Фотография: Iggy Pop
Мелодраматический триллер Франсуа Озона «Двуличный любовник», фильм-катастрофа «Геошторм», концерты Игги Попа, «ГШ» и «Буерак», спектакль Яна Фабра с горами съедобного реквизита и конфетти, а также фестиваль Shnit и выставка о жизни еврейского сообщества в России в 1917–1919 годах.

Понедельник, 16 октября

«Аритмия»

История двух супругов-врачей, которые упустили смысл своих отношений

<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/7ct_Rhbh0Ww" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Триумфатор недавнего «Кинотавра», самый чувственный фильм за всю карьеру Бориса Хлебникова, которому на фестивале в Сочи аплодировали так бурно, будто каждый зритель в зале действительно уловил ритм этой «Аритмии». Однако у Хлебникова кино без мелодраматических перегибов — простая история двух супругов-врачей, которые в какой-то момент между ежедневными подвигами на работе упустили смысл своих отношений. Лучшая роль Александра Яценко, окончательно выходящего на уровень хрестоматийного ряда от Янковского из «Полетов во сне и наяву» до Хабенского из «Географ глобус пропил». Пробивная роль Ирины Горбачевой, заставляющая забыть о ее инстаграме. Рецензию Станислава Зельвенского на «Аритмию» можно прочитать здесь.

«Я сижу в комнате» театра Post в Новом пространстве Театра наций

Авангардное музыкальное произведение для голосов зрителей (слушателей)

Одно из хрестоматийных произведений музыкального авангарда — «Я сижу в комнате» Элвина Люсье (1970) — в России до этой премьеры театра Post не исполнялось. Вместо партитуры у этого опуса — инструкция. Для исполнения требуются два магнитофона, микрофон, усилитель, динамик и пространство. Но главное — голос слушателя. То есть того, кто явился по билету. Известный петербургский герой экспериментального театра Дмитрий Волкострелов, уже поставивший с театром Post два минималистских произведения Джона Кейджа строго для 12 зрителей, настаивает на сей раз на цифре 32. Именно столько участников каждого нового сеанса ответственны за российскую историю исполнения этого знаменитого на весь мир сочинения.

Торжественное вскрытие и раздача самой большой тыквы в России

Попробовать «царь-тыкву» весом в полтонны

Осенний сезон в «Аптекарском огороде» начался с премьеры — месяц назад там презентовали самую большую тыкву в стране. Овощ весом свыше 400 килограммов за полгода специально для Ботанического сада вырастил 21-летний москвич Александр Чусов. В понедельник эту «царь-тыкву», пополнившую собой Книгу рекордов России, торжественно вскроют, измерят в ней количество нитратов и, если убедятся, что все в порядке, мякоть по кусочкам раздадут гостям. Семена же гигантского овоща фермер заберет себе, но со временем будет продавать их всем желающим.

Когда:

16 октября, 17.00–18.00

Где:

Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород», просп. Мира, 26/1

Подробности:

здесь

Вторник, 17 октября

«Бельгийские правила/Бельгия правит» Яна Фабра в Театре наций

Безумное зрелище бельгийского режиссера номер один с горами съедобного реквизита и конфетти

Бельгийский режиссер и художник Ян Фабр переосмысляет историю своей страны — «слабого государства, способного лишь на художественный пердеж». Для этого ему потребовалось 360 килограмм картофеля фри, 12 килограмм апельсинов, 300 бутылок пива, 30 плиток шоколада, 150 свечей, 3 килограмма конфетти, а также сигары, ладан и горы лепестков роз. И 6 упаковок рисовых хлебцев.

