20 главных премьер, концертов, выставок и спектаклей в Москве

Мэттью МакКонахи в экранизации кинговской «Темной башни», Антонио Бандерас в боевике «Охранник» и нашумевший кинодебют Кантемира Балагова «Теснота», а также концерт Мэрилина Мэнсона, день рождения ВДНХ и публичное интервью Максима Диденко.

Понедельник, 31 июля

Мэрилин Мэнсон в «Стадиуме»

Ветеран шок-рока возвращается в Россию после скандальной отмены предыдущих концертов

«Бледный император» несет службу во имя темных сил вот уже более двадцати лет. И за это время все уже давно привыкли и смирились с Мэнсоном — да и сам он заметно поумерил пыл. Однако в России артист до сих пор считается живым воплощением зла: его выступление в 2014 году в Новосибирске было сорвано силами православных активистов, а хедлайнерский сет на фестивале Park Live отменили в последний момент из-за хулиганского звонка о заложенной бомбе. В этом году Мэнсон едет в Москву презентовать десятый студийный альбом с говорящим названием «Say10».

«Влюбленные в свое дело. Архитектура»

Беседа c Юрием Григоряном в летнем кинотеатре «Гаража»

«Влюбленные в свое дело» — встречи, посвященные искусству, театру и архитектуре, на каждой из которых приглашенные эксперты расскажут о своей профессии и поделятся опытом. Пройдут они с 31 июля по 28 августа в летнем кинотеатре «Гаража» и откроются беседой архитектора Юрия Григоряна с заместителем генерального директора по реконструкции и развитию «Гаража» Анной Трапковой. Вместе они обсудят современный образ архитектуры, то, на какие компромиссы с заказчиком может пойти архитектор, и как протекает процесс работы над проектом от идеи до реализации. Вход по регистрации.

Когда:

31 июля, 19.30

Где:

Крымский Вал, 9, стр. 32, парк Горького, летний кинотеатр на площади Искусств

Подробности:

здесь

«Big Data: Новый век агломераций»

Презентация первого исследования российских агломераций на «Стрелке»

Население в городах растет, агломерации превращаются в центры, объединяющие таланты и ресурсы, — сегодня их насчитывают уже 50, и проживает в них почти 8% жителей мира. Об их развитии, значении и конкуренции с регионами говорят в этот понедельник во дворе «Стрелки». Здесь представят исследование «Агломерации. Мир — Россия — Москва», премьера которого прошла на минувшем Московском урбанистическом форуме (его материалы доступны на сайте). В дискуссии примут участие Андрей Кармацкий из компании Urbica Design, Глеб Витков из «Новой земли», а также Филипп Серажетдинов и Булат Столяров из «Спутника». Модерировать их разговор будет Антон Кальгаев. Вход свободный, нужно зарегистрироваться.

Когда:

31 июля, 20.00

Где:

Институт «Стрелка», Берсеневская наб., 14, стр. 5а

Подробности:

здесь

«Роковое искушение»

Колин Фаррелл в западне у одиноких красоток

София Коппола сняла кино о временах Гражданской войны в США с Фарреллом, Николь Кидман, Кирстен Данст и Эль Фэннинг. Это ремейк «Попавшего в ловушку» — изумительного семидесятнического камерного психотриллера, в котором режиссер маскулинного кино Дон Сигел («Грязный Гарри») кинул раненого Клинта Иствуда на растерзание голодным до мужского тела женщинам и девушкам из пансиона для девочек. Коппола проделывает схожую манипуляцию с Фарреллом, но — с рядом нюансов: ее экранизация романа Томаса Куллинана начисто лишена христианских аллюзий, антивоенного выступления, расового вопроса и инцестуального подтекста, однако режиссер сохранила (и интерпретировала по-своему) главное — мотив символической кастрации, разыгранный в южноготических декорациях девственницами-убийцами. Старания Копполы не остались незамеченными: на фестивале в Каннах она получила приз за лучшую режиссуру — и, что интересно, стала всего лишь второй женщиной, удостоенной этой награды на таком большом смотре. Рецензию Алисы Таежной на фильм читайте здесь.

