«Матильда» Алексея Учителя и «Пила-8» в прокате, концерт Машин Ган Келли, ретроспектива фильмов Билли Уайлдера, латвийская BDSM-премьера Кирилла Серебренникова и последняя неделя работы масштабной выставки, посвященной Юрию Любимову.

Понедельник, 23 октября

Третья симфония Онеггера и революционная музыка

Революционная музыка, Стравинский и Онеггер

Швейцарский дирижер Мишель Табачник, вероятно, решил, что Октябрьская революция — это весьма хаотичное дело и с такими мыслями составил любопытную сбивчивую программу. В одном концерте — революционные кантаты Прокофьева и Рославца, мировая премьера симфонической поэмы «1917» современного композитора Богданова, ранний Стравинский и «Литургическая» симфония Онеггера. На последнюю стоит обратить особое внимание: эту прекрасную послевоенную партитуру редко исполняют в России.

«ДНК великих научных фильмов»

Лекция куратора нью-йоркского Museum of Moving Image

В понедельник в рамках фестиваля кино о науке и технологиях «360˚» куратор нью-йоркского Museum of Moving Image и редактор сайта Sloan Sсience & Film Соня Эпштейн прочитает лекцию в Российской государственной библиотеке, на которой расскажет об истории документального научного кино и, демонстрируя отрывки из самых значимых работ жанра, объяснит, что делает научные фильмы успешными и как современные документалисты интегрировали науку в сторителлинг. Вход свободный, но нужно предварительно зарегистрироваться.

Когда

23 октября, 20.30–22.00

Где

Российская государственная библиотека, Воздвиженка, 3/5, мраморная лестница, 1 подъезд

Подробности

здесь

Вторник, 24 октября

Машин Ган Келли в «Главклубе»

Непропорционально популярный поп-рэпер из Кливленда снова в России

27-летний рэпер славится пулеметной читкой, покровительством Дидди и громкими романами с моделью Эмбер Роуз и певицей Холси. Крупные творческие победы у MGK, скорее всего, впереди: все три его альбома представляют собой довольно посредственный южный поп-рэп, а его синглы не демонстрируют крупных успехов в чартах. Все это не мешает Машин Ган Келли успешно гастролировать: вокруг рэпера быстро сформировалась верная фан-база, забивающая крупные площадки.

«Ближний город» в «Гоголь-центре»

Латвийская BDSM-премьера Кирилла Серебренникова

Тридцатилетние Иво и Анника счастливы вместе, но, видимо, не совсем — Иво периодически пропадает в городке по соседству. Однажды Анника решает пронюхать что к чему — так начинается ее невероятное приключение с элементами BDSM. Этот спектакль Кирилла Серебренникова в Национальном театре Латвии — первое обращение режиссера к одному из самых видных европейских драматургов современности Марюсу Ивашкявичюсу, хорошо известному здешней публике по спектаклям «Русский роман» и «Изгнание» в Театре им. Маяковского.

«Мыдым» в «Антикварном Boutique & Bar»

Безумный спектакль по обэриутам от режиссера «Копов в огне» в ресторане

Шизофреническое кабаре Юрия Квятковского («Копы в огне») по текстам обэриутов разыгрывается посреди столов полуподвального ресторана «Антикварный Boutique & Bar». В программе: дуэль-оратория Пушкина с Гоголем, танцы по Хармсу, хип-хоп по Введенскому, съедобная старуха и многое другое. В ролях — брусникинцы нескольких поколений плюс приглашенные актеры разнообразных (это важно) жанров.

Ретроспектива фильмов Билли Уайлдера

Легендарные картины одной из самых значительных фигур Голливуда 1940–1950-х годов

В кинотеатре «Пионер» при поддержке издательства Rosebud, недавно выпустившем книгу о великом американском режиссере Билли Уайлдере, пройдет ретроспектива его фильмов. В программе всего четыре картины. И одна из них, разумеется, его бессмертный (шесть «Оскаров») хит «Квартира» про клерка (Джек Леммон) из страховой компании, который одалживает ключи от своих апартаментов начальникам, чтобы те могли с комфортом изменять женам, но однажды герой влюбляется в лифтершу (Ширли МакЛейн, приз за лучшую женскую роль на МКФ в Венеции), которая спит с его директором, — и все идет наперекосяк. Помимо этого зрители увидят пылающий страстью «Зуд седьмого года» с Мэрилин Монро в роли то ли девушки, то ли виденья (знаменитый кадр с парящей юбкой отсюда). Парижскую валентинку в духе Эрнста Любича «Любовь в середине дня» с Одри Хепберн, встречающей свою первую любовь в лице Гэри Купера. И сделанный на волне успеха «Нежной Ирмы» неловкий секс-фарс «Поцелуй меня, глупенький» с Дином Мартином, Реем Уолстоном и Ким Новак. С остальными фильмами, не вошедшими в программу, можно ознакомиться в исчерпывающем путеводителе Станислава Зельвенского по творчеству режиссера.

