Китайские туристы — неизбежный атрибут мегаполисов, где есть хотя бы несколько достопримечательностей мирового масштаба. В начале нулевых между Россией и Китаем было заключено соглашение о безвизовом режиме для коротких турпоездок, которое сделало Москву, Петербург и еще несколько регионов важными направлениями для китайских путешественников. Прибавьте сюда падение рубля в 2014 году, охлаждение отношений с Европой и Америкой и рост благосостояния Китая — и получите забитый в будние дни китайцами Эрмитаж в Петербурге и Красную площадь, на которой китайская речь звучит громче русской.
Ежегодно российские медиа пишут о том, что туристическая активность азиатских стран бьет рекорды, что в этом году тематические туры из Китая, посвященные 1917 году и Октябрьской революции поднимут российскую экономику, что китайские покупатели делают кассу люксовым магазинам и участвуют в ресейле кроссовок Yeezy. В целом оптимизм оправдан: по статистике Ростуризма за 2016-й Россию посетили более 1 млн китайцев (на втором месте — Финляндия с тем же 1 млн). Однако некоторые эксперты считают, что большинство денег, которые китайцы тратят в Москве, остаются в теневом секторе экономики или возвращаются в КНР, потому что обслуживают китайских туристов в России в основном китайские же бизнесмены.
Кто приезжает в Москву?
«Китайцы — самая путешествующая нация в мире во многом потому, что самая многочисленная. Но есть и много культурных факторов: в Китае очень популярен внутренний туризм, люди регулярно ездят в другие провинции. То, что среди них большое количество пенсионеров, тоже обусловлено культурными особенностями. Долгое время в КНР был закон «Одна семья — один ребенок», поэтому родители старались максимально вкладываться в своих детей, выучить их и дать им все: квартиру, машину и образование. После того как дети вырастали, они традиционно начинали заботиться о своих родителях.
Массовый туризм в Россию из Китая появился в начале 2000-х годов, когда было заключено соглашение о безвизовых поездках, именно поэтому большинство туристов приезжают группами. Российское направление популярно благодаря географической близости, низким ценам и хорошим отношениям между двумя странами».
«Большинство китайцев очень бедные и не могут позволить себе выехать за рубеж. Прослойка среднего класса и очень обеспеченных людей в Китае совсем небольшая. Очень богатые приезжают самостоятельно, нанимают переводчиков, гидов и ходят маленькими компаниями. Туристы среднего класса чаще передвигаются на автобусах — это их толпы можно увидеть на Красной площади с фотоаппаратами».
«Россия стала популярным направлением, потому что с падением рубля тут стало дешево. Китайцев привлекает загадочность: Москва для них — это далеко и необычно, поэтому если у них много времени на пенсии, то почему бы сюда и не съездить. Китайские туристы тоже бывают разные. Некоторые едут смотреть на коммунистическое наследие, они восхищаются Путиным и думают, что Россия и КНР — друзья. Есть те, кто покупает шикарные туры, или просто бизнесмены, которые везде уже были и теперь приезжают в Россию».
Чем китайские туристы отличаются от остальных?
Сибиркина: «Если говорить про туристические группы, то они максимально заточены под «Все включено». С ними всегда есть гид. Китайские граждане не всегда знают историю других стран, Красная площадь для них — место, которое ассоциируется только с Лениным и Сталиным. С другими подробностями у них беда.
Ключевой момент — еда. В 12 часов почти весь Китай массово идет обедать: еда исключительно по расписанию, там царит культ еды и общественного питания. У многих гидов в ходу поговорка: «Приехала китайская группа — будет засуха». Вы наверняка видели, что многие китайцы ходят с бутылочками воды или термосами: они постоянно пьют воду и чаи. Это связано с традиционной медициной: они считают, что теплая вода способствует всем физиологическим процессам.
Но из-за того, что уровень культуры и образования среди китайских туристов очень разный, бывают курьезы — некоторые готовят лапшу в чайниках. У них совершенно другое отношение к чистоте и грязи: когда они едят, то могут скидывать мусор со стола на пол, потому что это удобно. Важно также знать, что китайцы достаточно дисциплинированны и если ты им на какие-то вещи укажешь, то они послушаются».
«В отличие от европейских туристов они сильно уважают СССР и коммунистическое прошлое страны. Во много это связно с тем, что Советский Союз помогал Китаю. Они считают нас дружественным народом. Ключевое отличие от всех других туристов — постоянное нахождение с гидом. Если европейские туристы за всю поездку могут купить одну-две экскурсии, то китайцы всегда на экскурсии».