Вторник, 1 августа

V-A-C Live: Тино Сегал

Ретроспектива главного мистификатора современного искусства

Британско-немецкий художник Тино Сегал — фигура довольно спорная, хотя поспорить с тем фактом, что он заставляет задуматься о сути искусства сегодня, было бы сложно. Его работы напоминают то ли спектакли, то ли перформансы — сам художник их называет «конструированием ситуаций»: в одной смотрители озвучивали заголовки свежих газет, в другой — как будто случайные посетители начинали рассказывать о том, как долго не могут получить визу. В Новой Третьяковке и Музее архитектуры имени А.В.Щусева покажут семь работ художника, среди них — знаменитый «Поцелуй» и «Этот прогресс». А в Новой Третьяковке и Государственной галерее «На Солянке» пройдет образовательная программа, посвященная исследованию взаимодействия визуального искусства и искусства танца.

Публичное интервью TheQuestion с Максимом Диденко

Разговор с одним из самых востребованных театральных режиссеров

За прошедший сезон молодой режиссер и хореограф Максим Диденко, зарекомендовавший себя как сочинитель будоражащих животно-танцевальных шоу с приветом советскому авангарду, умудрился поставить пять значительных спектаклей. И все — на главных и новых площадках Москвы. «Пастернак. Сестра моя — жизнь» с Вениамином Смеховым — в «Гоголь-центре». Иммерсивный коммерческий проект «Черный русский» — в доме Спиридонова. Трехчастный «Чапаев и Пустота» с актерами «Мастерской Дмитрия Брусникина» по Пелевину — в «Практике». Сказочный «Цирк» с Ингеборгой Дапкунайте — в Театре наций. И в довесок — первый видный (хоть и маленький) VR-спектакль в России «Клетка с попугаями» на площади в Москва-Сити с Риналем Мухаметовым в главной (виртуальной) роли. Такого спроса на одного режиссера не было примерно никогда, что стало поводом встретиться с ним во вторник в Powerhouse на публичном интервью проекта TheQuestion. Свои вопросы Диденко вы можете забрасывать сюда, за вход готовьтесь отдать 400 рублей.

Когда:

1 августа, 20.00

Где:

Powerhouse, Гончарная, 7/4

Подробности:

здесь

День рождения ВДНХ

78-летие главной выставки страны

В прошлом году 77-летие Выставки достижений народного хозяйства отмечали с размахом, в этом празднование ограничили «Геобитвой» — первой интеллектуальной викториной о путешествиях, которую проведут в лектории «Рабочий и колхозница». Для участия в этой игре необходимо собрать команду от двух до девяти человек, придумать ей название и зарегистрироваться на сайте. Для всех остальных заглянуть на ВДНХ во вторник будет и другой веский повод — последний день работы международного фестиваля искусств «Вдохновение» — того самого волшебного леса с декорациями как в «Аватаре» и диковинными зверями, снимки которого на прошлой неделе не запостил, кажется, только ленивый. Если вы еще раздумываете, ехать туда или нет, вот вам мотивирующий материал.

Когда:

1 августа, 19.00

Где:

лекторий «Рабочий и колхозница», ВДНХ

Подробности:

здесь

Среда, 2 августа

«Шаболовка: временная архитектура»

Итоговые проекты интенсивного курса Высшей школы урбанистики и Архитектурной ассоциации

В июле этого года студенты интенсивного архитектурного курса Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ (Москва) и Архитектурной ассоциации (Лондон) изучали конструктивистскую Шаболовку. С поправкой на результаты своих исследований они придумали временные объекты, которые могли бы изменить жизнь района. На выставке будут представлены и размышления студентов, и, собственно, проектные предложения.

«Архитектурные стили Москвы»

Пешеходная экскурсия по городу

В чем особенности московской архитектуры, влияет ли назначение здания на его облик и чем отличается эклектика от модерна, а ранний классицизм от зрелого? Наглядно разобраться в этих и куче других вопросов про город и архитектуру предлагают на пешей экскурсии, организованной Музеем им. А.В.Щусева, в эту среду. Обещают хорошую погоду, так что самое время для таких прогулок. За билет просят 400 рублей.

Когда:

2 августа, 18.30

Где:

группа встречается во дворе Музея архитектуры, Воздвиженка, 5/25

Подробности:

здесь

«Вернувшиеся»

Иммерсивный спектакль в старом особняке — про бессовестные семейные интриги

Превратить пьесу Генрика Ибсена «Привидения» (1882) в иммерсивный спектакль придумали одни из пионеров жанра — американская команда Journey Lab. Зритель, попадающий по билету в старый особняк, получает полную свободу перемещений, возможность совать нос куда попало и обнаруживать, например, потайные ходы и комнаты. Артистов полгода в режиме строгой секретности обучали техникам иммерсивного театра; впервые в здешних широтах к жанру променад-театра отнеслись столь основательно. В основе сюжета — семейная драма, главную героиню которой преследуют образы прошлого, радикально меняя будущее. Прежде чем отправиться на спектакль, прочитайте 10 советов, которые «Афиша» давала тем, кто собирается на «Вернувшихся».

