Остров Русский и приморские набережные: как и зачем меняется Владивосток?

Фотография: Юрий Смитюк / ТАСС
И во Владивосток пришла программа «Моя улица» — с реновацией набережных и застройкой острова Русский. «Афиша Daily» вместе с АИЖК и КБ Стрелка попросила авторов проекта рассказать о нем, а жителей его покритиковать.

Что уже изменилось?

Владивосток пережил «второе рождение» при подготовке к саммиту АТЭС в 2012 году. Тогда в развитие материковой части города и острова Русский, где прошли основные мероприятия международного форума, были вложены колоссальные средства — более 670 миллиардов рублей. К саммиту приморская столица получила три моста и новые общественные пространства.

Золотой мост

Больше никаких пробок

Золотой мост через бухту Золотой Рог связал центр Владивостока с крупным жилым мысом Чуркин и избавил город от многокилометровых пробок. Первые идеи постройки моста были озвучены еще в конце XIX века, более современные упоминания об этой необходимости относятся к 1959 году, когда Владивосток посетил Никита Хрущев, который заявил о желании превратить город во второй Сан-Франциско. Тогда мост даже был включен в генеральный план застройки города, но к строительству приступили только в 2008 году. Сооружение моста заняло четыре года. Новый Золотой мост стал визитной карточкой города, войдя в список крупнейших вантовых мостов мира наряду с мостом Сутун (китайская провинция Наньтун), Стоункаттерс (Гонконг), мостом Нормандии (Гавр, Франция) и Татара (Япония).

Русский мост

На остров из города

Самым высоким и длинным (пролет — 1104 метра) вантовым мостом мира на момент постройки в 2012 году стал еще один рекордсмен из Владивостока — мост на остров Русский. Он связал материковую часть Владивостока и новый кампус Дальневосточного федерального университета, принявший мероприятия саммита АТЭС. Кампус строился с 2007 по 2012 год и стал крупнейшим университетским городком на Дальнем Востоке, занимая 800 тысяч квадратных метров.

Сегодня кампус остается крупнейшей деловой площадкой Владивостока и готовится в третий раз принять в своих стенах Восточный экономический форум, на который ежегодно приезжают президент России Владимир Путин и главы стран АТР, а также представители госкорпораций и крупнейших российских и зарубежных компаний. Гостями форума становились экс-президент Республики Корея Пак Кын Хе, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, актер Стивен Сигал, актриса и защитница животных Памела Андерсон.

Эстакада Де-Фриз

Быстрая дорога до аэропорта

Третий мост — низководная эстакада Де-Фриз — Седанка — стал дублирующей дорогой для выезда из Владивостока и сократил путь до международного аэропорта в 4 раза. Все три моста стали единой комфортной дорогой от аэропорта до острова Русский.

Новые приморские зоны

Аллея стритфуда, детские площадки и вечеринки электронной музыки

Кроме мостов главный город Приморья в 2012 году получил новые благоустроенные общественные пространства.

Набережная Цесаревича

Прогулки вдоль берега

Если раньше во Владивостоке центром городской жизни была единственная в городе набережная — Спортивная, то в преддверии саммита появилась новая благоустроенная прогулочная зона — набережная Цесаревича, названная в честь будущего царя Николая II, который присутствовал при закладке доков в 1891 году. Она расположилась на части территории Дальзавода и открылась к 125-летию предприятия.

Сейчас на набережной есть несколько уличных точек общественного питания, современные детские площадки. Остаются закрытыми большинство корпусов зданий, расположенных на набережной. Предполагается, что в перспективе здесь будут открыты магазины и кафе, однако пока большинство зданий на набережной Цесаревича пустуют.

Набережная Дальневосточного федерального университета

Университетская территория

Новым местом отдыха горожан стала набережная ДВФУ в бухте Аякс на острове Русский, построенная вместе в кампусом к саммиту АТЭС. Изначально эта территория предназначалась только для студентов и была частью закрытого университетского городка. Свободной для посещения всеми желающими набережная ДВФУ стала в 2014 году. Сегодня это популярное место отдыха горожан — многие приходят сюда загорать и устраивать пикники.

Спортивная набережная

Паровые булочки и пляжный клуб

Старая Спортивная набережная во Владивостоке тоже переживает период обновления. Одна из ее частей, долгое время остававшаяся запущенной, взята в аренду местными предпринимателями. За прошедшее лето здесь появилась аллея стритфуда — первая на Дальнем Востоке — с точками питания американской и китайской кухни: лапша, супы, мясные блюда на гриле, паровые булочки с начинками. Летом работает и быстро ставший модным бар электронной музыки Ra.