«Хаим Сутин. Ретроспектива»

Сутин, предшественники и последователи

Хаим Сутин. Сиеста (Женщина растянулась под деревом), 1934

Французский художник русского происхождения Хаим Сутин дружил с Модильяни и был известен примерно так же, как Пикассо и Матисс. Он ценил классиков — от Рембрандта до Пуссена, а его экспрессивный мазок потом вдохновлял Бэкона, Поллока и Ротко. Двух последних художников можно увидеть с ним бок о бок на выставке — помимо хрестоматийных работ самого художника, в том числе «Женщину, входящую в воду» и «Курицу на фоне кирпичной стены».

«Любимов и время. 1917–2017. 100 лет истории страны и человека»

Большая выставка всего, что связано с режиссером-реформатором Юрием Любимовым

Юрий Любимов — ровесник революции, известный всему миру как основатель Театра на Таганке, режиссер-реформатор, совсем немного не доживший до векового юбилея. Музей Москвы совместно с Благотворительным фондом развития театрального искусства Ю.П.Любимова на две месяца занимает 2000 квадратных метров огромной инсталляцией. Публика попадает внутрь достоверно воссозданных декораций культовых спектаклей Таганки — от «Гамлета» до «Бориса Годунова»; здесь же афиши, видеозаписи, фотографии. Выставка работает до 26 октября.

Среда, 25 октября

Джон Ноймайер и Гамбургский балет в Московской филармонии

Танец «Страстей по Матфею»

Один из самых известных хореографов современности Джон Ноймайер, великая труппа Гамбургского балета, духовный opus magnum Баха: спектакль «Страсти по Матфею» можно смело заносить в главные события осени. Ноймайер ловко балансирует между литературными историями и абстракцией танца, поэтому на его постановках находят примирение любители классического и современного театров. Российская премьера «Страстей» пройдет не на танцевальной сцене, а в партере Концертного зала имени Чайковского — и это не вынужденное ограничение, а любопытная находка балетмейстера.

«Хаим Сокол. Бумажная память»

Проект о прошлом «Фабрики» от важного художника

В 2014-м Хаим Сокол, российско-израильский художник, главная тема которого — память и непростой быт мигрантов, превратил пространство «Фабрики» в тотальную инсталляцию из мигрантских лопат и носков. В рамках того проекта Сокол показал собственную ироничную версию «Спартака» под заголовком «Times New Roman», в которой случалось символическое восстание против мигрантов, одетых легионерами. В этом году художник делает оммаж собственно «Фабрике» как пространству. В советское время здесь печатали технические бумаги — из них Сокол соберет некий объект как метафору нового культурного производства и создаст поэтическую серию графики на основе хранившихся здесь личных дел сотрудников.

«Институт Очень Современного Искусства Фактически Бакштейн»

Герой современного искусства показывает свою коллекцию

Трудно недооценить значение Иосифа Бакштейна для российского искусства: он присутствовал у истоков московского концептуализма, был среди тех, кто придумал Московскую биеннале (и до последнего года ее бессменным комиссаром), руководил Институтом проблем современного искусства и так далее, и так далее. Его коллекция, конечно же, очень личная: все работы на выставке ему подарили друзья и ученики: Эрик Булатов, Олег Кулик, Владик Мамышев-Монро, Александр Виноградов, Айдан Салахова, Ирина Корина, Анна Желудь, Хаим Сокол, Таус Махачева, Оля Кройтер и многие другие. Обычно личные коллекции в музее бывают интересны по одной из двух причин: это либо шанс увидеть работы больших художников, либо понять что-то о самом коллекционере, который их собрал. В этом случае выставка должна быть интересной вдвойне.

Четверг, 26 октября

«Последний богатырь»

Третий полнометражный фильм студии Disney в России

Продвинутый москвич Иван (Виктор Хориняк) попадает из современной России в сказочное Белогорье, где встречает Василису (Мила Сивацкая), Кощея (Константин Лавроненко) и Бабу-ягу (Елена Яковлева), а также оказывается втянут в эпичное противостояние сил добра и зла. Дебютировав в России чудовищной «Книгой мастеров», студия «Дисней» пытается реабилитироваться новой полнометражкой, в которой продолжает заигрывать со знакомыми отечественному зрителю сказочными сюжетами и героями (еще будут Добрыня, Чудо-юдо и Водяной) — и вместе с тем пытается всячески переосмыслить их. За деконструкцию былинных винтиков и схем отвечает неплохой режиссер Дмитрий Дьяченко («О чем говорят мужчины», «Кухня в Париже», «СуперБобровы»).