Четверг, 3 августа

«Темная башня»

Идрис Элба против Мэттью МакКонахи в экранизации серии книг Стивена Кинга

Долгожданная и на первый взгляд невозможная экранизация опус магнум Стивена Кинга — впрочем, не совсем даже экранизация. Кто читал романы, понимает, что означает рог Эльда и надпись «Последний поход» на постере, — речь пойдет о приключениях, не описанных в книжках. Всем остальным достаточно знать, что это история о стрелке Роланде, последнем благородном рыцаре в мире, «сдвинувшемся с места», который отправляется на поиски Темной башни и Человека в черном, чтобы остановить разрушение мироздания. Под стать амбициозному проекту и звездный кастинг: Роланда играет Идрис Элба, а Человека в черном — Мэттью МакКонахи.

«Теснота»

Кинодебют ученика Сокурова про Кавказ конца 90-х

Нальчик, 1998 год. Ила (феноменальная Дарья Жовнер) из еврейской семьи встречается с кабардинцем. Против этого выступают ее родители — и находят отраду в ее младшем брате Давиде, который уже сделал предложение своей девушке. Однако влюбленного юношу похищают и просят за него выкуп, который семья не может заплатить. Отмеченный призом Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ в программе «Особый взгляд» Канн-2017, талантливый дебют Кантемира Балагова, выпускника кабардино-балкарской студии Александра Сокурова с символичным (даже скорее метафоричным) названием «Теснота». Героям тесно в их жизнях и даже в самом кадре: для создания клаустрофобической атмосферы молодой режиссер использовал специальный узкий формат картинки из люмьеровских времен, что возымело должный художественный эффект.

«Леди Макбет»

Британский триллер по мотивам повести Лескова

Англия, XIX век. Кэтрин (Флоренс Пью) продали вместе с земельным участком в жесткую семью — муж и свекор обращаются с ней как с вещью. Однако вскоре девушка знакомится с фермером по имени Себастиан (Космо Джарвис), и между ними вспыхивает страсть. В оригинале героев зовут Катерина и Сергей, а фильм Уилльяма Олдройда, как вы уже догадались, отталкивается от очерка Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». В итоге у режиссера, актуализировавшего русскую классику, получился викторианский триллер, от которого западная пресса пришла в восторг, — и выглядящий так, будто Хичкок снял «Грозовой перевал».

«Ветреная река»

Криминальный триллер от сценариста «Убийцы» и «Любой ценой»

В индейской резервации «Ветреная река» погибает девушка — за расследование этого дела берется агент ФБР Джейн Бэннер (Элизабет Олсен), а помогает ей местный егерь и матерый охотник Кори Ламберт (Джереми Реннер). Алая Ведьма и Соколиный глаз снова встретились, но не на просторах марвеловской франшизы, а в таящем секреты заснеженном штате Вайоминг — и не важно, что на самом деле фильм снимался в соседнем штате Юта, а точнее, в Парк-Сити, где проходит главный фестиваль американского независимого кино «Сандэнс» (и на котором, к слову, «Ветреная река» произвела фурор). Помимо этого, картина взяла приз за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля 2017 года. Что же, к ее режиссеру действительно стоит присмотреться повнимательнее. Это Тейлор Шеридан, сценарист умной криминальной драмы «Убийца» (в оригинале — «Sicario») и не менее умного современного вестерна «Любой ценой». «Ветреная река» для него не дебют (до этого он снял изобретательный хоррор «Гнусный»), но первый фильм, на котором он выступил и как режиссер, и как сценарист. И явно не последний, где он продемонстрировал свое умение блестяще рассказывать кинематографические истории.

«Охранник»

Антонио Бандерас в боевике про оборону торгового центра

Сюжет, виденный в кино миллионы раз, обрастает новыми подробностями. Эдди Дикон (Антонио Бандерас) устраивается работать охранником в торговый центр, чтобы лишний раз не светиться, но не тут-то было: однажды ночью в двери комплекса стучится девушка, которую преследуют какие-то нелюди. Новое творение не хватающего звезд с неба канадского режиссера Алена Дерошера («Нитро»), который зачем-то решил переснять карпентеровский шедевр «Нападение на 13-й участок».