Развитием этой части Спортивной набережной занимается компания «Влад-Орион», сдавая ее частично различным арендаторам. На днях арендаторы заявили о планах в следующем году открыть здесь в дополнение к уже действующим заведениям пляжный клуб с бассейном — купаться в море в центре Владивостока официально запрещено уже много лет.

Адель Ким
Координатор арт-резиденции «Заря»

Владивосток — морской город, а вид на море далеко не всегда доступен. Часто прибрежные территории огорожены или заняты какими-то гаражами. А те места, которые все-таки есть — городская набережная и другие променады, — знаковые места для горожан. Спортивная набережная в центре Владивостока очень похожа на набережную на Черноморском побережье. Здесь и кафе, которые стремятся перекричать друг друга, и странная навигация. Однако это стихийное место со своим очарованием. У них, конечно, есть свои минусы. К примеру, набережная Цесаревича до сих пор не полностью «заселена», хотя здесь есть возможность сделать кафе, лектории и другие точки притяжения.

Факты о Владивостоке:
440 автомобилей на 1000 человек

Один из самых автомобилизированных городов России

45 158 рублей — средняя зарплата во Владивостоке

Один из самых богатых городов: средняя зарплата по России — 38 600 р.

На 0,5 % в год увеличивается население Владивостока

Растущему городу нужны новые публичные пространства

Как еще будет меняться Спортивная набережная?

Детская площадка, площадка для волейбола и спуски к воде на набережной кажутся небезопасными. Впрочем, пока на популярности набережной это не сказывается — она расположена близко к центру города и продолжает притягивать местных жителей, хотя зимой почти не используется.

Новый проект набережной включает в себя целый комплекс решений: будут обустроены удобные спуски к воде, верхний бульвар набережной восстановят и сделают шире, а проезжая часть будет сужена до 3,25 метра, пляжную зону тоже расширят и построят специальные платформы на воде. На набережной появятся новые площадки для всех возрастов и треугольные скамейки. Пространство станет более комфортным для прогулок благодаря зеленым зонам и продуманному освещению. Проект обещают реализовать к 2022 году. Его разработали локальные архитекторы — компании «Архибат» и Concrete Jungle

Дмитрий Батищев, директор компании «Архибат»
Автор проекта набережной

Самой сложной задачей было на достаточно узком и продолжительном участке совместить максимально возможное количество функций.

Исторически здесь всегда были пирсы, начиная с 30 годов прошлого века, устраивались общественные купальни. Наш пирс-купальня имеет четкую практическую функцию: он выполняет роль волнолома, образовывая тихую заводь с насыпным галечным пляжем и постепенным углублением. Кроме того, мы подобием мола организовываем уличный бассейн с плавательными дорожками для занятия плаванием на открытой воде.

Основная прогулочная зона с променадом, клумбами, вело- и беговыми дорожками расположена вдоль береговой линии. Ломаные изгибы малых форм напоминают прибрежные скалы, благодаря небольшому наклону на них приятно проводить время с интересной книжкой или чашечкой кофе или просто созерцая морской пейзаж.

Валерия Лаптева
Руководитель архитектурной мастерской «АМЛ»

Мы разрабатываем проект реконструкции прибрежной полосы. Основная идея — сделать променад, соединяющий два знаковых пляжа в центре города. В числе наших планов — разместить здесь видовую площадку с панорамой на море и часть города, а пешеходную дорожку вдоль воды вымостить крупными камнями. В нашем проекте также есть небольшая дорога для автомобилей и велодорожка.

В целом я очень рада тем позитивным изменениям, которые сейчас происходят во Владивостоке, но нам есть над чем поработать. В городе не хватает и облагороженного общественного транспорта, и платной парковки в центре города. Это позволит уменьшить количество машин на центральных улицах и освободить место для благоустройства и создания новых общественных пространств. Наш город очень зеленый, но ему не хватает порядка. Он как холостяцкая квартира, в которую может прийти девушка и навести уют своими женскими руками.

Феликс Машков
Генеральный директор проектно-производственной мастерской Concrete Jungle

Сейчас Спортивная набережная забита клумбами, фонарями, машинами и некрасивыми палатками с едой. По проекту здесь расположатся стильный фуд-корт, лекторий, спортивные площадки — территория для паркура, уличного баскетбола, скейт-парк. В дизайн новой набережной мы вносим много зелени — проект предполагает высадку более 500 деревьев. Что касается парковочных мест, то в той части набережной, которая сейчас пустует, мы планируем создать двухуровневую парковку, разгрузив забитую автомобилями зону.