«Матильда»

Байопик неоднозначной русской балерины

Масштабный байопик русской балерины, прожившей без малого сто лет и умершей в Париже в 1971 году. До вынужденной эмиграции во время Гражданской войны Кшесинская была примой Мариинского театра, но больше известна не своими ролями в балетах Петипа и Льва Иванова, а любовными отношениями с монаршими особами: будущим императором Николаем II и великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем — чему в первую очередь и посвящен фильм Алексея Учителя. Над сценарием работает писатель Андрей Геласимов, автор книг «Фокс Малдер похож на свинью», «Жажда» и «Год обмана».

«Нашла коса на камень»

Жесткая сатира на лихие 90-е

Дерзкий победитель омского кинофестиваля «Движение» — дебют выпускницы Академии искусств из Кельна, которая переосмыслила свое детство в российской глубинке 90-х при помощи гротескного макабра в духе постперестроечного кино. Кажется, со времен «Груза 200» в нашем кино с такой львиной долей едкой сатиры не пропесочивали ту эпоху. Но вот пришла русская девушка-дебютантка и взяла в охапку свою европейскую закалку, любовь к Балабанову, смелую актрису Кутепову и с ностальгическим юмором ударила по лихим 90-м.

«Пила-8»

Перезагрузка слешер-франшизы от режиссеров «Воинов света» и «Патруля времени»

Игра на выживание продолжается, причем с участием самого Джона Крамера (Тобин Белл) — маньяка по прозвищу Пила (или, точнее, Конструктор), который вроде как почил несколько серий назад, но оказывается, все не так просто. Пока полиция раздумывает, имитатор это или нет, жертвами мучительных механизмов становятся новые люди. Спустя семь лет продолжить, казалось бы, изжившую себя слешер-франшизу (под неизменным продюсерским руководством ее автора Джеймса Вана) взялись талантливые братья Спириг, которые до этого поставили приличный вампирский боевик «Воины света» и головокружительную фантастику «Патруль времени» (в оригинале — «Предопределение»); кажется, адская машинерия «Пилы» в надежных руках.

«Завуалируй это»

Французская романтическая комедия про хиджаб

Арман (Феликс Моати) влюблен в Лейлу (Камелия Жордана), но тут приезжает ее религиозный брат Махмуд (Вилльям Лебгиль) и запрещает им видеться и целоваться. Делать нечего: чтобы быть ближе к любимой, Арман облачается в хиджаб и представляется скромницей Шахерезадой. Однако прикрытие идет наперекосяк, когда Махмуд начинает испытывать к выдуманной Шахерезаде симпатию. Французская комедия неловких положений, высмеивающая гендерные стереотипы.

«Шанхайский перевозчик»

Китайский боевик с Орландо Блумом

<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/Ypyxy-V69Xs" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Команда службы безопасности Дэнни Страттона (Орландо Блум), состоящая преимущественно из азиатов (Линн Хун, Ханна Куинливан, Саймон Ям и У Лэй), провалила задание по перевозке вазы стоимостью тридцать шесть миллионов из Шанхая в Лондон — и теперь намерена исправить свою оплошность. Боевик британского и главным образом сериального режиссера Чарлза Мартина, в одной из ролей — знаменитый кинобоец Син Юй.

«Шеф»

Индийская комедия про повара

Эмоционально выгорев на работе, шеф-повар мишленовского ресторана Рошан Калра (Саиф Али Кхан) возвращается домой в Индию, где покупает фуд-трак и начинает колесить по родной стране вместе с сыном Армааном (Свар Камбле), с которым у него непростые отношения. Болливудский ремейк «Повара на колесах» Джона Фавро, где вместо мексиканской кухни — индийская, но во главе угла все те же отношения отцов и детей.

«Мы — монстры»

Мультфильм про семью, ставшую монстриками

По воле графа Дракулы (и с помощью чар Бабы-яги) семейство Уишбоун превращается в классических монстров: отец становится Франкенштейном, мама — вампиром, сын — оборотнем, а дочка — мумией. Теперь, чтобы вернуть человеческий облик, им нужно объединиться и стать более чуткими друг к другу. Что-то наподобие пиксаровской «Суперсемейки», но в готическом антураже и с магическими заклинаниями.

Гастроли Джин Чана в Mitzva Bar

Коктейли от выходца из Тайваня, достигшего высот в Нью-Йорке

В четверг за стойкой Mitzva Bar разливать коктейли будет бартендер из легендарного нью-йоркского спикизи-бара Angelʼs Share Джин Чан. Он намешает 4 разновидности: New York Beet Salad, French Toast Flip, Red Eye Old Fashion и Century Egg Soy Mate. Продавать их будут по стандартной для заведения цене — каждый коктейль обойдется вам в 600 рублей. Работая в Angelʼs Share Джин Чан завоевал звание чемпиона Bacardi Legacy Cocktail Competition и даже успел разработать концепцию собственного бара — в классические вкусы он планирует добавлять нетривиальные ингредиенты. Что-то подобное Джин Чан приготовит и для москвичей.

Когда

26 октября, 20.00–1.00

Где

Mitzva Bar, Пятницкая, ¾, стр. 1

Подробности

здесь