«Похищение»

Халле Берри отправляется в погоню за похитителями ее сына

Теплым летним днем Карла (Халле Берри) вместе с сыном едет в парк культуры и отдыха, где мальчик внезапно исчезает, а мать оказывается вынуждена играть с его похитителями в догонялки. В общем и целом фильм повторяет сюжет «Заложницы», только мужская и женская роли поменялись местами: не отец разыскивает взятую в плен дочь, а женщина спасает похищенного сына. Режиссер Луис Прието до этого снял британский ремейк «Дилера» Николаса Виндинга Рефна.

Фестиваль британского документального кино In Focus

Фильмы об Эми Вайнхаус, братьях Галлахер, Люсьене Фрейде, Дэвиде Хокни и не только

Первый фестиваль британского документального кино расскажет о легендарных культурных фигурах Туманного Альбиона. Это и мастер фигуративного искусства и портретной живописи Люсьен Фрейд («Люсьен Фрейд: Нарисованная жизнь»). И один из основателей британского поп-арта, много экспериментировавший с фотокамерой Дэвид Хокни («Хокни»). И резонансный поэт Тед Хьюз, который был противоречивой фигурой при жизни — и остался ею после смерти («Тед Хьюз: Сильнее смерти»). В свою очередь, творчеству на острие ножа и саморазрушительному стилю жизни посвящена картина «Эми» про соул-певицу Эми Вайнхаус, тогда как другой документальный реквием, «Oasis: Supersonic», повествует о стремительном взлете и таком же неумолимом падении манчестерского музыкального дуэта братьев Галлахер.

Digable Planets в «Гараже»

Герои афроцентричного джаз-рэпа 90-х, очень вовремя воссоединившиеся в 10-х

Рэп и джаз, уличная поэзия и четко обозначенная политическая позиция в первой половине 90-х принесли группе из Бруклина всемирную славу и премию «Грэмми». Выпустив один за другим два альбома, в 1995-м Digable Planets распались из-за «творческих противоречий». Проработав над их устранением в течение следующих двадцати лет, с 2015-го Digable Planets воссоединились — и очень вовремя: нынешней рэп-сцене их очень недоставало.

Boris в клубе Volta

Знаковые японские нойз-рокеры во второй раз в Москве

В музыке группы Boris чувствуется особенное японское отношение к рок-музыке как к громкому и сложноустроенному аттракциону. Лучшие их треки словно созданы для исполнения на стадионах — кажется, что, освоив формулы построения рок-хитов, они пытаются довести ревущие запилы и стремительные удары барабанов до предела мощи. Без чудачеств и смелых экспериментов в каталоге группы также не обходится — в разное время Boris уверенно заходили на территории дрона, дум-метала и психоделии. В этот раз коллектив приедет в Россию, чтобы представить новый альбом «Dear».

«Я — Гагарин» в Noor Bar

Вечеринка с создателями документального фильма о зарождении клубов в России

«Я — Гагарин» — документалка Ольги Дарфи о стихийных вечеринках в клубе «Танцпол» на Фонтанке, первом российском рейве «Gagarin Party» и танцевальной культуре начала 90-х в целом. Осенью фильм, премьера которого состоялась на Beat Film Festival, выйдет в прокат, а в четверг его создатели и первопроходцы отечественных рейвов встретятся во дворе «Нура», чтобы за парой коктейлей вспомнить, как все начиналось. За музыку в этот вечер ответят Андрей Оид, автор саундтрека к картине и арт-директор Noor, а также коллекционер с двадцатилетним стажем диджей Ухо, и, возможно, еще будет Compass. Вход сделают свободным, но предпочтение отдадут тем, кто нарядится в соответствии с модой тех лет. Подсказка: «Афиша» собирала архивы русского рейва 90-х здесь.

«Особые люди» в Театре на Малой Бронной

Аккуратные диалоги о героизме воспитания ребенка с особенностями развития

Команда учеников Сергея Голомазова разыгрывает аккуратные емкие диалоги, выхваченные из реальности, — о проблеме воспитания детей с ограниченными возможностями в России. В постановке фигурируют чиновники, психологи, родители, а еще отчаяние, смирение и опустошенность.