Здесь и далее: фотографии туристов из Азии, сделанные в Москве
«Осенью я была гидом у туристов из Тайваня — и они увидели первый снег. Понятное дело, что в Москве не бог весть что, просто падает небольшая крупа. Но они были просто поражены, рассказывали потом, как это классно. Правда, когда через несколько дней началась настоящая метель и Москву засыпало, они в снеге разочаровались».
Сибиркина: «В Москву они едут за тем, о чем когда-то слышали: о Красной площади, о Ленине, Мавзолее. Очень радуются возможности побывать на русском балете — у них трепетное отношение к русской культуре и музыке. Любят метро, бывать на Новодевичьем кладбище, смотреть все большие сооружения. Они знают «Бункер 42» на Таганке, и им очень интересны все экскурсии, посвященные советскому периоду. А вот в музеи современного искусства или какие-то новомодные шоу их не затянешь, потому что китайские туристы страшно консервативны».
Степанова: «Группы и маршруты у туристов бывают разные. Например, есть «Красный Китай» — это туры по местам советского прошлого. Они ходят в Мавзолей, ездят на родину Ленина, а на Красной площади ходят на кладбище, где захоронены политические деятели. Еще мы возим на обзорную экскурсию: это всегда — МГУ, площадь Победы, храм Христа Спасителя и Кутузовский проспект. В Третьяковскую галерею ходят мало, в этом году, например, ни разу там группы не было. В Пушкинский музей — чаще. Поэтому основной музей — это Кремль, и Оружейная палата там.
Больше всего туристов удивляет устройство города: куча пробок, широкие дороги и отсутствие мопедов и мотоциклов. Очень многим нравится монументализм, сталинская Тверская и высотки. Их приятно удивляют приветливые россияне — до поездки они думают, что тут живут очень угрюмые люди».
Куда еще ходят туристы
Сувенирный магазин «Наследие» в ГУМе
Сувенирный магазин «Жостово» в ГУМе
Банкетный зал в «Бункере 42»
Ресторан «Три мудреца» — частое место остановок групп китайских туристов
Магазин «Русские сувениры» на Арбате
О нелегальных гидах
Гришина: «Сейчас появилась проблема с нелегальными гидами, которые рассказывают о них всякие перлы. Разница между нами и профессионалами заключается в том, что мы рассказываем об истории страны, а они продают янтарь и золото. Но видно нашему правительству не очень важна эта проблема, потому что сколько мы об этом ни говорили, ничего не меняется. А что нужно сделать? Нужно, чтобы гидом мог работать только гражданин РФ, у которого есть лицензия. А еще важно, чтобы закон не только существовал, но и исполнялся. Потому что сейчас, например, многие китайские гиды работают в Кремле через перевод: они нанимают гида с невостребованным языком, например латышским, и идут с ним, а дальше кое-как уже китайский гид переводит все группе».
Что они фотографируют?
Жданова: «Я водила по Москве небольшую группу китайских студентов: ВДНХ, парк Победы, парк культуры и «Музеон» с тогда еще стоявшим там «Брюсовым». Также были в Третьяковской галерее и в Пушкинском. Музеи им не понравились — больше нравилось гулять по городу. Особенно полюбилась Красная площадь — там они устроили фотосет минут на 30. Еще их очень удивляло московское метро, в котором они фотографировались буквально на каждом метре. Мы с ними выходили только на самых красивых станциях, хотя они были готовы смотреть буквально все.
Китайские туристы фотографируют все памятники, которые видят на пути. Иногда еще снимают кафе и иностранцев — особенно если они стоят толпой. Мне сложно говорить о туристах в целом, но студентам, с которыми я ходила, была не очень интересна история мест: для них было главное — просто сделать фотографию. Наверное, для того чтобы потом выложить ее в соцсети».
Сибиркина: «Граждане Китая очень связаны — у них большой круг друзей и знакомств, а фотография — возможность делиться и хвастаться. Также большую роль играют китайские соцсети — в них есть огромные сообщества, в которые они моментально выкладывают фотографии. Сделали селфи на фоне Цирка Никулина — и тут же выложили в WeChat. Они любят снимать все, что отличается от Китая. Например, белых светленьких детей — с моим ребенком они постоянно устраивают фотосессии, буквально передавая из рук в руки. В Троице-Сергиевой лавре после наплыва туристов из Азии ввели правило, запрещающее делать селфи с иконами: у них нет такого отношения к святости, как у нас. При входе на территорию лавры мне надо им отдельно оговаривать, что тут нельзя плеваться, мусорить, курить и делать селфи с иконами».