Как еще преобразовывают набережные в мире?
Albert Docks

Один из главных символов Ливерпуля, Альберт-док был открыт в Ливерпуле в 1846 году. В 1972 году док закрыли для кораблей — и какое-то время он оставался заброшенным, но ожил. Уникальная архитектура доков была сохранена, но теперь в ней располагаются офисы, рестораны и торговые точки, а также Музей истории группы The Beatles, Морской музей и филиал Tate Gallery. В центре дока проводятся разные мультимедийные световые и лазерные шоу на воде, а также ежегодный Фестиваль больших кораблей.

East Riverfront District

Детройт-Риверфронт — это 8-километровая набережная, вдоль которой располагаются парки, отели, магазины, кафе. На набережной построен комплекс из семи небоскребов и расположен генеральный штаб компании General Motors. Создана пешеходная зона Riverwalk и построен новый терминал речного порта. А в Cobo Center ежегодно в январе проходит самая значительная автомобильная выставка — это известный многим автолюбителям Североамериканский международный автосалон.

DUMBO

Бруклинская набережная под Манхэттенским мостом стала образцовым примером для всех городов мира: в 1970-х Нью-Йорк слегка напоминал Берлин 90-х — и верхние этажи соседних зданий стали снимать молодые художники себе под студии. Куратор Джой Глидден устроила здесь галерею DUMBO (по легенде, художники назвали район Down Under the Manhattan Bridge Overpass), начала проводить фестивали под мостом и помогла сколотить крепкое арт-сообщество. Вслед за молодыми художниками подтянулись и более состоятельные арендаторы и устроили в бывших промышленных зданиях модные лофты.

Baltimore Inner Harbour

Внутренняя гавань Балтимора — это набережная, благодаря которой центр Балтимора стал интенсивно развиваться. Были построены новые бизнес-центры, открыты музеи, выставочные залы и торговые комплексы. Здесь работают Научный центр Мэриленда, Детский музей и Национальный аквариум, а в самой гавани пришвартованы несколько кораблей-музеев.

Как изменится остров Русский?

Бывший военный форпост сегодня напоминает большой спальный район — но фактически им не является: никто, кроме студентов, здесь не живет. Остров выглядит как город-спутник Владивостока без собственной инфраструктуры, но с расставленными по острову высотными блочными домами. Проект преобразования острова должен все изменить: комплексный план развития предусматривает появление 9 детских садов, 2 поликлиник и 3 школ, а главное — трех суперкварталов, которое превратят остров в подобие европейского города с плотной разноэтажной застройкой, где будут селиться студенты и иностранцы. Отдельная задача — вписать новый проект в непростой рельеф и климат острова: здесь дует сильный ветер, интенсивно светит солнце и есть перепады высоты до сотни метров. В проекте предусмотрено создание экспериментального экологического района на полностью возобнавляемой энергии — с солнечными батареями, ветряными двигателями, обработкой тепловых источников из земли. На юге, где преобладает сложный рельеф, будет построен тихий район с застройкой танунхаусами, на севере, поближе к ДВФУ, — университетский район, а также центральный район, где должна будет сосредоточиться вся деловая активность. Три парка и набережная интегрированы в общую застройку: парки располагаются между районами, а к набережной есть доступ у каждого района.

До революции застройка Владивостока напоминала Санкт-Петербург — и идея была в том, чтобы создать на острове Русский идеальный европейский город с кафе и магазинами на первом этаже, удобными улицами, парками и компактными кварталами, которые можно обойти за минуту. Этот суперплан, разработанный КБ Стрелка, включает в себя шесть фаз — и последняя будет реализована к 2030 году.

Анастасия Щербакова
Директор проектов КБ Стрелка

Для стран АТР Россия представляет Европу, а Владивосток — первый европейский город, поэтому мы старались уйти от привычной для Владивостока разреженной микрорайонной застройки вокруг сопок, а заложить принцип квартальной среднеэтажной застройки. Как раз такая находится в историческом центре, занимает всего 2% от площади города и стоит дороже всего — видно, что она в дефиците. Это позволило нам формировать активный уличный фронт — основная коммерческая и общественная инфраструктура заложена в первые этажи, систему связанных общественных пространств, комфортные дворы без машин, пешеходные улицы, высокую связность города, — можно пройти любой квартал за пару минут и свернуть в любом направлении.

