт, — сотрудник может перевести работу светофора в ручной режим.
Что показывают на большом экране
На этой карте можно увидеть все результаты системы фотофиксации нарушений. По данным фотофиксации автоматически определяется количество машин и длина заторов
ЦОДД может получить доступ к любой камере системы — и поворачивать ее, чтобы лучше отслеживать развитие проблемной ситуации
Одна из задач ЦОДД — информировать горожан о состоянии дел на дорогах и предлагать обходные маршруты в случае ремонта
Данные о нарушениях поступают в ГИБДД, ЦОДД же на основании скоростей движения может рассчитывать длину заторов на дорогах
Все данные система накапливает и хранит, так что при желании можно сравнить состояние пробок с прошлогодней ситуацией, сопоставить с погодными условиями или важными городскими событиями
Каждому изменению на московских дорогах — от введения одностороннего движения до установки новых светофоров — предшествуют исследования. Если на каком-то участке регулярно образуются пробки или случаются аварии, в ЦОДД должны разработать решение проблемы. На этой неделе, например, закрыты съезды на Садовое кольцо у Большого Дровяного переулка и на Таганскую площадь перед тоннелем: здесь было много пробок из-за того, что машины неправильно перестраивались на дороге. В ЦОДД рассчитали разные варианты решения и остановились именно на этом: на движение общественного транспорта закрытие не повлияет, но поможет перераспределить потоки. Или другой пример: на благоустроенных улицах дорожные знаки стали сильнее бросаться в глаза, и ЦОДД предложили их заменить на уменьшенные, которые уже можно встретить в центре, и постепенно они должны появиться на всех маленьких улицах города.
«Раньше мы компьютер, который находится в нашем распоряжении, назвали бы искусственным интеллектом. Хотя я, как бывший программист, определяю искусственный интеллект в терминах Айзека Азимова: как систему, способную к самостоятельному принятию решений. В любом случае сейчас требования к технологиям повысились, и инструменты в нашем распоряжении скорее следует определять как инновационные технологии с возможностью обработки больших данных, за счет анализа которых мы можем производить глубокие выводы. Например, предсказать, в частности, как изменит транспортную ситуацию в городе перекрытие той или иной дороги.
Из ближайших планов ЦОДД — развивать все учетные системы. Это большой блок работы: что бы ни делала наша организация, все должно быть автоматически зафиксировано. Мы совершенствуем систему информирования горожан о событиях на дороге, но много работаем также над автоматическим распознаванием неполадок на дорогах. Например, компьютер видит задымление и ДТП и просит, чтобы оператор на это обратил внимание. Это сложный алгоритм, который еще больше осложняет тот факт, что камеры не стационарны — они поворачиваются».