Что они едят в Москве?
Левицкая: «Мы ходили в «Китайские новости» — они хвалили их кухню, но им не хватает перца, специй и глутамата. Борщ они не понимают — там нет лапши! Вечером сидели в «Стране, которой нет», и водка им нравилась; пиво и вино — для них это мелко, не в почете. Водка, матрешки, меха, драгоценности, масштабная архитектура и духовное наследие — вот так можно описать интересы китайцев в Москве».
«Китайцы могут есть только свою еду, не воспринимают ничего другого на физиологическом уровне — от мяса и картошки им становится просто нехорошо. В Москве они едят в специализированных китайских ресторанах — и даже в серьезных отелях, например, в сети «Азимут», появляются китайские завтраки и ланчи. Некоторые предприимчивые владельцы турагенств открывают едальни, которые кормят исключительно китайских туристов, например, ресторан «Фуда» в МДМ. В «Китайские новости» туристы тоже заходят и всегда заказывают строго определенные позиции: лапшу с говядиной, сыр тофу, паровые пельмени, жареную лапшу со свининой и битые огурцы».
Блюда, которые чаще всего заказывают туристы в «Китайских новостях»
Огурцы, маринованные по старинному тайваньскому рецепту, 330 р.
Паровые пельмени сяолунбао, от 390 до 490 р.
Кисло-острый суп, 370 р.
Тофу ма-по, 380 р.
Лапша по-гонконгски, 370 р.
Жареная пшеничная лапша с говядиной, 420 р.
«В Россию приезжают в основном небогатые китайские туристы, и то, что мы им предлагаем, — это самая обычная еда. Они любят свинину, блюда из курицы в кисло-сладком соусе, гун-бао с орешками, субпродукты — желудки с луком. Меню зависит от стоимости обеда и ужина, включенного в тур, — что-то отдельное по меню редко заказывают. Пьют преимущественно чай или просто кипяток. Алкоголь почти не потребляют — либо немного водки, либо российское красное вино. Иногда «Балтику 7» — это раскрученный бренд в Китае, также как и «Русский стандарт».
Что и где они покупают?
Степанова: «В шопинге китайских туристов существует ряд проблем: основные деньги часто не попадают в Россию. Присмотритесь: гигантские группы чаще всего ходят с гидом, он идет впереди с флажочком — и он чаще всего китаец. Это значит, что он сам везде их водит, сам все показывает и отправляет их в свои магазины и рестораны. Эти рестораны чаще всего принадлежат китайцам, которые возвращают выручку в КНР.
Есть туристические группы, а еще группы, в которых больший акцент делается на шопинг. У них есть свободное время, и они могут тратить его на покупку золота, шуб, иногда часов и янтаря. Последний покупают, потому что знают про калининградский янтарь, который известен высоким качеством. Как, в принципе, и российское золото. Если группа состоит из обеспеченных туристов, то они идут за дорогими вещами в ГУМ и ЦУМ. Кстати, свои покупки они продумывают заранее, еще до поездки».
Левицкая: «Самое интересное у меня началось в ЦУМе или ГУМе. Они сказали, что им нужен мех и янтарь, но в итоге покупались сумочки Louis Vuitton. При этом надо отметить, что выглядят китайцы непотребно, ну то есть никак. И странно видеть таких неопрятных людей, готовых потратить на сумки по 500 тыс. р. В моей группе были только мужчины, поэтому они использовали меня как манекен, на который примеряли сумки и верхнюю одежду. После этого фотографировали, отправляли фото женам или любовницам, а те говорили — брать или нет.
Китайцами покупаются самые дорогие матрешки и безделушки из магазинов сувениров. Но их совершенно не заинтересовали сладости: в фирменном магазине «Аленка» они купили по маленькому пакетику — гораздо меньше, чем покупают туристы из СНГ. У китайцев по-другому развиты вкусовые рецепторы, и сладкое им не нравятся; также им не зашло мороженое в ГУМе. Зато там зашли меха. Со мной были три китайца — каждый отдал не меньше 200 тысяч за меховое изделие. Дальше был янтарь — непонятно, чем он их привлек, они брали янтарные шкатулки».