«Наследие. Комнаты без людей» Rimini Protokoll на «Винзаводе»

Документальная инсталляция про то, как самые разные люди готовятся к уходу из жизни прямо сейчас

Создатели сотни видных интерактивных экспериментов на границе театра, социологии и журналистики по всему миру, немецкая команда Rimini Protokoll в Москве известна в первую очередь по проектам «Remote Moscow» и «Cargo Moscow». А во вторую — по спектаклям, показанным в разные годы на фестивалях NET и «Территория». В этот раз здесь устраивают интерактивную инсталляцию про то, как одинокая пенсионерка, джампер-экстремал, экс-посол в Африке, художник комиксов и еще несколько не менее любопытных персонажей готовятся умереть. Самих героев мы видим на видео или слышим в наушниках, а вокруг — все, что останется после них. Таков результат двухлетней экспедиции создателей проекта по городам Швейцарии, страны с высокой продолжительностью жизни и множеством законных способов самоустранения.

«Каждому по свободе? История одного народа в годы революции»

Революция в картинах, лицах и документах

Проект «1917. Свободная история» приготовил для Еврейского музея выставку, посвященную евреям в революции с историческими фактами и рассказами от первого лица непосредственных участников событий — Льва Троцкого, Юлия Мартова, Марка Шагала, Веры Инбер, Семена Дубнова и Василия Шульгина. Посетители смогут прочитать их письма, услышать их голос из старинных телефонов и радио. Кроме того, на выставке представлены живопись, фотографии, книги, театральные афиши, листовки и плакаты политических партий из музеев, архивов и частных коллекций с участием картин Марка Шагала, Роберта Фалька, Иссахара Бера Рыбака и Эль Лисицкого.

Среда, 18 октября

Андрес Мустонен в Московской филармонии

Первый советский аутентист

Эстонский скрипач и дирижер Андрес Мустонен одним из первых в СССР начал играть барочную и более раннюю музыку в аутентичном стиле: с использованием исторических инструментов и попыткой понять мышление музыкантов прошлого. Сегодня его по праву считают выдающимся музыкантом своего поколения, который отлично себя чувствует и за пределами старины. В концерте будет не только барокко (Боккерини, Бах), но и венская классика (Гайдн), русский романтизм (Чайковский) и вещи из ХХ века — утонченная меланхолия Канчели и кинематографическая классика Роты.

Shnit Worldwide Short Film Festival

Международный фестиваль короткометражных фильмов

Фестиваль Shnit насчитывает 14-летнюю историю, проводится в 8 городах на четырех континентах, но в Москве он только в четвертый раз. Его программа поделена на две части. С одной стороны, это международный конкурс, включающий в себя картины из Франции, США, Германии, Канады, Нидерландов и Южной Кореи, с другой — национальный (он носит название Made in Russia). Всего будет показано свыше 50 короткометражек с участием таких зарубежных и отечественных звезд, как Изабель Юппер, Жерар Депардье, Виктория Исакова, Виктория Толстоганова, Лукерья Ильяшенко и др. Впечатляет, впрочем, не только обилие громких имен, география смотра и разброс тем (от экзистенциальных до бытовых), но и разнообразие жанров: на фестивале остросоциальные драмы соседствуют с психологическими, триллеры с комедиями, будет даже хоррор по Стивену Кингу («Пустите детей» Александра Домогарова-мл.). При этом помимо игровых лент будут показаны документальные и анимационные. Фестиваль пройдет с 18 по 22 октября в кинотеатрах «Космос», «Звезда», «Факел» и музее современного искусства «Гараж». С полной программой можно ознакомиться здесь.

Четверг, 19 октября

«Двуличный любовник»

Мелодраматический триллер Франсуа Озона

Страдающая от депрессии француженка (Марина Вакт) обращается за помощью к психотерапевту (Жереми Ренье), и вскоре между ними завязываются романтические отношения, однако ее возлюбленному есть что скрывать. Новый фильм Франсуа Озона с параноидальной атмосферой в духе картины «Никогда не разговаривай с незнакомцами», участник основной конкурсной программы Канн-2017.