Территория бухты на данный момент покрыта лесом, поэтому в проекте предусмотрено сохранение естественного лесного массива в трех парковых зонах, вдоль береговой линии и во внутренних дворах кварталов. Всю территорию жилой застройки пронизывают «зеленые коридоры», интегрируя зеленый каркас города в систему пешеходных путей. Сейчас разработкой концепции трех парков и объединяющей их набережной занимается голландское ландшафтное бюро West 8 совместно с КБ Стрелка, параллельно с разработкой мастер-плана.

Заложенные в мастер-план принципиальные решения — необходимые условия для привлечения того человеческого капитала, который ответит на поставленные в программных документах цели, сделает Владивосток и остров Русский культурным и политическим форпостом России, новым центром перемен.

Анна Афанасьева
Экскурсовод экскурсионного бюро «Время города»

Застройка острова Русский крайне актуальна. Здесь уже есть точка притяжения — кампус ДВФУ, и новые жилые районы, возможно, ускорят развитие кампуса. При этом сейчас сложно предугадать, справится ли Русский мост с потоком транспорта, если остров будет так активно застраиваться. Думаю, что те, кто проектирует и планирует развитие острова, должны позаботиться об альтернативных способах добираться до островной части Владивостока.

В целом же, как говорят многие мои коллеги и участники экскурсий, нашему городу не хватает парков, зеленых зон, где можно провести время наедине с природой, погулять с детьми или просто почитать книгу. Я бы предложила внести в планы развития Владивостока уменьшение количества автомобилей в исторической части города. Такая практика уже существует во многих европейских городах. Центр Владивостока небольшой, за 15–20 минут пешком можно попасть в любую его точку. А освободившееся от автомобилей пространство я бы предложила заменить пешеходными дорожками или инфраструктурой для велосипедистов, не повредив при этом визуальную часть исторического центра.

Факты:
9760 га — площадь острова Русский

393 га — общая площадь территории проектирования

24 000

студентов и преподавателей в ДВФУ

30 000

планируемое население и сотрудники организаций, размещенных на острове Русский

Здесь будут жить экспаты

крупнейший университет в регионе аккумулирует большое количество высокоинтеллектуальных бизнесов, экспаты — потенциально новая группа жителей Владивостока

Евгений Ващенко (Zeka_Vasch)
ЖЖ-блогер из Владивостока

Проект жилой застройки на острове Русский вызывает у меня сомнения. На мой взгляд, остров сейчас планируют развивать совершенно не с той стороны. Кампус и планируемая жилая застройка создается в чистом поле, а о жилом массиве с людьми, живущими на другой стороне острова, совершенно забыли. Паромы на остров уже не ходят, в жилой район нет нормальной дороги, нет нормального транспорта. Люди вынуждены ежедневно добираться на работу в город по разбитой грунтовке на старых автобусах — и это неправильно.

Новый проект — это, безусловно, красивые картинки. Но сомневаюсь, что он сможет привлечь туда большое число жителей. Разве что сотрудников Дальневосточного федерального университета и работников Океанариума. Дело в том, что на острове нет другой инфраструктуры, и в случае, если новый район будет густо населен, люди все равно будут ездить на работу в материковую часть города. А это вызовет транспортный коллапс, ведь мост один и другого не будет. Возможно, жилье в малоэтажной застройке люди будут приобретать, но, скорее всего, в качестве дачи, а не постоянного жилья.

Что касается альтернативных способов попадания в город, то нужно предусматривать паромное сообщение. Однако оно, во-первых, зависимо от погоды, как и движение по мосту, которое прекращается при сильном ветре. Во-вторых, старые паромы давно развалились, а вкладывать средства в новые, насколько мне известно, нет желания ни у государства, ни у частных инвесторов в силу слабой окупаемости.

Другие проекты преобразования островов
Фого-айленд

Самый удивительный остров — Фого в Канаде, где архитекторы просто строят дома-студии невиданной красоты. Раньше здесь много рыбачили, но в индустрии случился кризис, и местные жители стали уезжать. Идея заключается в том, чтобы на этот остров лучшие художники мира поехали в резиденции, а вслед за ними подтянутся и туристы.

Губернаторский остров по проекту West 8

Парк на месте бывшего военного острова устроили заслуженные голландцы West 8 по инициативе самого Блумберга. Мэр хотел, чтобы Губернаторский остров стал неформальным пространством: в отличие от Центрального парка, где все упорядочено, где нельзя проводить демонстрации или устраивать художественные инсталляции.

Остров в Копенгагене

Пока это просто проект-победитель, но весьма перспективный: схема острова с бывшей бумажной фабрикой в самом центре Копенгагена площадью в 29 000 м² — с галереями, бассейном и жильем и просторными пространствами для модных показов и уличных рынков.