«Для меня масштаб стал понятен в августе, когда я увидела объявления об общественных слушаниях по проекту подсветки Воробьевых гор 17 августа 2017 года. Там нас оказалось 15 человек из нескольких районов, включая Гагаринский, Хамовники и Раменки. Обсуждался проект установки огромного количества светильников — 1000 штук — на территории от Новоандреевского моста до Воробьевского шоссе, то есть на всем протяжении природного заказника Воробьевы горы. Сумма закупки производила сильное впечатление — она составляла более 2 млрд рублей (обсуждение закупки можно почитать здесь. — Прим. ред.). Подрядчиком на тот момент выступала организация ООО «Каскад-Энерго», заказчиком — Департамент топливно-энергетического хозяйства Москвы, который в процессе согласований закупки перестал существовать; его функции передали в Департамент ЖКХ.
Мы потребовали предоставить проектную документацию, техзадание и обоснование целесообразности такого гигантского проекта. Нам вынесли том с текстом и с картами — проект, но не предоставили обоснования и документов с экологической экспертизой. Кто выступил инициатором проекта, мы также выяснить не смогли. Ведущий слушаний сказал, что это лично мэр, но не смог сослаться ни на один документ. Устно было сказано, что проект разработан в целях «увеличения потока туристов». Освещать по проекту предполагается именно зеленые насаждения, то есть сам лес, поэтому прожекторы должны устанавливаться среди деревьев. Мы сразу же указали на очевидное несоответствие проекта закону «Об особо охраняемых природных территориях», к которым относятся Воробьевы, о потенциальном вреде такого мощного освещения.
Важно сказать еще, что фактически работы по установке светильников на Воробьевых начались еще до общественных обсуждений, до утверждения закупки. Жители-активисты вызывали полицию, и полиция зафиксировала, что работы проводят «неустановленные лица». Во время общественных обсуждений нам заявили, что эти работы проводилось в порядке эксперимента, в рамках разработки проекта (стоимость проектных работ при этом составила 18 млн рублей). Факт остается фактом: никаких экологических экспертиз, разрешений не было».
«Заказник Воробьевы горы создавался для сохранения исходной московской флоры, и его действительно можно расценивать как реликт тех дубрав, которые здесь были раньше. Теперь сохранить его не получится, потому что как минимум стометровая полоса вдоль променада исковеркана, искорежена и последствия непредсказуемы.
Деревья оказались в режиме голодания. На расстоянии в 20 метров с каждой стороны от канав, ведущих к светильникам, у растений отсечена половина корневой системы. В условиях поздней осени деревья лишены питания на предстоящий зимний период. Деревьям придется тратить силы на залечивание ран — об этом никто не позаботился, корни обрублены безобразно. Наиболее уязвимые породы — это как раз основа зеленого массива: липы, вязы, боярышники, клены и, конечно, дубы. С точки зрения дендролога — это варварство, это праздник бездумия».
«Спектральная чувствительность глаза насекомых отличается от нашей. Они наиболее чувствительны к зеленому, синему и ультрафиолетовому участкам спектра и наименее — к желтому и красному. Наибольший вред приносят ртутные лампы, металлогалогенные и светодиодные — именно они и устанавливаются в качестве ландшафтной подсветки на Воробьевых.
Большая часть привлеченных светом ночных и прочих насекомых, даже не сгорев на лампе, впоследствии гибнут или исключаются из размножения. Прямой вред от дезориентации такими мощными источниками света может быть нанесен не только насекомым, но и мелким птицам и рыбам в Москве-реке. Опосредованный вред от сокращения численности очевиден: лишение кормовой базы насекомоядных птиц и летучих мышей, снижение численности и, как следствие, — размножение вредителей, толерантных к световому загрязнению.
Я считаю, что приемлемы только источники с натриевыми лампами или лампами накаливания небольшой мощности. Для минимизации ущерба от светодиодных светильников необходимо решить вопрос об их отключении до наступления нового вегетационного сезона, а в дальнейшем — о замене их на экологически приемлемые».
«На работы по ландшафтному освещению не проводилась государственная экспертиза, и это нарушение закона. Это частный случай московской строительной практики, бороться с которым можно только общественной кампанией. Например, проект установки памятника князю Владимиру на Воробьевых, изобиловавший нарушениями, был отменен именно тогда, когда мы добрались до конкретных исполнителей.
Сейчас идеальным вариантом было бы организовать на Воробьевых дежурства добровольцев, которые требовали бы остановки работ, — ведь нанесение вреда продолжается, смонтирована не вся подсветка. Необходимо также восстановить природоохранную деятельность на Воробьевых горах. Сейчас она прекращена, и это самое ужасное. Раньше при Департаменте природопользования функционировали рабочие группы. Такая группа была и у нас, и с ее помощью были остановлены попытки других незаконных работ. По другим особо охраняемым природным территориями такие рабочие группы были снова созданы, а по Воробьевым — нет. И это еще один признак того, что идет фактически планомерная ликвидация заказника».
Официальный комментарий дирекции парка Горького, на балансе которого находится территория заказника Воробьевы горы
«Проект ландшафтного освещения территории Воробьевых гор является тестовым. Заказчик — Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. Дирекция парка Горького не принимала участия в разработке самого проекта, но участвовала в предварительном обсуждении возможности создания нового ландшафтного освещения на территории Воробьевых гор.
Учитывая статус территории, согласование проекта парком в полном объеме возможно только после положительного заключения Департамента природопользования. Сейчас же вы видите тестовую систему освещения, которая будет демонтирована в случае отказа в реализации проекта. Администрация парка планирует совершенствовать территорию, приспосабливая ее к требованиям современной жизни и комфортном отдыху посетителей без нанесения ущерба уникальной флоре и фауне природного заказника».