«Геошторм»

Фильм-катастрофа, в котором Джерард Батлер спасает Землю

С помощью системы орбитальных спутников человечество научилось контролировать погоду и усмирило катаклизмы. Однако однажды технология дает сбой — и ее разработчику Джейку Лоусону (Джерард Батлер) приходится спасать мир от климатического коллапса. Режиссерский дебют Дина Девлина — сценариста эммериховского «Дня независимости», «Годзиллы» и других вызывающе абсурдных и по-настоящему разрушительных блокбастеров, в которых велеречивый пафос всегда был сглажен едкой иронией. Вот и тут: все кругом горит огнем, кто-то спасает президента США, кто-то пытается утихомирить разбушевавшуюся стихию, но при этом герои не забывают шутить.

«Последний богатырь»

Третий полнометражный фильм студии Disney в России

Продвинутый москвич Иван (Виктор Хориняк) попадает из современной России в сказочное Белогорье, где встречает Василису (Мила Сивацкая), Кощея (Константин Лавроненко) и Бабу-ягу (Елена Яковлева), а также оказывается втянут в эпичное противостояние сил добра и зла. Дебютировав в России чудовищной «Книгой мастеров», студия «Дисней» пытается реабилитироваться новой полнометражкой, в которой продолжает заигрывать со знакомыми отечественному зрителю сказочными сюжетами и героями (еще будут Добрыня, Чудо-юдо и Водяной) — и вместе с тем пытается всячески переосмыслить их. За деконструкцию былинных винтиков и схем отвечает неплохой режиссер Дмитрий Дьяченко («О чем говорят мужчины», «Кухня в Париже», «СуперБобровы»).

«Голем»

Готический детектив по роману Питера Акройда

Викторианский Лондон сотрясает серия жестоких убийств, за расследование которых берется инспектор Килдэр (заменивший в этой роли Алана Рикмана Билл Найи). Поскольку преступления имеют отчасти мистический характер, британцы начинают считать, что во всем случившемся виноват голем — глиняное мифическое существо, оживленное с помощью магии. Фильм Хуана Карлоса Медины по сценарию востребованной Джейн Голдман (новые «Люди Икс», «Kingsman», «Женщина в черном») не ремейк знаковой картины эпохи немецкого киноэкспрессионизма «Голем» (как может показаться из названия), а экранизация криминального романа Питера Акройда «Процесс Элизабет Кри», известного также как «Дэн Лено и Голем из Лаймхауса». Это исторический детектив, в котором в свойственной Акройду манере наряду с вымышленными персонажами фигурируют реальные лица (Карл Маркс, Джордж Гиссинг), литература проникает в настоящую жизнь, а актриса мюзик-холла Элизабет Кри становится главной подозреваемой по делу об убийствах.

«Дом призраков»

Хоррор про тайское проклятие

Парочка влюбленных из Америки приезжает на каникулы в Таиланд и, чтобы пощекотать нервы, отправляется на кладбище домов призраков, где навлекает на себя проклятие мятущегося духа. Неамбициозный фильм ужасов режиссера и композитора Рича Рэгсдейла («Проклятье Эль Чарро»), который тонет в потоке куда более амбициозных j-хорроров на схожую тему.

«Гангстердам»

Комедия про чудака, наркотики и Амстердам

Стеснительный Рубен (Кев Адамс) влюбляется в привлекательную Нору (Манон Азем), а та оказывается связана с наркотрафиком, идущим из Амстердама. Теперь главный герой вынужден отправиться в столицу Нидерландов, чтобы привезти оттуда товар, — но все идет не по плану. Европейская комедия неприличных положений. В гостевой роли заслуженный голландский актер Рутгер Хауэр.

«Три сестры»

Осовремененная постановка Юрия Грымова пьесы Чехова

<iframe width="750" height="500" src="https://www.youtube.com/embed/HJnaUecBksk?rel=0&amp;controls=0&amp;showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

В рамках цикла «Новая классика» Юрий Грымов поставил уже две картины: «Анна Каренина. Интимный дневник» и «Три сестры». При этом в экранизации пьесы Антона Павловича Чехова режиссер намеренно состарил главных героев (это позволило ему пригласить в картину артистов калибра Максима Суханова, Александра Балуева, Ирины Мазуркевич и Людмилы Поляковой), а также, чтобы актуализировать классику, перенес действие в современность. Однако, несмотря на все приметы нашего времени, фильм снят в строгом и элегантном черно-белом цвете.

Игги Поп в Stadium

Долгожданный визит отца панк-рока

Игги Поп регулярно посещал Москву в период с 2007 по 2010 год в составе воссоединившихся The Stooges, и это были жаркие концерты. Чего стоит одна только запись с выступления в 2008 году в клубе «Б1 Максимум», на которой вылезший из толпы на сцену мальчишка, покрикивая, лупит Игги Попа по заднице. Не секрет, что в России сольного Попа любят даже больше, чем вместе с братьями Эштон (хотя бы потому, что без них обязательно прозвучит песня «Passenger»). Так что нынешний приезд жилистого панка ожидается с нетерпением.

«ГШ» в «16 тоннах»

Концерт по случаю выхода альбома «Оэщ Магзиу» на виниле

Группа «ГШ» — новое воплощение московского коллектива Glintshake — прошлой осенью выпустила альбом «Оэщ Магзиу», который его авторы называют собранием эпических полотен об абсурдности русского бытия и стремлении русского человека к чему-то большому и зачастую совершенно бессмысленному. В этом материале одни разглядят отсылки к русскому авангарду начала XX века, другие услышат отзвуки русского рок-андеграунда 80-х. И тем и другим будет о чем поспорить — но определенно они сойдутся на том, что перед нами коллектив, превратившийся из симпатичной модной инди-группы в нечто существующее за рамками моды и трендов.

«Буерак» в «ГлавClub»

Одна из самых востребованных групп новой рок-волны

Стрекот ритм-бокса, похожие до степени смешения истеричные гитарные партии, то и дело срывающийся голос, два скромника на сцене, меньше всего похожие на рок-звезд, — таков «Буерак», новые важные представители гитарной сцены и выбор поколения «ВКонтакте». Участники «Буерака», молодые провинциальные интеллигенты, заняты переживаниями, копаниями в себе, а также неосознанным воскрешением музыкальной и визуальной эстетики 80-х. Обаяние их неловких и наивных треков действует не сразу — зато потом отвязаться крайне затруднительно. В Москве «Буерак» впервые выступает на такой крупной площадке с сольным концертом — впрочем, клуб они уже опробовали, открыв в сентябре концерт The Drums.

«Бетховен» в «Практике»

Моноспектакль самого хмурого брусникинца

«Мастерская Дмитрия Брусникина», став резидентом «Практики», реализует давний проект — выпускает один за другим моноспектакли на каждого из актеров. Пьесу «Бетховен» написал великолепный стилизатор и ироник Валерий Печейкин, в качестве режиссера заявлен ученик Римаса Туминаса, режиссер Хуго Эрикссен, тогда как главную и единственную роль исполнит самый суровый из брусникинцев — Юрий Межевич. Подробности о том, что, собственно, будет происходить на сцене, пока не раскрываются.

«Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала»

Когда началось современное искусство на Урале по версии ГЦСИ

В ГЦСИ собрали, пожалуй, самый исчерпывающий и наглядный гид по истории современного искусства Урала. Размах работ — от шестидесятнического концептуализма Валерия Дьяченко и подпольного искусства 1970–1980-х Евгения Малахина до современных нам объектов Тимофея Ради и группы «ЖКП». При этом выставка не создает ощущения навала — пространства залов структурированы по эпохам, большую часть занимают архивные материалы, поэтому сейчас «Приручая пустоту» можно назвать лучшим учебником по современному уральскому искусству.